RSS
Рекомендуем

Constantine s01e04 «A Feast of Friends»: Мнение редакции

16.11.2014, 12:18 — Алексей Замский 4051 0

Честное слово, я не прилагаю никаких усилий — но каждая следующая серия «Константина» мне нравится больше предыдущей. Еще рано говорить, что у сериала вышла безусловно хорошая серия, но подвижки к этому имеются. Почему я так думаю и что интересного показали по телевизору в эту пятницу? Чтобы узнать, читайте дальше. Спойлеры есть, но как можно более завуалированные, остальное по-старому.

 

В Атланту в поисках Джона прибывает его старый друг времен истории в Ньюкастле. Этот друг привозит с собой из Судана заточенного в бутылке демона, который по неприятному стечению обстоятельств вырывается на свободу и начинает убивать людей, вселяясь в них. Очень скоро Джон Константин обнаруживает, что обычные способы борьбы с демонами в этом случае не сгодятся и нужно искать нечто особенно сильное.

I’m off to see a man about a dog.
Or, rather, a shaman about a bloody demon.

В четвертой серии «Константин» сделал то, чего от него никто уже не ожидал — облокотился на комиксы. В основу сюжета создатели положили первые два выпуска «Хеллблейзера» — и те, кто прилежно делал домашние задания, уже догадались об этом по названию. Серия повторяет основные сюжетные элементы истории, на которой основана, но только в самых общих чертах. Отчасти это можно понять — шесть десятков комиксных страниц — это куда плотнее, чем сорок экранных минут. Но из сюжета выбрасывают даже персонажей, которые есть в сериале. Кроме того, фигура Гарри Лестера, того самого друга из Англии, вызывает гораздо больше понимания и сочувствия, чем в комиксе. Это, надо полагать, сознательный ход — сериал продолжает оберегать нас от совсем уж серьезных тем и не дает Джону Константину (мы не будем, я напоминаю, называть сериального героя Константайном, чтобы не огорчать фанов) спускаться на дно жизни (куда его постоянно затягивала в комиксах то одна, то другая передряга).

При этом сериал вспомнил, что выходит на NBC — том самом канале, где порезать человека на части можно, а раздеть — нельзя. Сигарет в кадре в этот раз не было вовсе, тема наркотиков была подана максимально незаметно и аккуратно — зато нам показали несколько довольно жестоких сцен боди-хоррора. Наверное, в каких-нибудь «Ходячих мертвецах» показывают куда более впечатляющие вещи, но я их не смотрю — если вы смотрите оба сериала и можете сопоставить, расскажите в комментариях, что думаете. С «Мертвецами» я сравниваю в силу характера того, что именно нам показывали. Я предпочел бы «Strain», честно говоря.

Считать, что прибранность и приличность «Константина» — следствие политики канала, а не желание DC пригладить и отцензурить Смеющегося мага, мне позволяет как раз боди-хоррор и сопутствующие ему вещи. Жестокие и неприятные сцены в четвертой серии — не просто «украшение» картинки, вроде взрыва или психоделических спецэффектов. Это ежедневная реальность для тех, кто живет бок о бок с демонами — что тараканы, что уродливые трупы, что неприятные жидкости, берущиеся ниоткуда, как в предыдущих сериях. А в этот раз странных жидкостей не было — и вы заметили, чего не было еще? Финального «письма принцессе Селестии». Монтаж под музыку и закадровый голос может быть очень сильным ходом для развязки, который заставит зрителя оцепенеть и очнуться только посреди титров. Но этот же монтаж в серии, которая не заслужила такую концовку, ощущается иначе. Сериал в таком случае говорит тебе «Ну, мы тут закругляемся, короче, готовься выключать». Четвертая серия отпускает зрителя без натянутой морали, без какого-то приемчика, который бы напомнил, что это все по телевизору, понарошку, и вот уже закончилось. Вот такой у Джона Константина мир, между прочим — проверенные методы не действуют, люди гибнут ни за что (даже не узнав, что происходит), а в конце еще и морали не выдают. Вы ведь именно такого «Хеллблейзера» и хотели, правда? Или принципиально все-таки то, курит Джонни или нет?

Тематически серия интересна сразу дважды — в смысле, я могу разглядеть в ней два подтекста, один из которых вполне может быть случаен. Гарри Лестер приезжает в США из Африки, где он излишне близко контактировал с местным населением и привез с собой опасный организм. А потом из-за неосторожности службы охраны аэропорта этот организм вырвался на свободу. Мы, зрители, знаем, что это демон голода, но для жителей мира «Константина» это неизлечимый экзотический вирус — так это выглядит при разборе последствий гибели одной из жертв демона, так это подают по телевидению. Правда, камерность съемок «Константина» не позволяет нам увидеть, какие последствия в Атланте вызвало появление демона — тараканов гоняют по нескольким закрытым помещениям и довольно быстро ловят (если вы считаете, что «Джон победил» — это спойлер, то у меня для вас плохие новости). Но к такому «недоподтексту» мы уже привыкли по предыдущим сериям.

