RSS

Constantine s01e13: «Waiting for the Man» — мнение редакции

16.02.2015, 17:48 — Алексей Замский 6879 0

Последняя серия первого и, видимо, единственного сезона. Последняя встреча с персонажами, которых вы успели — или, что вероятнее, не успели — полюбить и запомнить. Последняя рецензия Лароша по понедельникам (но это не значит, что он куда-то денется). Играет трагическая музыка. Идет дождь.

Ночью в заброшенном парке развлечений сбежавшая из дома девочка встречает трех сверстниц в подвенечных платьях, которые уводят ее к Мужу. Этот самый Муж выглядит крайне подозрительно, а главное — вовсе не похож на то, что вы себе представили, когда я сказал, что ему служат три девочки в свадебных платьях. В то же самое время новоорлеанский полисмен Джим Корриган обращается за помощью к Джону Константину и Зед, потому что один из его коллег погиб при загадочных обстоятельствах, а Папа Миднайт тоже хочет встретиться с Константином — но вовсе не для того, чтобы просить о помощи.

Be an angel,
come over here
and hold it for me, wudja?
You’re like a blister -
you only appear
when the hard work is done.

Ну что, время закрывать лавочку и расходиться? Если не произойдет чуда, то «Константин» закончился и теперь нам остается только ждать новой попытки рассказать историю про английского ублюдка. Ну, рано или поздно попытка будет предпринята, я думаю — это ж вам не фильм с супергероиней в главной роли, чтобы после двух неудач сказать «Ну, здесь рыбы нет, ловить нечего». Сериал — а мы будем считать, что перед нами уже весь сериал, хотя надежда умирает последней — откровенно не удался. Намерения создателей были благими, порывы — правильными, но намерений бывает недостаточно, чтобы сделать все, как надо. То ли сценаристы и продюсеры оказались слишком здоровыми людьми, то ли все их безумие было зарублено на уровне студии и канала. При чем тут здоровье? А вы посмотрите на любого из людей, которые писали хорошие истории про Джона Константайна в комиксах — там же если у кого не погублена печень и почки, то непременно расширены зрачки. Команда сериала, как могла, агитировала людей его смотреть, но когда ты выходишь в пятницу вечером, сделать можно не так уж много.

Очень жаль, между прочим, что во все эти «Save Constantine» и лайв-твиты не включался Дэвид Гойер. Я прожженный диси-бой и мне было бы в радость опять свалить все неудачи экранизации на него. Но Гойер, видимо, не участвовал в работе и только дал сериалу свою фамилию. Действительно, ему целого «Бэтмэна против Супермена» надо ударить об айсберг и потопить, где уж ему заниматься теликом. В заключительной, тринадцатой серии Джон Константин опять спасает маленькую девочку. Я в ходе просмотра, особенно в первой половине сезона, не обращал на это внимания, но у сериала, оказывается, есть простая, как три рубля одной бумажкой, центральная тема — якобы-циничный и вроде-бы-плохой Джон Константин спасает невинных от злодеев. Невинными сплошь оказываются маленькие девочки, гораздо реже — маленькие мальчики, и только иногда взрослые люди. Даже удивительно, что в «Святом последней надежды» младенец был мужского пола. Впрочем, этот прием объясняет, почему Джон с энтузиазмом ввязывается в разные дела и вообще за первый сезон превратился в полноценного героя-крестоносца, который обещает не знать покоя, пока не выгонит всех демонов, каких найдет — все дело в Астре и Ньюкастлском инциденте. Нам про нее редко напоминают, чтобы она не навязла в зубах, но при повторном просмотре сезона, полагаю, параллели всех последующих серий с пилотом станут куда заметнее. Но вряд ли найдутся желающие повторно посмотреть первый сезон «Константина».

Сюжет тринадцатой серии в общих чертах взяли из комикса — и, как вы знаете, эпизоды «Константина», прямо повторяющие книжки с картинками, обычно оказываются самыми сильными. Увы, среди таких историй «Waiting for the Man» я считаю самой слабой. Нет, комикс был хорошим или по крайней мере неплохим. Но это, в оригинале, done-in-one история, в которой важна не линия с похищенной девочкой, а расстановка фигур по местам. В том номере впервые появились Зед, Крестовый Поход Возрождения и противостоящая ему по-Делановски нелепая Армия Обречения (Damnation Army — это как Salvation Army, Армия Спасения, только наоборот и без собственных магазинов). Кроме того, номер был одним из первых в именной серии Константайна и устанавливал правила игры, черты характера персонажа и прочие сценарные штучки-дрючки. «Детективная» же фабула решалась героями в два движения и на тематическом уровне была про то, как люди (и в первую очередь девушки) делают в жизни не то, что хотят, а то, к чему их принуждают окружающие. Этот мотив в серии практически потерялся, но потерявшись, заменился другим. В комиксе — где помимо диалога и картинки Делано активно пользовался закадровым текстом — почти все слова и действия Джеммы (а, ну да, первоначально ее зовут не Веста, а Джемма, и она племянница Джона Константайна) вызваны ее желанием сделать «как надо», не обидеть новых подружек, не вызвать гнева Мужа. Она боится возражать — и поэтому ее ведут и тащат, куда захотят.

