RSS
РосКомНадзор

Создатели рубрики
Роман Котков и Ольга Щербинина

Заставка
Андрей Смагин


Рекомендуем

Монополия или не комильфо?

30.12.2017, 13:16 — Редакция 8844 15

Главные новости выходят в пятницу вечером. Ну или в субботу утром перед новогодними праздниками.

Как нам стало известно из проверенных источников, с января издательство «Комильфо» ( «Дедпул», «Мираклмэн», «Рик и Морти», «Человек-паук», «Мисс Марвел») соединяется с издательством «Эксмо». Что означает, что «Комильфо» становится частью холдинга «Эксмо-АСТ».

Слухи об этом циркулировали давно, но мы не могли найти подтверждений, которые бы нас удовлетворили. Но в конце концов маневры таких китов, как мейджоры книгоиздательского рынка, в таком маленьком озерце, как комиксы, нельзя не заметить.

Мы бы хотели написать об этом с указанием источников и официальными комментариями, но увы — наши источники отказываются называть себя, а директор «Комильфо» Михаил Богданов отказался от комментариев и предложил ждать разъяснений в паблике издательства, а от «пабликов, распространяющих непроверенную информацию» — отписываться. Ну, отписываться или нет, решать вам, мы не постыдимся и не одно, а три опровержения опубликовать, если что.

Теперь в двух словах о том, что это значит. Если вы не очень следите за тем, что написано в выходных данных ваших книг, то в двух словах — в России существуют два вида издательств комиксов, очень большие и очень маленькие. Большие — это книжные издательства, которые тратят примерно полпроцента своих денег и внимания на комиксы, но даже полпроцента их денег это очень много. Очень маленькие — это все остальные, потому что никакому из чисто комиксных издательств, например, не под силу предоплатить в типографии печать 10 000 экзепляров тиража.

Последствия такого положения — серии, которые плохо продаются, должны быть закрыты в любом случае (издательство просто не может напечатать и держать на складе даже 800 экземпляров себе в убыток, не до престижа, было бы на что прокормиться), лицензии покупаются «поштучно» и в режиме аукциона (с примерно равными шансами — денег у всех одинаково мало). Но при этом маленькое издательство может позволить себе долго и тщательно «вылизывать» книгу, заниматься только теми лицензиями, о которых они «всю жизнь мечтали» и так далее — у них нет конвейера, который должен работать бесперебойно.

«Мейджоры» с маленькими издательствами по отдельности не соревнуются — можно упрощенно сказать, что есть такое большое издательство «Все маленькие издательства комиксов вместе». Почему не соревнуются? Мейджор может позволить себе другие условия работы с типографией — большие объемы, большие скидки, большая маржа. Мейджор может позволить себе закупки любого уровня. Какой аукцион, когда можно купить пакет из десяти серий ради одного ключевого автора в нем. У мейджора есть давние и крупные контракты с книжными сетями и онлайн-магазинами, и комиксы в масштабах этих контрактов — капля в море. Да что там! У мейджоров есть собственные магазины, и онлайн, и часто оффлайн.

Ну или если кратко и понятно: с большой вероятностью уже через годик все «марвеловские» книжки будут у одного издателя, потому что один уже слился, а остальные вполне могут постепенно раствориться. И будет с «Марвелом» так же, как с «Диси» у мини-монополиста «Азбуки».

Мы пока не можем знать, сохранится ли «Комильфо» как отдельная структура в пределах «Эксмо». С одной стороны — как эти веселые раздолбаи уживутся в корпоративной культуре? А с другой стороны — у крупного холдинга уже налажена огромная машина, она кого хочешь в винтик превратит.

Как не знаем до появления хотя бы официальных комментариев, было ли это слияние или поглощение. Но в любом случае — на одно маленькое издательство стало меньше. Причем, и это наша смелая оценка, на одно из самых «больших» маленьких издательств, занимавшее одну из самых твердых ниш на рынке. И это на рынке, где обстановка в последние годы и так становилась нездоровой: перенасыщение одних ниш, конфликты за другие, рост цен и искусственно возникший перекос спроса.

В результате этого «слияния» рынок не выиграл — и выиграл ли вообще кто-нибудь хотя бы в среднесрочной перспективе, мы с вами узнаем не сегодня.

Так что пойдемте «Дедпула» читать.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35374 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34659 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28112 103