Возможно, главное событие в мире комиксов в этом году — уж во всяком случае в тройке лидеров. Десятки номеров подготовки. Реклама. Тай-ины. Спойлеры. Давайте поговорим про Batman #50. И да, ещё раз — СПОЙЛЕРЫ, уж коль скоро издательство само слило их ещё до выхода комикса.
Автор этой статьи, кстати, любых спойлеров до прочтения старательно и успешно избегал. Но, если уж честно, такой исход был виден за милю — сюрпризом мог бы стать только противоположный финал. Том Кинг, будучи хорошим сценаристом, не превратил отмену свадьбы в дешевую сенсацию в духе мыльных опер, а тщательно подготовил и обосновал, начиная как минимум с великолепного арка The Gift, после которого уже стало более чем тревожно за судьбу этого брака. А кому не стало — тем Джокер всё объяснил прямым текстом в следующем арке. Конечно, оставалась надежда, что всё это — препятствия, стоящие на пути влюблённых, чтоб тем полнее было торжество, когда они эти препоны и сомнения преодолеют. Но случилось то, что случилось, и это никак не назовёшь нелогичным, плохо обоснованным или неуместным.
Опять-таки, это не One More Day и не промежуточный финал «мыльной оперы». Весь выпуск написан так, чтоб не оставить сомнений: Брюс и Селина любят друг друга. Это не умаляет трагизм такого поворота и не меняет того, что Batman #50 — поворотная точка в истории их отношений; однако это очень важно, поскольку так поданный поворот не отменяет значимости предыдущих номеров, не перечёркивает связанных с ними чувств и переживаний — в том числе и читательских. Том Кинг не говорит (и, я убеждён, никогда не позволил бы себе сказать): «Эй, помните все те прекрасные моменты? Так всё это была ошибка, или минутная слабость, или пройденный этап, который теперь надо поскорее забыть». Этот поворот не всех удовлетворит — да он и не должен вызвать удовлетворение! — но он сделан максимально уважительно как к героям, так и к читателям.
Говорить о визуальной стороне номера сложно. Вкратце — она великолепна. Собственно говоря, чего ещё можно было ожидать от выпуска, собравшего практически весь цвет ныне активных Бэт-художников и выделившего каждому полноценную splash-page? (Да, нога Брюса на странице от Митча Гэредса меня немного пугает, но это, наверное, единственное, к чему можно придраться). Микель Джанин — не очень ровный художник, у которого не всё и не всегда получается, но над Batman #50 он явно постарался; если его рисунок и не на одном уровне с Ли, Бермехо, Адамсом или Альбукерке, то и глаз рядом с ними не режет. Важно и то, что комикс не превращается просто в артбук (хотя и вполне может служить ему заменой), что этот калейдоскоп стилей, образов и трактовок персонажей значим и работает на историю, на эмоции читателей (кстати, и это Кинг продумал и подготовил заранее, опробовав тот же приём в Batman #44).
Итак, в Batman #50 есть хороший, тщательно структурированный и ритмически выверенный сценарий, подготовленный и обоснованный всеми предшествующими номерами. Есть отличный рисунок, причём рисунок на любой вкус. Но какова роль этого номера в большой картине, в длинной истории? Об этом мы знаем: это середина, переломный момент. По крайней мере, сам Том Кинг планирует написать ещё 50 выпусков. В предшествующих номерах Кинг медленно, зачастую исподволь, позволял Брюсу почувствовать, что он не плохой человек, что он не обязан на всю жизнь застрять на могиле родителей, что он может быть счастлив, а затем так же мягко поселил в Селине сомнения в том, можно ли Бэтмену быть счастливым. Основная проблема тут, собственно, та же, что и в кинговском Mister Miracle: где проходит граница между альтруизмом и эгоизмом, как далеко можно и нужно заходить, жертвуя личным счастьем (и, что ещё важнее, счастьем близких и любимых) во имя общего блага. И именно эту границу, надо полагать, Брюс и Селина будут вместе искать дальше. Причём искать со своих новых, приобретённых за предыдущие полсотни номеров позиций: как Бэтмен, который хочет хоть немного света и тепла для себя, как Женщина-Кошка, которая ощущает необходимость приносить жертвы для окружающих.
Batman #50 оставляет читателей смущёнными, недоумевающими и расстроенными. И так и должно быть, потому что то же чувства испытывают сейчас и герои серии. Том Кинг никого не обманул: он сделал то, что планировал с самого начала и к чему, не особенно это скрывая, всегда вёл серию. Теперь остаётся лишь набраться терпения и посмотреть, куда он поведёт её дальше.