Тема социального положения женщины в серии осталась, но рассматривать ее стали с другого ракурса — можно сказать, что с американского взамен британского. Вместо социального давления и подчинения главенствующую роль в истории Мужа играет идея маньяка о том, что ему полагается девственно чистая невеста. А поведение девочки стали объяснять тем, что она из неполной семьи и у нее искажено представление о том, что такое семейное счастье. Но это все, как обычно в «Константине», никуда не привело — в последней трети серии тематическая глубина пропала, остались только экшен и саспенс, купленные в большой упаковке на распродаже.

Хорошо хоть скучать не довелось. Другой аспект серий, «наследующих» истории из комикса — их сюжетная плотность. Притом, что заимствуется только самый поверхностный слой сюжета (и в этой серии, и ранее), создатели как будто бы хотят «не посрамить» первоисточник и закручивают сюжетные пружины посильнее. В этот раз сюжетных линий было фактически три, что для «Константина» — небывалая роскошь. Были и интересные декорации, и новые магические эффекты — но все это, в конечном итоге, было зря.

Про это можно говорить, как про магистральную проблему всего сериала — в нем происходит слишком мало всего. Брухерия так и осталась пустым словом, вроде «Поднимающейся тьмы», которой «Константин» скоро начал бы объяснять всё, включая инфляцию и безработицу. Второстепенные персонажи так и остались одномерными. Сам Джон Константин так и остался стандартным антигероем, у которого жесткая корочка и мягкая середина, и интересен он разве что пока о нем говорят другие герои. Единственное, в чем сериал не подвел — это в том, что Константин и в самом деле «мастер темных искусств». Только вот это то место, где мы, как читатели комиксов, остались недовольны. Ну да, да, «правильным и каноничным» далеко не всегда является то, на что интересно смотреть на экране и, более того, не всегда то, что можно нормально экранизировать, как гигантский головоног в «Хранителях» или, зачем далеко ходить, прическа Зед из комиксов — на экране она смотрелась бы, как что-то из «Семейки Адамс».

Но давайте в этом отношении посмотрим на Джона. Константайн, каким мы его знаем, избегает пользоваться магией — и потому, что магия всегда опасна, и потому, что он не очень-то хорошо ей владеет. Джон Константайн блефует и угрожает — и именно его длинный язык и способность уверенно держаться в ситуациях, когда он явно заплыл не на свою глубину, спасают его из раза в раз. И это же как раз то, что хорошо выглядит на телевидении! Герой избегает спецэффектов, пудря мозги противникам — и мы все простим, лишь бы он говорил хлесткие и интересные вещи. Всяко лучше, чем CGI-дым и зеркала (причем в «Константине» это чаще всего буквальный дым).

Вторая ключевая проблема «Константина» — в том, что мы не представляем до самого конца правил игры. Что может Брухерия? Как действует Поднимающаяся Тьма и на кого? Что умеют злодеи? Что умеет, наконец, герой? В каждой серии в дело вступают новые магические предметы, заклинания и законы, и все они работают не дольше телевизионного часа, а потом забываются. «Синдром хроноворота» как есть. Даже в рамках серии мы часто не знаем, что будет опасным, а что нет. Вон, в последней серии (все еще без спойлеров) мы вдруг обращаем внимание на то, как много проблем решилось бы, носи Джон при себе пистолет. В конце концов, он и так владеет кучей предметов, которые могут вызвать подозрение полицейского при досмотре — что изменит пистолет-то? Тем более он у Джона есть — мы видели револьвер в прошлой серии. Джон просто, видимо, никогда не берет его с собой.

Но вернемся к серии. Самая интересная ее составляющая — это Муж. Истории про Джона Константина должны быть историями про «старую магию на новый лад» — древние ритуалы для современных нужд, древние заклинания новыми методами. И поэтому очень здорово, что в качестве серийного убийцы-сатаниста, который обряжает девочек в старинные свадебные платья и падает на колени перед алтарем с козлиной головой, мы видим кондового реднека с густейшим южным акцентом. Фильмы ужасов и криминальные драмы про американский юг давно нас приучили к тому, что водители грузовиков — опасные и непредсказуемые типы, но сатанистов в бейсболке я видел не так уж много. Но ведь это правильно — а чего мы должны ожидать в 2015 году, черной кожи и кружев?

