Для меня большая загадка, почему в 2020-м году у Гранта Моррисона нет хайпового онгоинга в Image (желательно, нарисованного Фрэнком Куайтли, — вместо этого он прописался на галеру к Марку Миллару). Последние авторские комиксы были аж пять лет назад: неплохой Annihilator с Фрейзером Ирвингом и отличный космический хоррор Nameless с Крисом Бернэмом. Сейчас Грант спокойно существует за счет онгоинга про Зеленого Фонаря и изредка выходящих томиков «одноземельной» Вандер Вуман, а также редактуры в Heavy Metal. За одним исключением.
Переосмысление образа Санта-Клауса в образе брутального, патлатого воителя. Несмотря на достаточно большое количество крови на обложках, изначальная история происхождения героя, продлившаяся семь номеров, предстала вполне себе детским комиксом с легким налетом фэнтезийных тропов. Линейное повествование и неспешный темп; а сурово выглядящий протагонист на поверку оказывается сплавом из Брюса Уэйна и Кларка Кента, берущим от обоих только лучшее — добрейшим человеком, у которого вдобавок есть милая дрессированная волчица. Единственным реальным достижением этого комикса было то, что он превратил в звезду очень достойного художника Дэна Мору.
Затем вышел гораздо более многообещающий уан-шот Klaus and the Witch of Winter. Действие перемещается в наши дни, а комикс двойного размера изобилует упоминаниями оставшихся за кадром невероятных событий и намеками на огромные пласты «тайной истории». К сожалению, все портят морализаторские куски текста на тему экологического вопроса, будто бы все еще рассчитанные на детей.
Но с публикацией следующих двух уан-шотов, The Crisis in Xmassville и The Crying Snowman, произошел чудеснейший сдвиг парадигмы: Грант Моррисон, кажется, вспомнил, что его целевой аудиторией являются, в первую очередь, те же люди, что читают супергероику. Истории начинают скакать во времени, наполняются яркими персонажами и множественными отсылками к комиксам DC (например, тут есть вариация на «Лигу Справедливости», а один из протагонистов — это натурально Лобо, только еще и оборотень!) и альтернативным взглядом на скандинавскую мифологию. Выпуски под завязку наполнены событиями, экшном и замечательными художественными решениями действительно старающегося Дэна Моры — в то же время, ни на секунду не забывая центральный лейтмотив всепобеждающей силы добра.
Последний уан-шот на данный момент, The Life and Times of Joe Christmas — это комикс иного типа: порядка тридцати последовательных зарисовок во всю страницу и практически без слов — что называется, easy job для Моррисона — но какой-же это замечательный комикс! Довольно быстро становится понятно, что к чему, но, кажется, именно поэтому, а не вопреки, почти мгновенно достигается эмоциональное напряжение, приводящее к логичной кульминации в конце. (А еще этот комикс можно читать в обе стороны, ха!)
Последние четыре года «Клаус» перешел к формату уан-шота двойного размера, выходящего раз в год. Надеюсь, и в этом декабре что-то будет. Подозреваю, что комикс не настолько популярен, чтобы его авторы могли уделять ему больше времени, поэтому пусть это будет такое маленькое новогоднее чудо, которым они, очевидно, занимаются для души.