Не успел Уоррен Эллис впервые за тринадцать лет вернуться в основную вселенную DC Comics, как тут же словил реткон на причинное место. Как ни странно, кармическое колесо переехало его не до конца, и новая этика новой этикой, но ДиСи хватило здравого смысла выпустить двенадцатиномерную максисерию The Batman’s Grave целиком (а я-то уже приготовился ждать последний номер лет десять).
И ведь все так хорошо начиналось: с одной стороны, сценарист перезагружает одно из своих самых значительных творений — команду The Authority (а заодно и весь остальной Вайлдсторм). А с другой — со своим именитым напарником все по тем же «Авторитетам», Брайаном Хитчем, делает самодостаточный комикс про Бэтмена.
БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!
«Могила Бэтмена» — вообще очень выверенный с точки зрения коммерции проект. Комикс полностью перенимает стилистику нолановской трилогии, и его действие вполне могло бы происходить где-нибудь между второй и третьей частями «Темного Рыцаря», если бы не любопытный (я воздержусь писать «новый» или «оригинальный», потому что ну неужели?) метод ведения Брюсом расследований; еще более циничный, чем обычно, Альфред; и слегка посеревший с морально-этической точки зрения комиссар Гордон. Ну и концовка.
В остальном же тут полный набор художественных решений, за которые любят Эллиса, Хитча и Нолановского Бэтмена: всякие там ультранавороченные брони вместо костюмов, отсутствие свойственных комиксам аляпистых тонов, зрелищность, общая брутальность происходящего и ... суперприз: БРОНЕМОБИЛЬ!
Уоррен Эллис также не стал использовать никого из обширной роуг гэллери Бэтмена. Все злодеи будто бы придуманы непосредственно для этой истории. Понятно, что о бэт-фэмили не стоит даже и заикаться.
Комикс оправдывает свое вызывающее название, начинаясь и заканчиваясь видом на надгробную плиту Брюса Уэйна. Красивая композиция и какая-то даже... неожиданная? (третий раз я ловлю себя на мысли, что от комикса веет какой-то свежестью, но ведь это не так, это же фикция; даже в новых антагонистах нет ничего оригинального. Просто крайне опытный сценарист ловко проделывает свои фокусы? Или это освобожденные от оков континьюити части тела ощутили давно забытый ветерок?) [Тем более удивительно, что комикс выходил не под эгидой Black Label.]*
*На самом деле, при желании «Могилу Бэтмена», полностью обесценив открытый финал, вполне можно оставить в континьюити. Скорее всего, ДиСи просто пытается и рыбу-джокера съесть, и к Доктору Манхэттену на коленки сесть. Эка невидаль.
От самого сюжета свежестью уже не веет. В Готэме действует новая группировка, которая проявляет себя через серию преступлений, а Бэтмен расследует и пытается с ней разобраться. Но расследует занимательно (для Бэтмена): Брюс представляет себя на месте преступника, думает, как преступник, визуализирует его мысли — и Брайан Хитч рисует это так, будто Уэйн действительно на какое-то время становится объектом своих изысканий.
Пройдя, подобно компьютерной игре, через стычки с маньяками и наемниками всех калибров и мастей и пережив осаду Аркхэма, подрыв бэтмобиля (хм) и массовые городские бунты (че ты там про свежесть говорил, стасян?), Брюс выходит на главного босса, который оказывается... тупо инверсией Бэтмена. То есть это реально мужик, у которого в детстве копы пристрелили батю (кстати, за дело) и будто бы мать, посвятил всю жизнь тому, чтобы натренироваться и стать виджиланте.
(Я так понимаю, Эллис там с Джеффом Джонсом друг друга не переставая харрассили с близкого расстояния, раз он не только ретконовирус подцепил, а сразу целый букет дисишных недугов.)
Самое смешное, что я уже планировал писать рецензию, даже если последний номер не выйдет, и аргументировать это тем, что «да все равно ничего выдающегося там не будет». Ну и вот. Уоррен Эллис, чьи концовки, наравне с концовками Эда Брубэйкера, долгое время были лучшими в жанре, не то, чтобы скатился до уровня Марка Миллара, которому вообще лишь бы отделаться, но, кажется, утратил былой интерес и стал писать ну такие, функциональные себе финалы (с серией The Wild Storm было то же самое). Но, повторюсь, красивая открытая заключительная сцена искупает этот огрех и делает резонным последующую покупку тпб-шки, дабы помочь одному там похотливому мужику продержаться в ближайшие пару лет.