Вместе с реднеком в серии образуется совершеннейший паноптикум акцентов — пять активно действующих персонажей каждый говорят по-своему, а единственный человек без выраженного акцента, Чез, в серии не появляется. Поневоле заново замечаешь, насколько «театрализованы», ненатуральны многие из этих акцентов. Причем если Мэтту Райану всего-то нужно сместить выговор на пару сотен километров, то Эммету Сканлану приходится гораздо хуже — свой «родной» ирландский он меняет на новоорлеанский, и все серию старается говорить потише, чтобы искусственность акцента была не так заметна. Я не стал выяснять, откуда родом актер, играющий Мужа, поэтому не знаю, бывают взаправду такие карикатурные «южные дролы» или все-таки нет.

Дальше будут спойлеры!

Говорить о сквозном сюжете, когда знаешь, что рецензируемая серия — последняя, как-то глупо. Поэтому все «большие новости» сериала обсудим прямо здесь, тем более что основная тема, которую хочется обсуждать с посмотревшими — это клиффхэнгер, неправда ли? Черон тут уж рискнул, так рискнул. По последней минуте 13-й серии выходит, что за Брухерией и, значит, за поднимающейся Тьмой стоит ангел Мэнни, духовный пастырь Джона. Он так прямо и говорит «Брухерия работает на меня». Подготавливают нас к этому моменту только в первые мгновения серии — во фрагменте «в предыдущих сериях». Там есть знаковая фраза Папы Миднайта о том, что Джона и его глобальную миссию предаст кто-то, кто очень близок к нему, а также (и с первого раза я не придал ему значения) момент, когда Мэнни является Джону на дне ямы, в которой горит огонь. Эта самая сцена с ямой смотрелась ранее не так драматично, но теперь в ней воленс-ноленс прочитывается дополнительный символизм. И, конечно, половина интернета уже записала Мэнни в Люциферы. С Люцифером в мире комиксного Джона Константайна не всё так просто (интересующихся отсылаю к комиксам «Люцифер» и «Сэндмен»), но «первый из падших» в самом деле уже упоминался в сериале и запросто может выйти на сцену.

Согласен ли я с такой трактовкой? Боюсь, что нет. Неписаные правила сериальной игры требуют, чтобы такой поворот сюжета был выдуман и подготовлен заранее, а значит, в предыдущих появлениях Мэнни нужно искать подсказки. И хоть никакого желания пересматривать весь сезон нет, на пару-тройку сцен я все же глянул. В самом деле, у Мэнни есть много сцен, где он делает странные вещи. В тот момент это смотрится, как демонстрация слабости ангела, нужная, чтобы мы сопереживали ему, но теперь на эти эпизоды можно взглянуть по-другому. Мэнни завидует свободной воле людей, не слишком любит правила, по которым полагается играть на господней службе, несколько раз прямо вторгается в жизнь Джона (особенно ярко — когда сжигает карту Эвердинов) и высказывает далеко не одну сомнительную сентенцию. При всем при этом ни одна из этих сцен не может служить прямой уликой, а сцен, противоречащих версии «Мэнни = Люцифер», вполне достаточно. Как минимум он показывает свою полную неосведомленность и заинтригованность как делами плоти (в серии про больницу), так и делами и чувствами павших ангелов (в серии про змееносцев). Не один и не два сериала на нашей памяти играли карту «Это он только притворялся и делал вид» — ага, особенно наедине с собой — и такого поворота можно ждать и в этот раз. Поворот будет крайне дешевым и пошлым — но «Константин» никогда не избегал дешевых и пошлых ходов.

Взять хоть момент с Джимом Корриганом, который выбирает между законом и возмездием — за минуту, с подачи Джона Константина, и без особого щекотания нервов зрителей. Мы знаем, чем все должно кончиться для Джима, но нельзя же так в лоб, честное слово. Мы, кстати, знаем и то, что «настоящий» Призрак из Эммета Сканлана не получится, но это «мы» включает только Лароша, который обожает старые комиксы и не любит все эти новомодные штучки и реалистичных персонажей.

Еще финал серии подарил нам нежданный любовный треугольник в самый раз для уровня подросткового шоу (табличка «сарказм») — Джон Константин уже давно решил, что ему нравится Зед, и пару раз грубовато сказал ей об этом, но Зед ответила взаимностью Джиму Корригану, который трогательно заботится о ней, не курит и имеет гораздо меньше сомнительных страниц в биографии.

