Еще немного, еще чуть-чуть. Второго сезона все-таки не будет, Алексей Замский будет писать про комиксы, а не смотреть телевизор, фамилию Джона снова нужно будет произносить правильно, а Спайдермедии — искать новую рубрику, которая станет встречать вас по понедельникам. Мы несомненно найдем, но пока — еще один разговор о шоу, смотреть которое так скучно, что каждую неделю находится, о чем поговорить.

Мэнни направляет Константина в больницу неподалеку, где симптомы одной пациентки имеют скорее мистическую, чем естественную природу. В ту же больницу довольно быстро попадает Зед, видения которой в кои-то веки полезны для сюжета, но, как выясняется, неполезны для нее самой.
I wanna tell you something about me
that nobody knows.
I wake up every morning
and for the first five minutes of the day
I imagine that everyone I care about is dead.
I lie there and I meditate on than.
So that when it inevitably happens
it lessens the blow.
Then I spark a ciggy and fry an egg.

Давайте сначала не как всегда, о прекрасном, а о деньгах и копирайтах. Причина этому очевидна — не скажу, что мы не ждали этого дня или что мы не готовились к нему, но приехали, конечная — канал NBC попрощался с «Константином» и там мы его больше не увидим. От того, чтобы просто написать «сериал закрыт», меня останавливает только слух (уже освещавшийся в этой рубрике) о возможной продаже сериала другому каналу. Про это мы услышим, скорее всего, только летом, зато спекулировать можем уже сейчас. Могут ли вообще перепродать такой сериал? И самое интересное в этом вопросе — какой «такой». Вы замечали, что за редким исключением все новые «сериалы по комиксам» на самом деле имеют очень мало общего с первоисточником? Да, я знаю, знаю, есть «Флэш». А еще «Готэм» делает практически уникальную на сегодняшнем телевидении штуку — но с первоисточником она имеет очень небольшую связь и вообще это разговор для другого случая. Но все остальные проекты — что в них есть от комикса, кроме названия? И речь не только об «Ай, зомби», но и о хороших вещах вроде «Human Target» и добротных, вроде «Agents of S. H. I. E. L. D.» Такие сериалы для канала — это «еще одна процедурка» или «еще одна драма», где купленный бренд означает верную аудиторию хотя бы в полмиллиона человек, которая будет смотреть ваш сериал, что бы вы в нем ни показывали. А зачем, когда у вас есть такой гарантированный фундамент, делать что-то для тех же самых фанатов — ведь количество их от этого не увеличится. Напротив, надо расширять охват аудитории. А на современном эфирном телевидении «расширять охват» почти всегда означает «разводить водой до потери цвета и вкуса».

Вот и выходит, что «Константин», которого Черон может надеяться продать куда возьмут — это просто еще одна мистическая драма, и возьмут ее разве что на канал, где еще нет своей. На стороне Черона — его неудобный таймслот на NBC, позволяющий сказать «Рейтинги могли бы быть больше!» и хорошо укомплектованная актерская команда, против него играют отсутствие у шоу собственного лица и провал по секс-символам вроде Кастиэля или Икабода Крейна. Хуже того, в 12-й серии сменился статус-кво — теперь Джон Константин не бегает по мокрым местам с карты, сделанной Лив Абердин, а, видимо, будет целенаправленно охотиться за Брухерией, только непонятно, с чего начнет и куда вообще будет копать. Ну к этому мы шагами разной ширины шли весь сезон — рано или поздно сериал должен был признать, что он не про частного детектива, влипающего в истории от случая к случаю, а про борца со всем плохим ради всего хорошего (всего хорошего, сериал!), который просто в очередной раз оказался неприятным небритым типом. Один был чисто бреющийся антигерой на телевидении, Декстер, да и тот под конец бороду отпустил. Эх. На следующей неделе мы узнаем, с каким громким звуком «Константин» уйдет из эфира — я подозреваю, будет заявлен какой-нибудь «мишшен стейтмент» с восклицательным знаком в конце, а заодно произойдет какой-нибудь распад группы или трагедия, потому что мы видели фотографии со съемок последнего эпизода, и там идет дождь. А теперь нам надо поговорить про пятничную серию. И за нее сериалу должно быть стыдно.

