RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Пантеон: Культ двуличия»

30.06.2016, 12:40 — Владислав Миктум 7258 8

Присутствуют спойлеры!

Я залез в коробку из-под обуви, в которой храню десяток своих синглов, и обнаружил там плакатик с артом из «Пантеона». Точнее, это был календарь, с которым я мог сверять каждый свой день на протяжении всего 2013 года. Сложенный вчетверо, он лежал где-то на дне коробки, как странное напоминание о том времени, когда российская комикс-индустрия начинала вставать на ноги.

Картинка на листе мелованной бумаги вызвала двойственные чувства. Будто я увидел друга, с которым мои пути давно разошлись. Впрочем, ощущения, вызванные шестым выпуском самого комикса, оказались намного сложнее, но обо всем по порядку.

Первый выпуск «Пантеона» вышел в 2012 году, и кто-то должен был это сказать. Когда журнал с комиксом увидел свет, на нашу голову свалился молодой и амбициозный проект. С первых же страниц автор начинал сыпать забавными историческими отсылками и библейскими аллюзиями. Сомнений не было, перед нами рождается новая вселенная! Вселенная «Пантеона», в которой не будет компромиссов и девчачьих светлых оттенков. Будут только отпускающие пошлые шутки и пышущие маскулиностью персонажи, организовывающие по несколько геноцидов на страницу. Вселенная настолько суровая, что даже встречающий нас в первом выпуске парк аттракционов возводила компания Адольфа Гитлера!



Реальностью «Пантеона» выступил мир недавнего альтернативного прошлого. Основные события происходят в 1991 году, но расхождения с окружающей нас серой обыденностью начинаются намного раньше. Точкой бифуркации стала казнь Вараввы и помилование Иисуса. Разбойник воскрес, после чего стал основателем собственной религии, построенной на оппортунизме христианству и опирающейся на греческую мифологию. Это очень важный момент, ведь сюжетные конфликты и большая часть диалоговых реплик будут крутиться вокруг телеологической концепции возведения нового Пантеона, а почти все персонажи волей-неволей будут участвовать в этом эсхатологическом действовании. И это лишь одна из сюжетных линий в запутанном переплетении слов и кадров, встречающих нас на протяжении шести насыщенных информацией выпусков.



Надо бы прояснить, что я имею в виду, говоря о запутанности. Это не использование сбивающих с толку композиционных приемов или непривычных способов подачи текста. Тут речь идет о плотности комикса, все место в котором отведено под выстраивание мира. Запутанным сюжет делает то, что по ходу повествования происходят постоянные скачки и вводятся новые герои. Вот мы прочли первые два выпуска, рассказывающие про потерявшего семью Августа Канцера и его расследование, ведущее к Григорию Скуратову, кандидату в губернаторы, бандиту и религиозному маньяку. Попутно нас встречает таймскип на пять лет, развал Российской Империи, появление и гибель отставного капитана жандармерии и прочих незначительных персонажей. Не слабо, да? В третьем выпуске мы вернемся на пару дней назад и познакомимся с куда большим количеством гибнущих ключевых фигур.

Как результат того, что каждая реплика и действие в комиксе служат одной цели — раскрыть мир, на страницах «Пантеона» тяжело встретить живой диалог, пусть речь героев и довольно... «цветаста». Обычно мы читаем увлекательные объяснения сложного мироустройства, нравов и обычаев поразительного эллиноцентричного мира. Ну и черт бы с ним, да только от этого страдает зрительская вовлеченность. В комиксе нет главного героя, а яркие дизайны действующих лиц служат оболочкой для путеводных заметок по миру комикса. Возможно ли, что этих персонажей раскроют в спин-оффах? Ну, поживем, увидим.


Так вышло, что миру «Пантеона» оказалось очень тесно в выбранном автором формате. Он не умещается в шесть выпусков, ему не хватает информационного пространства, предоставляемого комиксом, за пределы которого он стремится вырваться, но его сковывают проклятые двадцать четыре страницы. В результате он концентрируется на ключевых сюжетных фигурах, которые оказываются сразу везде: в истории, в политике, в криминале, в эзотерических сообществах в конце концов. Обычным людям не суждено выжить на страницах «Пантеона», будущие Олимпийцы строят свой пьедестал из кишок и костей своих жертв. А уж жертв, кишок и костей будет уйма, можете не беспокоиться.

Этим, конечно, история не ограничивается. Давайте попробуем снова вернуться к сюжету и нащупать его нерв. Комикс начинается с теракта в парке развлечений, устроенным под руководством террориста, называющего себя Голокостью. За секунду до того момента как в парке начнет твориться кровавая вакханалия, мы узнаем о смерти императора Станислава I, запустившей процесс развала великой державы. Со временем нам откроется, что эти события самым прямым образом взаимосвязаны. Всему виной жажда власти, движущая прячущимся под маской Голокости графом Маленковым. И эта воля к власти будет той силой, которая удержит и станет притягивать к себе все побочные сюжетные линии.

Тень графа Маленкова будет преследовать нас всюду. Он будет прямо или косвенно замешан во всех встреченных нами событиях. Идут выборы в губернаторы? Заседание тайного совета? Ставятся эксперименты с биологическим оружием? Будьте уверены, Владислав Маленков успел поучаствовать везде. С этим персонажем мы и будем идти до самого финала, где сойдутся Альфа и Омега, начало и конец, отец и сын. Голокость и Мытарь. Это будет конец старого мира, гражданская война, развал империи, макабр, и все в одной точке. Имя этой точке — Пантеон!



Во всех этих сумбурных описаниях сценарной части комикса я совсем позабыл о такой важной его составляющей как рисунок. И тут «Пантеон» дает фору многим. Роман Онищенков проделал отличную работу, задав тон, атмосферу и придав жизнь всей серии своей реалистичной работой. Последние два выпуска стали плодом труда совсем других людей, которые тщательно старались сохранить заданный Романом уровень. Из-за этого шестой выпуск выглядит совсем блекло на фоне предыдущих пяти, но многолетнее ожидание открывает способность закрыть глаза на всякие мелочи.

Резюмируя вышесказанное, стоит сказать, что «Пантеон» — довольно крепкий комикс. У него есть свой стиль, проработанный мир и целый ворох ярких персонажей. Более чем достаточно для того, чтобы завоевать читательские сердца и найти верных поклонников. Филипп Соседов проделал большой путь, а нам остается лишь надеяться на то, что этими шестью выпусками история «Культа двуличия» не ограничится.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35392 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34678 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28133 103