Ну и не могу не отметить совершенно неудовлетворительную историю с Папой Миднайтом, в которой создание реалистичного зомби занимает больше времени, чем этот зомби реально используется (и кстати, Папа, почему ты не дал своей марионетке пистолет?), а все объяснение мотиваций Папы делается через «монолог злодея, наставившего ружье на героя».

Уроки современной магии с Джоном Константином:

Этот подзаголовок был придуман в самом начале цикла, когда надо было предугадать, какие элементы будут в сериале повторяющимися и из них можно будет сделать аттракцион. Мне повезло больше, чем авторам с одного сайта, где сделали рубрику «Таинственная жидкость недели» (справедливости ради, в начале сезона таких жидкостей хватало), но не намного. Магия всего сезона была традиционалистской, скучной и без изюминки. Вот и в этот раз, например, Джон окропил труп святой водой, чтобы проявить дьявольское клеймо — и про этот труп и обстоятельства его смерти мы немедленно забыли, — а также произнес какие-то слова, чтобы из тел мертвых девочек вышел голубой дым. Зато была эффектная — и, как и нужно, неприятная — сцена, в которой Джон сует моток волос в рот, а пальцы — в розетку. Тут, к сожалению, проявилась еще одна привычка «Константина» — взять крупную концепцию, упомянуть ее по случаю и тут же забыть навсегда. В этот раз досталось тибетскому Бардо. Наконец, были заклинания Папы Миднайта — он создавал зомби, которым дистанционно управлял, а потом точно таким же образом применял ворону.

Высшая точка серии: Будем считать, что это финал, в котором Джон обещает, что не успокоится, пока не замочит всех врагов разумного, доброго и вечного. Не то чтобы это очень «правильная» для Джона Константайна сцена, но она вполне соответствует духу показанного в сериале персонажа и вместе с финалом 12-й серии (ну, где Джон от церковной свечи прикуривал) закрепляет протагониста в статусе Героя с идеалами и целями. Ну или можно выбрать практически любое появление Мужа на экране — сочетание слов, которые он говорит, с его акцентом не переставало меня радовать и при повторном просмотре.

Низшая точка серии: момент, когда Папа Миднайт стреляет в Джона Константина, тот падает и мы уходим на рекламу. Меня давно так дешево не разводили на «не переключайтесь». Даже то, что развязка этой сцены вполне неплоха — Джону не удается заболтать Папу, тот стреляет ему в голову, но все это оказывается заклинанием гламора с использованием трупа полицейского (в самом деле, его мертвое тело ему уже не пригодится), — не спасло дешевый момент.

That’s all, I guess. А я-то думал, что буду вести эту рубрику много лет!

Robert Dent, 16.02.2015 18:02:16
в качестве саундтрека для материала, да
http://www.youtube.com/watch?v=RnWfpFl0B0s
Дмитрий Андреев, 16.02.2015 21:02:44
Это были 13 прекрасных понедельников. И хотя я не выдержал и дропнул сериал после ужасного возращения из mid-season finale, каждая рецензия брала всё новые высоты. И в этом как раз, для меня, и был основной провал сериала - каждая последующая серия не пыталась прыгнуть выше головы свой предшественнице, ну или быть слегка лучше. Или на худой случай, удерживать ту же планку качества. В любом сериале, будь в нём хоть 13, хоть 24 эпизода, всегда будут как слабые так и сильные эпизоды. Но в Константине даже в самый его сильный эпизод (для меня это был "Пир друзей") приходилось скучать. И при этом скучно было либо большую часть серии, либо на протяжении всего часа. Возможно, настолько скучно было только мне, как небольшому любителю мистических сетингов. Но при этом я просто обожаю Баффи и питаю нежную любовь к сериалу Ангел. Так что...
Как я уже не раз отмечал, данный цикл рецензий предоставлял больше развлечений чем сам сериал. Могу даже добавить, что статьи Алексея были намного более познавательные чем многие хорошие и/или серьёзные сериалы могут только надеяться. Поражал и энтузиазм автора, его искренность, его мастерство во владение словом. Но самое важное, на мой взгляд, в том что Алексей преуспел там, где Константин с треском провалился, - он убедил читать сам комикс, за что я ему лично очень благодарен.
P.S. Отдельное спасибо Robert Dent'у за удачно подобранный саундтрек. Действитель грустно расставаться с любимой рубрикой. Но одновременно теплится и лёгкая надежда, что Алексей с нового сезона возьмётся рецензировать новый сериал основанный на комиксах. Учитывая то, сколько их заявлено, выбор однозначно будет. И некоторые действительно могут привести к многолетней и процветающей рубрике.
al-ib, 16.02.2015 21:02:29
сай фай опровергли инфу о переносе. эт говно никому не нужно. Стоит готовиться к новой боли ребята. На имдб парниша занимающийся редактурой сценариев написал нелестное о пилоте Проповедника.