Пока я смотрел 12-ю серию, невольно приходили в голову ассоциации с «Доктором Хаусом». Несомненно, помогал больничный антураж. Ассоциации были вот какие. Формула «Хауса», традиционно — медицинский детектив в качестве А-сюжета, драма про отношения на Б-сюжете и В-сюжетом идет комедия. При этом в некоторых сериях положение персонажей таково, что А и Б меняются местами и смотрим мы в основном на отношения, а про очередную гранулому вспоминаем, когда надо передохнуть. И поскольку детективу достается меньше места, его делают проще, чтобы впихнуть в серию. Проблема же появляется, когда сценаристы переоценили интересность «сюжета про отношения» в этой серии — и в итоге вы имеете час телевидения, где не очень интересный сюжет перемежается с другим не очень интересным сюжетом. Посреди всего этого иногда встревает комедия — и в этот момент за сериал вообще становится неловко. Вот эта самая проблема и потопила потенциально интересную серию. Неубедительная история о том, что люди, повелевающие стихиями и знающие все про устройство магических измерений, не могут разобраться, что вам давит на мозг — опухоль или небесное предназначение — поэпизодно перетасована с сюжетом про зеркало троллей. Оный сюжет собран почти целиком из совпадений и оставляет больше вопросов, чем ответов. Для разрядки обстановки (по крайней мере, я не вижу, зачем еще он нужен) в серию добавлена комическая история о воплощенном ангеле, и смотреть на нее можно только подглядывая из-под фейспалма.
Еще одна задача, за которую взялась двенадцатая серия — продемонстрировать нам, как плохо Джон обращается с дорогими ему людьми. И да, за все, что он сделал с Чезом, ему надо бы настрелять в будку. Но и это не сработало — Константин опять получился не ублюдком, а раздолбаем. Он просто делает первое, что придет в голову, без продумывания на два хода вперед или какого-то изощренного умысла. Если бы в этой серии пошло не так что угодно из того, что могло пойти не так — Джона Константина смели бы веничком в совочек. Но ему по воле сценаристов повезло. И вот в чем проблема — когда Джон плохо обращается с друзьями, его друзья это зачем-то терпят. В «Хеллблейзере», если помните, Джону постоянно говорят «Ну ты и урод, Джон Константайн» — ровно с той частотой, с которой Константайн оказывается уродом. В сериале же Чез получает отвертку в бедро и просто вздыхает с досадой. Ну что же делать, мол, работаешь с гениальным и невыносимым человеком — надо терпеть. Так что когда в конце серии Джон говорит проникновенные вещи, «что-то мешает нам поверить в его латынь». Можно любить ублюдка за колоритность и яркость. Можно любить хорошего парня за то, что он хороший, или плохого — за то, что он свой. Сериального Джона Константина по-прежнему можно любить только за мордашку Мэтта Райана.
С визуальной точки зрения серия скучная, скучная, и еще раз скучная. Интересный операторский ход — вернее, буквально, движение камерой — был использован в самом начале, а потом нам показывали плохой грим и умелое применение Адоб АфтерЭффектс в четырех стенах. Анхелика Челайя была на высоте — но она же была и единственной, на которого было интересно смотреть. Вялые доктора, клоунадный Мэнни, гротескные и одновременно ни за чем не нужные эпизодические персонажи — вот этим «Константин» собирался поднимать количество желающих посмотреть последнюю серию?

Дальше будут спойлеры!
Центральный мотив серии — вопрос о том, что должно больше беспокоить Джона Константина, мозг или сердце. Спасибо, сериал, а ты можешь еще буквальнее? А, да, можешь — твоего доктора зовут «доктор Гален». Для тех же, кому слов «нить Ариадны» не хватило, сюжет соответствующего мифа пересказывают в кадре целиком. Еще в этой серии Джон Константин наконец обращается к богу за помощью (засчитаем это за выстрел чеховского ружья из «Святого последней надежды»), но чтобы мы не подумали, что он превращается в положительного персонажа — ведь он теперь буквально работает на ангела — Константин прикуривает от церковной свечки. Ох, какой он плохой. Центральный элемент эпизода — это, конечно, Черный Алмаз, с помощью которого крадутся души. Алмаз этот — вещь очень «несовременная», и стащили создатели сериала его у Эклипсо, классического «волшебного» злодея DC. И это очень плохо. Не то плохо, что шоу позаимствовало у комиксов очередной элемент, переписав историю, связанную с ним: Алмаз есть, Эклипсо нет, шансов, что кто-то соберет Алмаз воедино и будет им пользоваться, как в комиксах — тоже немного. Плохо то, что даже если сериал в каком-то виде продлят, он явно будет и дальше так же скучно обращаться с элементами комиксной мифологии. Сейчас — сделанные на кое-как Феликс Фауст и Эклипсо, потом — такие же невзрачные Три Демона, Доктор Фейт, Психо-пират и кто угодно еще. Лучше уж, знаете, никак, чем так. И не могу промолчать — все ключевые сцены в этой серии сопровождаются мигающим светом, поэтому снимать из них скриншоты было чистым мучением.

