Сериал Inhumans (чтоб не сказать «Сверхлюди»!) завершился, и в ретроспективе совершенно непонятно, на кого он вообще был рассчитан. Ни фанатам Нелюдей, ни неподготовленным телезрителям он не предложил ничего достаточно интересного, так что финал сезона, позволяющий завершить на этом и весь проект, выглядит весьма разумным и милосердным решением.
Inhumans — результат долгой полосы неудач: от блокбастера, служащего связкой между третьей и четвёртой частями Мстителей, проект понизили до телесериала, амбициозные планы с премьерой первых двух серий в IMAX закончились слабыми сборами и разгромными отзывами... Вероятно, Скотт Бак в таких условиях искренне пытался угодить всем, выпустив проект сразу и для поклонников марвеловских сериалов, и для знатоков оригинальных комиксов, и для новой аудитории, со спецэффектами, но в то же время с ограниченным бюджетом, однако в результате не угодил, похоже, никому.
Сюжет стартует чертовски резко, но главная проблема при этом, как ни странно, не в сеттинге (конечно, про эксперименты Крии мы ничего не узнаем, но базовые вещи поймёт и неподготовленный зритель), а в персонажах. Максимус бунтует и свергает Чёрного Грома уже в первом эпизоде, и неясно, почему это должно иметь значение для зрителей, которые о правлении последнего ничего не знают и симпатией к нему ещё не прониклись. Шоураннеры перед премьерой заявляли, что хотели сделать шоу «о людях со сверхсилами, а не о супергероях» — и поэтому двое из пяти основных персонажей к финалу первой же серии теряют свои способности. Вообще-то хорошая идея, fish out of the water — старый и в то же время почти безотказный способ задать конфликт. Вот только для этого мы должны понимать, что рыбам положено жить в воде, а с нелюдями зрители провели всего сорок минут и видели их сверхспособности только по разу. Человек, не читавший комиксы, не воспримет стриженную Медузу как внезапный и шокирующий поворот — а те, кто с комиксами знакомы, вряд ли ждали шанса посмотреть, как их любимые герои НЕ используют свои способности на большом экране.
И это другая сторона проблемы. Нелюди почти не проявляют свои особенности. Помните костюмы на промо-фото, вызвавшие столько критики весной? Так вот, из-за них можно не волноваться — все персонажи очень быстро переодеваются в джинсы, толстовки и фланелевые рубашки. Именно об этом мы и мечтали, не так ли — Медуза без волос и Чёрный Гром в цивильном костюме разгуливают по Гавайям? Правда, есть ещё сцены на Аттилане, но там всего-то существует локации четыре, и ни одна из них не выглядит как жилище чуждой расы на Луне — на самом деле, они выглядят как рекламные фото в бесплатных каталогах мебели. И, разумеется, в Аттилане все выглядят абсолютно по-людски, так что фанаты, привыкшие ассоциировать присутствие нелюдей с ярким карнавалом сюрреалистических созданий типа Картуса или Тимбериуса, будут обескуражены. Правда, нам показывают в одной короткой сцене Иридию, но сразу же после этого о ней забывают навсегда. О спецэффектах и качестве постановки стоит ещё поговорить отдельно, но — будь причиной объективные ограничения бюджета или неумелость создателей — сериал максимально не соответствует ожиданиям от франшизы.
Помимо упомянутых общих вопросов к концепции, сценарий у Inhumans откровенно слаб. Если в других шоу персонажи нередко проговаривают детали сюжета вместо нормальных диалогов, то тут они чаще проговаривают мотивацию друг друга; если в случае с Громом и Медузой это ещё хоть как-то объяснимо (хоть и мучительно для зрителя), то у остальных персонажей этому уж совсем нет оправданий. Тем более, что мотивация-то у них одна на всех: попавшие на Землю поодиночке нелюди все одновременно постигают простые радости жизни, учатся уважать людей без сверхсил и осознают, что слишком застыли в ролях, навязанных их кастой и способностями. Опять же, не совсем удачная тема, так как познакомиться с персонажами и их условиями жизни до этих изменений мы практически не успели, но главное — нам буквально показывают подряд одни и те же, по сути, эпизоды с Медузой, Карнаком, Кристалл... Тратить время и бюджет на сравнительно большой основной каст, чтоб выдать ему одно развитие персонажа на всех — это как-то странно.