не считая ущербного сценария проблема в самом герое. Константин тут не мудак, а чистокровный герой, который спать не может лишь бы поискать искать людей, которым надо помочь.
ВКПС, 17.02.2015 00:02:46
Эх!
Есть идеи, какая рубрика откроется следующей?
Hella, 17.02.2015 01:02:31
Следующим должен быть Проповедник, я считаю)
ВКПС, 17.02.2015 01:02:06
До "Проповедника" еще шагать и вышагивать. Пока что можно побаловать всякой нечистью вроде обзоров на FULL SEASONS... не знаю, "Картера", например. С последних двух эпизодов хочется просто вздернуть сценаристов на петле, гойер им в одно место...
max, 17.02.2015 02:02:09
Если Вы про последние две серии "Агента Картер", то я не пойму, что в них не так они же драйвовые. Жалко, что общая картина пока не складывется, например, кто воровал эти бомбы и кк они вообще отдельно от общей партии оказались, или нафиг позволяет агентам забирать оружие Старка, чтобы потом же опять его красть.
ВКПС, 17.02.2015 10:02:55
Первые 4 серии шпионский триллер. Можно даже сказать, интеллектуальный (для "Марвел"). 5,6 - очень глупый боевик (даже для "Марвел") с кучей совершенно безумных идей (привязывание к кровати, видимо, нужно, чтобы как можно проще было вычислить советских шпионов - по отметинам на руках). Я прям стою и вижу, как все это НЕ РАБОТАЕТ.
Одно радует - сериал, конечно, исповедует равноправие полов, но нельзя не признать, что мужчины-американцы в этом сериале просто НЕВЕРОЯТНО ТУПЫЕ.


max, 17.02.2015 12:02:47
Когда-то и экшен должен быть, нам видимо дали пополам. А привязывание к кровати при промывании мозгов я не первый раз вижу, да и логично это, дети же сбежать могут.
ВКПС, 17.02.2015 15:02:58
Во-первых, дети никуда не денутся из адекватно охраняемой территории. Во-вторых, такая тренировка имеет право на жизнь только если вас учат спать в неудобном положении (но это, как мы уяснили, не тот случай). В-третьих, то, что мы это видим не в первый раз, не означает, что это бред сивой кобылы:)
max, 17.02.2015 16:02:47
Там детей вагон и маленькая тележка в придачу, к тому же обученные, попробуй уследи. При чем тут неудобное положение я не понял, их цепляют к кровати, чтобы никуда ночью не ходили, а все спали.
AlexxMcWolf, 17.02.2015 10:02:41
Есть старая шутка, что если в начале индийского фильма на стене висит ружье, то к концу фильма оно будет петь и плясать. В какой-то мере именно это мы и видим в 13-й серии. Нам снова показывают куклу вуду сделанную при первой встрече папы Миднайта с Константином(она работает вроде источника запаха для поисковых зомби). Чудо дробовик папы Миднайта. Джима Корригана. Гэрри факинг Лестера (ок, так себе камео, но было же). Мы практически впервые (ок, второй раз вспоминая того же Гарри Лестера) в сериале видим как у Джона есть план и он срабатывает (я сейчас про гламор на трупе). Ну и курит Джон всю серию, как в последний раз. За всем этим серии практически не видно. Да есть тот самый the Man. О том, что он нечто больше чем рэднек, умеющий подчинить себе маленьких девочек мы можем только догадываться по необычному трупу с которого начинается общение Корригана и Константина. Ну и девочки да, души которых Джон отпускает на волю. За исключением этих деталей Джон мог и в принципе никак не встревать в расследование.
Ларош, 17.02.2015 13:02:16
Очень точно подмечено, да.
JackT, 20.02.2015 00:02:27
Во первых огромное спасибо за ваши рецензии, но может быть вы несколько поспешно хороните сериал и мы еще насладимся вашими размышлениями по теме? К тому же есть надежда, что все таки сериал "немного" откалибруют, как обещают сделать c Extant, и пойдут дальше...

http://www.bleedingcool.com/2015/02/19/daniel-cerone-tweets-status-constantine/
Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
8112 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
17969 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
21503 60