Каждое возвращение игральной карты — праздник для меня. Помимо него есть сложное заклинание, с помощью которого Джон запирает Мэнни в человеческом теле. Это заклинание требует «воздуха Аида», который Джон приносит с собой в стеклянной капсуле. Как говорят в таких случаях — у меня есть ощущение, что история о добыче этой капсулы куда интереснее, чем все, что нам показали. Далее есть еще плохо объясненное заклинание, которым сканируют труп, и про которое непонятно, зачем оно такое яркое, если оно должно определять «искру», а искры никакой нет, и вместо нее в трупе обнаружили какую-то «темную материю». Здесь должна быть шутка про темную материю и «Интерстеллар», но все уже устали от шуток про «Интерстеллар». Ну и сама древняя магия, связанная с «осколком зеркала троллей» и превращением доктора Галена в мистера Хайда — особенно меня порадовало, что Бриллиант меняет не только внешность, но и одежду.

В этой серии довольно много всего изменилось, но непонятно, стоит ли нам теперь обращать на перемены внимание. Мэнни напомнил нам о Брухерии, которая не дремлет, и вообще довольно активно, хоть и бессмысленно, поучаствовал в серии.
Зед: видение Зед неожиданно было полезным для сюжета, хоть и не очень. Учитывая то, что видения рая и ангелов в сериале до сих пор не проходили даром, можно считать, что оно еще вернется. Тем более что теперь Зед может видеть Мэнни и, надо полагать, это возвращает ей веру в бога. Самое же главное я оставил напоследок — у Зед в мозгу обнаружилась опухоль, которая вызывает ее видения. Зед мужественно решила жить с головными болями, лишь бы не терять свой дар. Почему при этом она отказалась от биопсии, я не понимаю — неужели не хочется узнать чуть больше о штуке, которую будешь носить в голове всю отмеренную жизнь? Вопрос о том, почему магия может возвращать к жизни мертвых, но не может лечить рак, оставим за кадром.
Мельничный дом: Серия началась прямым вмешательством Мэнни в жизнь Джона — он сжег карту Лиз Эбердин и теперь у Джона из всех источников квестов только сам неприятный ангел да полицейское радио. Вероятно, это означает, что в дальнейшем Джона будут направлять прямой наводкой. Буквально куда Бог пошлет. Но сказать «прощай, Лиз» мы не можем, потому что Джон продолжает жить в доме Эбердина-старшего, где обнаруживается очередной сверхредкий и сверхважный артефакт.

Высшая точка серии: Момент, когда Джон в финале прикуривает от церковной свечки. Все-таки это очень «константиновский» жест, пусть и маленький. Я его в первый раз, честно говоря, проморгал — но твиттер Дэниэла Черона не позволил мне о нем забыть.
Низшая точка серии: «Неожиданный» поворот в истории с Мэнни. Вот что я вам скажу. Рак, бог и секс на рабочем месте — вот три кита, на которых держатся современные сериалы. Но не с такими же глупыми лицами, я вас прошу! Через неделю — последняя серия, а я всё еще не могу придумать, что бы такого особенного устроить.
Got any ideas for the party or should we just get pissed and go pick a fight?
Оформить все это дело в аудио формате, а так же выдать сформированное мнение о всех 13 сериях?
Но будет же вполне себе... ммм... особенно?
Вот, кстати, поддержу выше высказавшихся по поводу идеи написать о сезоне целиком. Список/топ отсылок к комиксам был бы так же не плох. Плюс, можно было бы написать о том каким сериал должен был бы быть чтобы носить гордое имя Константайна. Ещё можно было бы написать о том, что возможно только в формате комиксов и не подлежит для адаптации. Всё это можно было бы оформить в виде отдельной статьи для 14 понедельника. И тогда у Спайдермедии было бы больше времени на поиск новой рубрики для понедельника.
Вердикт будет из серии "Тянули, тянули кота за хвост да не вытянули. NBC на гильотину, сценаристов расслабить и вручить по пиву, сказать, что все образуется. Макриди пускай "Проповеднику" музыку теперь пишет, а Мэтт смело шагает в направлении ДельТоро. Конечно, только если "Костю" не выкупит Сайфай или Эйч-Би-О. Тогда, может, и увидим когда-нибудь годного Hellblazer'а.