Сейчас у мегапопулярной манги One-Punch Man появится еще больше фанатов, ведь «Азбука» издала ее на русском. Но в чем суть феномена этого комикса? Почему он настолько популярен? Вадим Палонин знает ответ!
Простите, я сейчас уйду в глубокое лирическое вступление, но вот скажите, у вас когда-нибудь появлялось такое сдавленное ощущение ненависти к себе во время пролистывания комиксов?
Ну, вот листаешь-листаешь и с одной стороны чувствуешь «ешкин кот, как жеж я стар для всего этого дерьма», а с другой «и зажрался, зажрался еще чудовищно». И вот, кажется, ну не нравится — не читай, будто кто-то заставляет. Брось, вон у тебя стопка классики ждет своей очереди, Чжуан-цзы, автобиография Толстого, история КГБ, Махабхарата еще, простихоспади, издевательски возвышается над этим вот всем.
Но ты не можешь заставить себя бросить, слишком сильно ты любишь комиксы. А какой там был Year One, а Love Hina, а Metabarons, а Урасава с Янгом что творят до сих пор, что творят. И ты мечешься между списками «Top100 2016», какими-то очередными замутореными фэнтези и космооперами, очередными сраными клоунами (и я даже не о Джокере), тысячный раз сбегающими из Аркхема, очередными пророчествами и Избранными, кроме которых никто не может спасти мир, вот блин никто, очередными многоступенчатыми магическими ритуалами, очередными параллельными мирами, очередными инопланетными захватчиками, очередными хитрыми планами, очередной Таинственной Детской Травмой, очередными трагическими смертями, которые ничего не значат, потому что всех все равно оживят, очередными глубинными моральными дилеммами уровня «как теперь жить, после того, как я грохнул серийного убийцу-психопата, на счету которого миллионы невинных жертв».
И проблема не в комиксах. Они хуже не стали. Проблема в тебе. Это ты уже не можешь без боли разбираться, кто там сегодня с кем спит из Людей Икс, и что не поделили зеленокожие Фонари с краснокожими и желтокожими. А хуже всего: для тебя уже не будет второго ElfQuest. Все, место занято. Для тебя не будет второго Blame или «Перевала». Ты уже прошел через эти пустыни один раз и назад не вернешься. Ты сам виноват, что елочные игрушки больше не блестят. Ты сам свой главный враг.
У вас когда-нибудь было такое ощущение?
А потом в какой-то момент все вдруг меняется. Из-под гор избранных, инопланетян, клоунов, подростков и хитрых планов — появляется Huck или Homestuck, или Sin Titulo. И вдруг отпускает. Чувствуешь — у этого комикса есть яйца, этот комикс пришел, чтобы занять какой-то новый кусочек твоего сердца. Какой-то, о котором ты даже не подозревал до сих пор. И дальше одно из двух:
— либо своей энергией, напором, этот комикс макает тебя головой в детство, к себе, и ты забываешь про все и снова приходишь в восторг от грации движущихся картинок. Такой, например, I Hate Fairyland или One Piece, или Bone.
— либо наоборот. Ты остаешься на месте, а комикс сам поднимается вверх, к тебе, берет тебя за плечо. Как Maus или третий том «Лиги выдающихся джентльменов» или Billy Bat. И ты видишь в нем собеседника, который пришел рассказать об эпохе, о жизни, о семье, о том, что важно, о чем есть смысл говорить.
И, в сущности, поэтому-то ты и не бросил еще подростковые книжки с картинками. За эти моменты ты их и любишь. То есть не только как ностальгию, потому что оно не прошло. Вот оно, снова, опять.
Я понимаю, что все это, конечно, жуткая вкусовщина, понимаю, что предисловие затянулось и, наверное, оно не очень к месту вышло, я просто пытаюсь передать вам свое ощущение, когда я впервые открыл One-Punch Man. Потому что я ощутил облегчение, как человек, который одновременно и любит супергеройские комиксы, и как-то несколько с них задолбался.
Давайте к делу: сабж — это супергеройская манга про лысого паренька по имени Сайтама. Главная способность Сайтамы в том, что он побеждает любого врага одним ударом. Самым обычным ударом. Никакого превозмогания, никаких секретных тактик, никакого криптонита, никакой детской травмы, никакой болезненной привязанности, никакого стремного увлечения — забудьте про все эти сюжетные костыли. Кто-то вам говорил, что без этого интересного героя не сделать? Сделать. Кто-то вам говорил, что получится унылая Мэри Сью? Не получится. Просто у этого кого-то не хватало воображения и яиц.
(реплики читаются справа налево, если что)
Кроме всего прочего, у Сайтамы прекрасный ориджин. В него не врезался грузовик с химикатами, на нем не устраивали чудовищных унылых экспериментов, его не взращивали суперсолдатом будущего. Рецепт Сайтамы прост: сто отжиманий, сто приседаний, сто раз качать пресс. Каждый день. И питаться здоровой пищей. Три года подряд, не пропуская ни дня. И все. Так и станешь сильным.
Без шуток — рекомендую всем читателям брать с него пример. Это один из множества моментов, когда манга сообщает действительно дельные вещи, а не пудрит детям мозги сказками про чудесных радиоактивных пауков.
А еще отдельно прекрасна мотивация Сайтамы. Он воюет со злом не потому, что злодеи убили его родственников, не потому, что они держат в плену его девушку, и не из-за обостренного чувства справедливости (которое у героя есть, но вполне обычное, как у среднего порядочного человека). Он воюет со злом, потому что ему нравится воевать со злом. Он видит, что получается неплохо, что он приносит в мир что-то хорошее, ну раз так — почему бы и нет? Это еще одна, без шуток, умная вещь: в мире вообще есть мало что лучше человека, который любит свою работу. За ним и наблюдать приятно, и нет у него какого-то страдания, не висит на нем Забота О Бытие тысячетонной гирей. Это на самом деле и является единственным вменяемым человеческим мотивом для сильного супергероя. А детские травмы в роли основной мотивации — это уже что-то для психиатров.
Сайтама живет в цивилизованном геройском мире, где супергерои — не редкость. Все проходят регистрацию, тренируются, отчитываются, распределяют между собой миссии в зависимости от сложности. Супергеройская организация слилась с государством, собирает налоги и на эти деньги функционирует. One-Punch Man — манга в хорошем смысле смешная, она старательно глумится над тем, как буксует местная система перед Сайтамой, как рассыпаются при встрече с ним все привычные взаимоотношения, драмы, рейтинги. По большему счету, на обыгрывании этих ситуаций манга и строится.
В Японии One-Puncn Man безумно популярна. Это, наверное, самая известная из недавно начавшихся серий мангак-новичков. Продается миллионными тиражами, моментально была экранизирована. Первый сезон аниме уже вышел, и он вполне приличный, разве что не может перенести на экран любви автора к издевательствам над форматом (одна из глав, например, наполовину посвящена тому, как камера приближается к герою). На данный момент вышло двенадцать томиков (что на самом деле очень мало в данном случае) и история только набирает обороты, хотя казалось бы.
Она конечно не идеальна, особенно ближе ко второй половине, когда мангака чрезмерно увлекается второстепенными персонажами, но если кто-то хочет вот взять все набившие оскомину геройские штампы, взять всех этих унылых воображаемых засранцев и воображаемо врезать им — рекомендую.