Куда интереснее вот что. Гарри Лестер — это привет Джону из прошлого, из его условной молодости (о Ньюкастле говорят, как о чем-то, что было очень давно, но при этом не видно, чтобы Джон или его боевые товарищи как-то сильно изменились с тех пор). И когда Джону приходит этот «привет», он вынужден вернуться к старым замашкам, чтобы решить вставшую перед ним проблему — он принимает психоделики, прикрывает товарища от шпаны, бьет стекла и дурит голову служителям закона. Вопрос в том, как сочетаются старые привычки и новые принципы Джона Константина. Или скорее — не мешают ли старые шрамы делать новую работу.

Что же не позволяет назвать эту серию хорошей? Во-первых, серия не так уж содержательна, как кажется. Она была очевидно сфокусирована на Джоне — что он делает, какие решения он принимает, в каком мире живет. Но все опять, в общем-то, свелось к тому, что Джон рассказывает о себе сам, а сопровождающие его персонажи нужны чисто для выполнения сюжетных функций. Ангел — для туманных намеков на развязку, а Зед — вообще просто так, чтобы было на чьем примере показать, как проблемы Джона становятся проблемами всех вокруг, и было кому покричать «Что ты делаешь!» Показательный пример — помните, в прошлой серии Зед крала для Джона бэджик? В этой серии Джон успешно справляется с такой задачей сам, да еще нам дают понять, что он отлично это умеет. Да что там — даже видения Зед и окровавленная карта США в этот раз не пригодились. События на экране уплотнили, чтобы нашлось свободное место для разговоров персонажей за жизнь — но ничего существенного в этих разговорах сказано не было. «Процедурная» часть выглядела добротно, не хуже большинства полицейских сериалов, но в ней не было ничего такого, что мы не могли бы увидеть в «Сверхъестественном» или, если копать в прошлое, каком-нибудь «Ангеле». Собственного лица в этом плане у сериала все еще нет. Как нет и персонажей, помимо собственно Джона, за которыми мы следим и которыми интересуемся. А Джона оберегают от серьезной драмы — он, конечно, в итоге планирует и совершает нехороший поступок, но Гарри Лестер во многом сам виноват и нам многократно дают понять, что ничего хорошего из него не выйдет. А от того, что он щенячьими глазами смотрит на Константина, нам ни горячо, ни холодно — у нас (по крайней мере, у меня) главный герой все еще восхищения не вызывает. Он, конечно, неплохой парень (далеко не тот обаятельный ублюдок из комиксов), но ничего впечатляющего, по-моему, так и не сделал. Даже шутки у него не особенно очаровательные. Но если «Константин» в ближайшее время освоится со своими «процедурными» элементами и будет раз в серию удивлять так, как в этот раз было в сцене с приемом наркотика, можно будет сказать, что всё у него хорошо. Есть на свете сериалы, которые находят свой неповторимый голос только ко второму сезону. Рейтинги у «Константина» пока не падают, так что есть шанс, что голос найдется и мы здесь надолго.

Уроки современной магии с Джоном Константином:

Волшебная карта не пропала, ура! В остальном серия довольно маломагическая. Бутылку для заточения демонов я бы не счел современной, не будь рядом с ней невероятной «гравировальной перчатки» Константина и не цитируй сцена экзорцизма, э-э, «Экзорциста». На безрыбье этот постмодернистский штришок необходимо зачесть. Еще Джон заставляет охранника танцевать, но мы не видим, как, собственно, это произошло.

Дальше будут спойлеры!

Сквозной сюжет:

Чез, Зед, Мэнни: Зед и Мэнни есть в этой серии и делают то же, что обычно, так что сказать про них особенно нечего. Чез куда-то делся.

This rising darkness nonsense: Прилив тьмы разок упоминается, но к сюжету практически не относится.

 

Высшая точка серии: я простой человек, меня легко впечатлить; высшая точка поэтому — наркотический трип Джона и Номмо, и разумеется, его первая часть — отличная игра цветом и камерой, «вселенные встают и рушатся» и последующий момент с глазом, который в комиксе был, но я его все равно не ожидал.

Нижняя точка серии: момент, когда нам подают в свете рампы героическое самопожертвование Лестера. Как я уже говорил в прошлых выпусках рубрики, меня сильно огорчают развязки в сериях «Константина». Они наиграны и сверхдраматичны, я не могу им сопереживать. Не подмигнули ли мне сценаристы, вынеся самый пошлый и слезливый диалог на театральную сцену — не знаю. Не украшает сцену и то, как удобно демон ждет, пока с ним начнут разбираться. Первый раз вижу, чтобы в театре ели попкорн, кстати.

Мы, как уже было сказано, здесь надолго — а вы-то с нами? Get used to us, chum.

Shep, 18.11.2014 08:11:14
Согласен, развязки серий какая-то ванилька.
Самопожертвование? Пфф.
valber, 21.11.2014 22:11:17
"
как раз боди-хоррор и сопутствующие ему вещи. Жестокие и неприятные сцены в четвертой серии — не просто «украшение» картинки, вроде взрыва или психоделических спецэффектов. Это ежедневная реальность для тех, кто живет бок о бок с демонами — что тараканы, что уродливые трупы, что неприятные жидкости, берущиеся ниоткуда, как в предыдущих сериях.

А в этот раз странных жидкостей не было — и вы заметили, чего не было еще? Финального «письма принцессе Селестии».
"

Порвало просто))) Отослал знакомым понифилами этот кусок.
Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
5819 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
14220 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
17901 60