Вообще к сценарию есть вопросы на всех уровнях — зачастую очень топорные диалоги, многие персонажи, особенно встреченные главными героями люди, совершают весьма экстремальные поступки без особой мотивации, а в сценах в Аттилане при дворе Максимуса интригуют, проговаривая свои планы громким шёпотом при потенциальной жертве, будто в елизаветинском театре. Мелких и крупных сюжетных дыр достаточно, чтоб вызвать нарастающее от серии к серии раздражение. Есть и просто странные решения, вроде ввода Мордиса — нового персонажа, фактически являющегося копией каноничного Дину, но с более нелепой маской (к ней мы ещё вернемся). Вообще-то есть и достойно написанные сцены, сравнительно смешные шутки, небезнадёжные образы, но они теряются на общем фоне.
Актёрская игра, к сожалению, не способна вытянуть сюжет и диалоги. Казалось бы, отбор актёра на роль персонажа, который не может говорить, должен быть особенно строгим, но Энсон Маунт почти всё время проводит с одним выражением лица, и при том уморительно смешным. Серинда Суонн в роли Медузы, с другой стороны, очень старается, но её способности как актрисы явно довольно ограниченны (хотя всё равно относительно удачных эпизодов у неё больше, чем у любого из положительных нелюдей). Горгону, Карнаку и Кристалл завезли по одной черте персонажа на каждого, которые они просто проговаривают вслух, так что оценить таланты исполнителей этих ролей сложновато (хотя изобразить горе и возмущение Изабель Корниш определённо не смогла). Луиза, новый персонаж-человек, прописана в худших традициях «Теории Большого взрыва», но Эллен Воглом даже придаёт этому образу некоторое очарование. Схожим образом Генри Йен Кьюсик вкладывает неоправданно много старания в абсолютно бесцветный образ доктора Деклана. А вот Максимус, может, и не король нелюдей, но определённо король Inhumans; персонаж и выписан лучше других, с более внятной и человечной мотивацией (отход от канона тут кажется вполне оправданным — превращение в человека после терригенезиса даёт Максимусу ясный конфликт, который по сути выступает связующей нитью сериала) и выигрышными диалогами, но главное — Иван Реон явно не хочет портить себе резюме после Misfits и «Игры престолов», так что выкладывается на полную. Если в какие-то моменты сериал действительно приятно смотреть — то именно благодаря ему. Вообще, если б проект назвали не Inhumans, а «Максимус Безумный», его можно было бы оценить чуть выше.
Ну и пара слов про экшн и спецэффекты. Выше уже описан полный провал, а вернее — отсутствие даже попытки сделать Аттилан убедительно не-людским. Помимо этого стоит сказать, что там, где спецэффекты неизбежны, они сделаны большей частью дёшево и халтурно — вплоть до того, что в одной сцене Горгону на крупных планах пинков забыли надеть копыта, и нам показывают обычные ботинки. Костюм Мордиса — вроде не поданного как комический персонаж — вызывает ностальгию по первым сезонам Power Rangers. Только Локджо смоделирован неожиданно пристойно, пёс выразительней многих вроде бы живых людей в основных ролях. Экшн в половине случаев снят при минимуме освещения и в основном строится на ужасном рваном монтаже — а где нет ни того, ни другого, сразу заметно, как враги разлетаются от не долетевших до них ударов. Словом, логотип в начале серий говорит «Marvel», но картинка кричит «SyFy»...
В итоге сериал не может предложить старым фанатам настоящих нелюдей, новичкам — внятный сюжет и раскрытие персонажей, поклонникам «Агентов Щ.И.Т.а» — хоть что-то похожее на кроссовер, и никому из вышеперечисленных не стоит рассчитывать на уморительные шутки или поражающие воображение спецэффекты. Рекомендовать Inhumans можно разве что хардкорным поклонникам Максимуса, которые ради него смогут проигнорировать буквально всё остальное.