Комиксов про Венома непостижимо много. Как будто незаметно для всех, кто ноет про «тамблеризацию» марвеловских линеек, к нам вернулись девяностые, вышел редакторский декрет «Больше жести!» — и раз делать комиксы про потрошение нельзя по возрастным ограничениям, а комиксы про отрубание рук монополизировали в DC, все принялись сочинять про зубастых парней в черном. Веном такой, Веном сякой, ивент с Веномом, лимитка с Веномом, релонч Венома, ещё один релонч Венома, но уже в следующем году... В авторах сплошь люди, известные своими авторскими сериями в том же стиле «больше жести», в сюжетах — попытки сказать что-то новое о паучьей мифологии, не трогая на самом деле паучьей мифологии. И никогда не знаешь, «важный» перед тобой комикс или нет. То пару лет назад Венома отправили в космос, чтобы никому не мешал, а то бабах — и посреди именной серии про черного симбионта раскрывают секреты мега-эпоса Джейсона Аарона, может быть даже без его ведома и согласия... Но об этом чуть позже.
Эта статья — про самый свежий перезапуск серии Venom 2018 года, где Флэша Томпсона сменили на Эдди Брока, а сценариста Майка Косту — на нового марвеловского многостаночника Донни Кейтса. Самая резкая перемена, впрочем, это переход от рисунка Марка Багли и Скотта Ханны в хаус-стайле «Марвела» двухтысячных к роскошной работе Райана Стегмана и Джей Пи Майера, мрачной и вычурной, как арт на авторских сериях Кейтса, сделавших ему имя. Да и вообще вся серия скорее выдержана в духе авторских мейнстримных комиксов. Вашим представлениям о том, что вы найдете в «следующем комиксе про Венома», она точно не соответствует.
Это одновременно и плюс, и минус того, что раз за разом делает Донни Кейтс, сочиняя комиксы «по найму». Он берет пару уже знакомых вам приемов или концепций (в данном случае — фэнтезийный хоррор и шпионский триллер), объединяет их и обильно заливает сверху своей авторской манерой. В данном случае «соус» чёрен, как нефть или смола, и напоминает мрачные комиксы Кейтса Redneck и Buzzkill.
Не он первый, конечно. Многие сценаристы пытались запомниться читателям, предлагая им под обложкой второстепенного марвел-онгоинга что-то совершенно необычное и непривычное. Безусловно, среди одинаковых красно-синих паучьих комиксов кромешно-черная история, в которой Веном-Дракула парит над городом, огромный дракон разрушает манхэттенские кварталы, а небритый герой видит кошмары и хватается за антипсихотики ДОЛЖНА выделяться чернильным пятном. Даже Человек-Паук тут черный (в смысле, в черном костюме! Хотя под маской Майлз Моралес, до шуток такого уровня мы не опустимся), чтобы не выбиваться из цветовой гаммы. Но чтобы комикс запомнился, он ещё и должен работать сам по себе. А с этим у «Венома» проблемы.
У «Венома» нет своей жанровой ниши, кроме как служить боди-хоррор-отдушиной для паучьих комиксов. У комиксов о Человеке-Пауке (вдумайтесь) боди-хоррор навечно зашит в генокод, но про это уже давно никто старается не вспоминать, поэтому всё накапливающееся напряжение (и естественным образом рождающихся в паучьей реальности хоррор-персонажей типа Карнажа, самого Венома и так далее) куда-то надо девать. Попытки изобрести новый жанр для «Венома» обречены на провал — у героя нет инструментов, чтобы, например, взаимодействовать с космооперой, и у комикса либо на ходу отваливается жанр, либо становится неузнаваем главный персонаж.
Прямолинейный хоррор по какой-то причине Кейтсу оказался неинтересен. Я склонен думать, что это потому что через «я сбацал в проходной марвеловской серии про антигероя мощный боди-хоррор» прославиться (или сейчас надо говорить «хайпануть»?) нельзя. Ну и плюс неудачные попытки «сделать хоррор» на этой серии только что предпринимал Коста. Кейтс решил повернуть в сторону «мифологии» симбиотов — это соблазнительная дорожка, на нее сворачивали и те, кто отправлял Венома в далекий космос. Но от хоррора он тоже решил не отказываться. Результат — Веном-Дракула. Нет, серьезно. Буквально Веном-Дракула.
Постарайтесь, как говориться, подавить возникающие ассоциации на Castlevania Lords of Shadow и разные экранизации Дракулы, переносящие его в современность.
