В любое другое первое апреля пост о том, что в среду новых комиксов не вышло, был бы шуточным. Но сейчас легко поверить, что это правда.
Предположение прошлой недели подтвердилось: американские издательства практически полностью отказались от продажи новых выпусков на непонятный срок. До последнего момента казалось, что наш ДНК будет состоять только из списка Marvel, но и они сделали объявление, буквально вчера. В общем, что-то вышло, но это либо сборники, либо digital-only релизы. Путь к этому исходу был болезненным.
Как мы уже писали в предыдущем ДНК (который по ощущениям был месяц назад), положение у американских магазинов комиксов тревожное. И когда DC изначально объявило, что выпустит новые номера 1 апреля в цифре, владельцы магазинов их с говном съели, обвиняя в убийстве рынка. Масла в огонь подлил тот факт, что Marvel просто сидело и молчало, будто специально ожидало, что DC сделает первый шаг и примет весь огонь на себя. Если кратко, сложившийся в США Direct Market очень сильно зависит от еженедельного возвращения покупателей в магазины за печатными комиксами. Продавцы забеспокоились, что издательства постепенно переучат читателей на электронное чтение — и всё, пиши пропало.
Нам это так с разбегу не понять, у нас синглы такой мегатрадицией не стали, да и электронные комиксы практикует в основном только BUBBLE — и это, судя по всему, не вступает ни в какой конфликт ни с печатью, ни с магазинами. А вот в Америке всё очень принципиально. Получается, что издательства должны учитывать интересы не только читателей, сотрудников и корпоративного руководства, но и LCS, локал комик шопов. DC, чтобы вы понимали, не только пообещали выпустить новинки у себя в приложении и на Comixology, но и своими силами постараться распространить печать по тем магазинам, что еще открыты для посетителей. Звучит хорошо для читателей, которых не оставят без нового контента в трудные времена; для авторов, которые продолжают работать и получать зарплату; для тех магазинов, которым повезло не попасть под тотальный карантин. Но звучит плохо для тех магазинов, которые закрыты не по своей воле — им предлагается сидеть и палец сосать. С их позиции настоящей поддержкой будет ничего не делать, не создавая дополнительный дисбаланс.
В итоге, наслушавшись криков, DC так и сделали: в новом анонсе они откатили идею что-то выпускать и перенесли новые выпуски на конец апреля — неизвестно, задержатся ли они на новой дате и что к тому времени должно произойти, чтобы изменить ситуацию. Только после этого Marvel наконец выступило со своим объявлением, поддержав позицию большинства.
Трудно сказать, правильное ли это решение. Да, под угрозой десятки или даже сотни магазинов по всей стране с их владельцами и сотрудниками, магазинов с такой же или даже более долгой историей, как многие издательства. С другой стороны, ничуть не лучше издательствам и их авторам, которым бы не хотелось какое-то время совсем оставаться без выручки. Пока магазинам удалось одержать победу. Но, возможно, они просто отсрочили апокалипсис.
Опять же, им там страшнее, чем нам, это их система, существующая десятки лет. Если она развалится, комиксы (надеемся?) не пропадут, скорее случится насильственная революция в области распространения. Но безусловно неприятно думать о том, как люди, для которых эта индустрия вся жизнь, могут навсегда потерять в ней рабочие места.
Ну а читатели... К сожалению, в плане нового контента американским комиксам вам предложить пока что почти нечего. Так что можете расслабиться и признать, что у вас почти нет причин отказываться от просмотра Tiger King на Netflix.
Если серьезно, сейчас самое время нагнать то, от чего вы отстали, и прочитать то, что давно хотели, но откладывали. Либо это у вас уже куплено и пылится на полке, либо пора купить сейчас — если есть на то деньги. Если захотите потратить доллары на Comixology, это неплохой вариант, но лучше зайдите на сайт любимого магазина вашего города или российского издательства и выбирайте там. Многие даже практикуют бесплатные сэмплы — «Азбука», «Комильфо», BUBBLE так и вовсе сделал бесплатными десяток целых книжек. Изучайте их сайты и группы ВКонтакте!
Да, прошлое вступление закончилось по сути на той же мысли, но важно понять, что американскую индустрию мы можем всячески анализировать, но её судьба от нас с вами не зависит — по-настоящему поддержать мы можем только своё, родное. И это никогда не было так важно, как сейчас, поверьте.
Мы пока еще не знаем, появится ли в следующую среду на SpiderMedia какая-то статья. Возможно, для поддержания бодрости духа в нашем сообществе, мы продолжим делать посты, чтобы беседы не угасали. Может, даже наоборот, разгорелись с новой силой.
Начать можно уже сегодня. Что прочитали нового? Может, что посмотрели? Или даже послушали? Рассказывайте, о чем хотите!