Брайан Хитч рисует в свойственной ему манере, хоть он сейчас и далеко не на пике своей профессиональной формы. Видимо, после Ultimates, на которых он вырисовывал номера по полгода, он решил, что стабильный заработок важнее, чем статус и признание. Но взрывы взрываются, стекла и лица бьются, и широкоэкранный экшон — широкоэкранен (кто как считает, он рисует cкорее в 1.85:1 или в 2.39:1?). И тут я, возможно, выскажу непопулярное мнение, но Хитч не очень-то подходит для рисования драк, коих у Эллиса традиционно много (за что и любим). То есть все круто: силу ударов ощущаешь через предпочитаемый медиум — экран там или бумагу; рожи корежит; но вот флоу теряется — слишком много у художника всего в кадре происходит.
(А сейчас я выскажу максимально непопулярное мнение.* В последние лет десять в американской комикс-индустрии принято превозносить роль художников. Оно и понятно, без художника не было бы самого комикса, а сценарием оставалось бы только подтереться. И с этим спорить глупо. Но не кажется ли вам, что, как и в случае всяких прочих эмансипаций, коими сейчас пестрит социальная жизнь Запада, происходит некий обратный перекос? В данном случае, просто-напросто занижается роль сценариста? Да, никто не знает, как выглядит рабочий процесс сценариста X и художника Y. Но объясните мне тогда, как так получается, что в комиксах Уоррена Эллиса одни из самых лучших боевок (к тому же имеющих ярко выраженную стилистическую схожесть) во всей индустрии, если, по вашему, он просто пишет «Брайан, на следующих десяти страницах нарисуй мне драку»???)
*Это мнение принадлежит только автору рецензии. Оно может не совпадать (и скорее всего, не совпадает) с мнением редакции.
И теперь я хочу воспользоваться моментом и рассказать, почему мне вообще не жалко Уоррена Эллиса (ну помимо того, что он sex fiend).
Я впервые узнал об этом сценаристе в начале нулевых, прочитав изданную у нас Ultimate Fantastic Four. А когда году, эдак, в 2005-ом или 6-ом я активно погрузился уже в мир оригинальных американских комиксов, Эллис быстро стал моим любимчиком. И на протяжении всех этих пятнадцати лет он оставался одним из трех-четырех авторов, которые ни разу не утрачивали для меня этот статус. Когда я следил за комиксами на регулярной основе, его работы я читал всегда и одними из первых. В те же периоды, когда я уставал от «последовательного арта» и «бросал» его, я потихоньку перечитывал его старые творения. В отличие от Алана Мура, с которым у меня очень сложные отношения, или Гранта Моррисона, который безусловно находится на вершине Олимпа, но является чтением отнюдь не простым, Уоррен Эллис стабильно выдавал хорошую-отличную научпоп smart-but-funny action-oriented often-ultraviolent stuff. То есть идеальный comfort zone мейнстрим. Знаете, бывает такое, когда у вас не просто есть любимый автор, но авторитет (see what I did here?): я следил за его интернет-жизнью, изучал статьи, рекомендации и социальные комментарии; я чуть ли не в онгоинге читал замечательных FreakAngels (в том диком постраничном формате) и ознакомился с почти всеми написанными левой рукой упражнениями для Аватара.
Возможно, мы теперь долгое (?) время не увидим его новых комиксов. Так почему же я не испытываю никакого сожаления? А вот почему:
newuniversal
Fell
Trees
Injection
Desolation Jones
Doktor Sleepless
Anna Mercury
Ignition City
WildCATs
Scatterlands
и т.д.
И в качестве причин остановки работ над всеми этими комиксами, в которые я (и думаю, что не только я) был эмоционально инвестирован, приводились не только банальные «плохие продажи» или «конфликт с художником», но чуть ли не трижды у него без возможности восстановления данных ломался компьютер! Это у человека, который вел всевозможные колонки про новые технологии и футуризм! И даже бэкапов не было, ага-ага. Причем первый раз это случилось, когда он решил заделаться настоящим новеллистом аки Нил Гейман. Вот и сейчас, когда у него успешное аниме на Нетфликсе (было) и еще несколько сериальных проектов в разработке, с большинством комиксов что-то как-то резко «не заладилось». Но виноваты, конечно, другие. Очень иронично, что волной metoo его накрыло именно в этот являющийся мечтой почти любого (к сожалению) комиксиста момент. Так что мне вся эта ситуация напоминает расставание с наконец-то решившей пойти лесом абьюзивной бывшей. Поделом и скатертью дорога. (Но давай останемся друзьями.)