Все пять вышедших на сегодняшний день номеров нового «Венома» ценны в первую очередь ретконами. Нет, Веном — не первый симбиот на земле. Нет, симбиоты не просто инопланетная раса. Нет, жизнь симбиотов далеко не так проста, как вы себе представляли. Древний язык, настоящие имена инопланетян, история сотворения «веномов», даже история их боевого применения во Вьетнаме — идей тут хватило бы на голодный год. И они не плохи. Проблема скорее в том, что они не нужны. За всеми этими ретконами не стоит какой-то большой концепции, кроме желания Кейтса шокировать читателя совершенно неожиданными поворотами во вроде бы насквозь знакомом уголке марвел-вселенной. Читатель бы рад шокироваться — но сколько народу, по-честному, покупает собственную линию Венома? Вот то-то же.
Что касается линии шпионского боевика, то трудно избавиться от ощущения, что Кейтс ввел ее только для того чтобы почувствовать себя Гартом Эннисом и написать комикс про войну с Ником Фьюри и суровым героем собственного сочинения. Хуанан Рамирес в ван-шоте Ve’Nam из кожи вон лезет, чтобы быть похожим на Парлова (благосклонно нарисовавшего для комикса вариантную обложку).
А если отделить все ретконы, флэшбеки и экспозицию из истории онгоинга, окажется, что в нем практически ничего не происходит — Эдди Брок и Веном обнаружили еще более страшного и могучего Пра-Венома по имени Кнулл, не справились с ним ни сами, ни вместе с Человеком-Пауком, и приготовились к еще одной попытке. К происходящему можно на живую нитку пришить подтекст про контроль, подчинение и власть (тут ведь и «подавляющие» Венома таблетки, и американские военные эксперименты, и Бог-Прародитель Симбиотов), но он в комиксах про Венома и так присутствует почти неизбежно. Как говорится, странно не то, что такой подтекст тут есть, странно было бы, если бы его не было.
Ну и перейдем к «слону в помещении». Главное расширение «мифологии», которое делает серию «Веном» более влиятельной, чем можно было бы ожидать — это ее взаимодействие с эпосом Джейсона Аарона про Тора. Потому что на страницах «Венома» нам рассказывают о том, как появился Черный Меч из «Тора: Бога Грома», оружие Мясника Богов. И посмотрим правде в лицо — это объяснение не нужно ни серии «Тор», которая не только без него спокойно обходилась (и в которой использование Черного Меча в далеком будущем вряд ли так уж хорошо стыкуется с ретконом из «Венома»), ни серии «Веном», где события из «Тора» возникают внезапно и оставляют неподготовленного читателя в замешательстве.
Реткон, прямо скажем, тянет на «No-Prize», настолько он элегантен и при этом бессмыслен. Так зачем же он нужен? А он гарантирует комиксу Донни Кейтса место в истории. Теперь мы никогда про него не забудем — всякое обращение к каким-нибудь вики-материалам по мифологии «Тора» Аарона (а что эпик Аарона будет считаться классикой у будущих поколений, сомнений уже, в принципе, нету) неизбежно будет упоминать «Венома», пока кто-нибудь не напишет в комиксах, что Кнулл солгал и к созданию Черного Меча не имеет отношения.
С визуальной же точки зрения «Веном» очень красивый и безусловно заслуживающий внимания комикс. Не знаем, хорошо ли он смотрится в бумажной версии — весь такой чернильно-черный — но в «цифре» он крайне эффектен и за стиль Стегмана комиксу прощаются неплотный сюжет и однообразные диалоги. Изобретательного боди-хоррора, правда, тут нет: симбиоты дерутся с симбиотами, а значит, кроме подвижных луж и желеобразных «щупалец» в самозатягивающихся ранах дернуться особенно не от чего. Зато есть «мрачное городское фэнтези» с кожистыми крыльями, парящими над ночным городом чудовищами и бледным злодеем в черных доспехах.
«Веном» — гораздо более «чистая» хоррор-серия по сравнению с, например, ударившимся в эксперименты «Халком» Эла Юинга, и если вам нужно разбавить ваше марвел-чтение чем-то холодящим душу, а вы не слишком притязательны, этот комикс вполне подойдет. Если вы читаете супергероику ради «мифологии» вселенной, то он вообще получается «мастхэв». Но как самостоятельное произведение он не работает, демонстрируя скорее возможности авторов, чем их интерес — что к материалу, что к собственным читателям.