Пришло время снова вспомнить классику Хэллбойвёрса и обсудить ранние сюжеты титульного героя вселенной. Честно говоря, с третьим томом приключений Красного мы совсем неприлично затянули — издание «XL Media» вышло ещё в январе, а мы эти ретроспективные заметки стараемся привязывать к релизам издательства, чтобы было актуально и бла-бла-бла. Но в этот раз не особо получилось. Зато мы постарались компенсировать это упущение действительно нестандартным (для рубрики) разбором. Насколько это удалось, судить вам, но опыт в любом случае интересный.
Итак. В собеседниках у меня сегодня my partner in crime Никита Стародубцев и мы препарируем сегодня аж 8 (восемь) историй про Хэллбоя и его друзей. Да, это очень даже рекорд для одного выпуска. Поехали.
Важный момент! Здесь речь пойдёт только о самих историях из сборника Hellboy: The Chained Coffin and Others. Издание «XL Media» будет рассмотрено во всех подробностях отдельно (уже завтра). Кроме того, учтите, что в обсуждении есть спойлеры, так что читайте на свой страх и риск.
Станислав Шаргородский: Никита, дежурный вопрос для начала. Расскажи о своих ощущениях, когда в условном «ридинг ордере» Хэллбойвёрса помимо мини-серий и уан-шотов начали регулярно светиться мелкие истории по 8-10 страниц, да ещё и хронологически расположенные в далёком прошлом? Насколько тебя, тогда привыкшего к бесконечным онгоингам, удивила такая нестандартная система раскрытия истории персонажа?
Никита Стародубцев: Сейчас такая модель меня не удивляет. Когда я только начинал заглядывать в комиксы «Хэллбоя», было непривычно видеть комикс, поделённый на мини-серии. Всегда хотелось зацепиться за цифру 357 в нумерации, ощутить такой большой столетний онгоинг, чтобы бы было континьюти, отсылки к прославленным писателям, ребуты и кризисы. А этого нет, есть, на первый взгляд, разрозненные мини-серии, которые, опять же уточню, на первый взгляд, существуют в своем вакууме и даже не собираются на ежегодный летний ребут-евент. И вот такой подход к построению комикса как истории был для меня в новинку. К тому же, мини-серии в обычных комиксах — это всегда либо эксперимент, либо не пробившийся «питч», и было очень тяжело отойти от мысли, что в каком-нибудь DC эту штуку прикрыли бы через десять номеров, а через пять лет это стало бы cult classic. Не было ощущения значимости от таких мини-серий.
А вот формат мелких историй меня не удивил уже тогда. Во-первых, это было очень похоже на комиксы-антологии, а многие «большие» комиксы выросли именно из них, а во-вторых, уже тогда я баловался вылазками в 2000AD, читая «дисишных» авторов и особенно комикс Rogue Trooper, а ещё жутко недооценённого писателя Кека Дабл Ю.
Станислав: «Даркхорсовская» модель мини-серий и антологий мне представляется идеальной для авторского комикса — она позволяет создателям работать не только в комфортном для них графике, но и с комфортной для них формой. Последним она отличается от свежего «имэйджевского» подхода с арками и перерывами — тут те же мини-серии, только они зачастую подогнаны под размеры трейдов. А возможность работать с любой размерностью историй для Майка особенно важна — он всегда пляшет от истории, а не от формы. Что именно в этом сборнике (правда не везде) мы увидели сполна.
Второй плюс этой модели — создание для читателей идеальной платформы для «запрыгивания» на серию в любой момент. Тем более, что в первые 10 лет серии Миньола грамотно балансировал между цельностью и обособленностью отдельных сюжетов и тем, чтобы продвигать ключевую линию героя. Вплоть до прихода Данкана Фегредо в «Хэллбое» в основном делались задатки на будущее.
Прежде, чем мы приступим к основной части, хотел обсудить ещё один момент, который мы уже частично затрагивали в предыдущих выпусках — о месте «Хэллбоя» в истории комикс-медиума. К третьему тому, как мне видится, серия обрела свой финальный вид и чётко выраженную индивидуальность. И её положение в общей картине комикс-мира уже было определено. Что ты по этому поводу думаешь?
Никита: Как мне кажется, «Хэллбой» в общей хрустальной тверди GEEK STUFF занимает довольно интригующее место. Он, в первую очередь, построен на таланте Миньолы и тщательном «рисёрче» всевозможных fairy tales и фольклора разных стран, однако в нём нет такой убийственной мании к аутентичности разных незначительных деталек, как у Алана Мура. То есть вам не надо знать, что в 1919 году в Бостоне натурально случилось наводнение из патоки, и после этого людей ели пикмановские гули — вам надо знать, что есть такой писатель Лавкрафт, и некоторые элементы его космического хоррора инкорпорированы в «Хэллбоя». «Хэллбой» — это супергероический комикс про «иксменов», однако там нет Грега Лэнда и вязнущих в зубах пикмановской же патокой character moments про, извините, переживания одного «иксмена» по поводу слов другого «иксмена». Там нет «похоронных номеров», нет IN THIS ISSUE A TITAN DIES, нет никакой вульгарности и пошлости. И, тем не менее, это ни разу не комфортный safe space комикс, без насилия и эмоциональных катастроф. «Хэллбой» — это, если хотите такой синоним, «there’s always a way» в безродной массе комиксов большой двойки. Он всегда отличается, но в тоже время играет по тем же правилам.
Станислав: Ты сейчас говоришь про содержание, я добавлю про форму. Сейчас Хэллбойвёрс структурно похож на комиксы двойки — куча серий разного размера, которые функционируют в одном мире и постоянно друг другу подмигивают. При этом каждый тайтл является индивидуальным продуктом авторской команды, а не, скажем, редакторов. Что не мешает вселенной оставаться цельной, потому что на самом верхнем, макроуровне, есть единое видение Майка Миньолы, которому всё подчинено.
Но тогда, во второй половине 90-х, этим и не пахло. Был один единственный авторский комикс, который достаточно спонтанно развивал вселенную. Тогда он был на стыке авторских комиксов и подхода двойки. Он обладал цельным видением, свойственному первым, и ощущением свободного полёта, свойственному вторым. В отличие от авторских проектов у него не было чёткого конца, так называемой endgame, был только мир с богатой историей, который мы по маленьким деталям для себя приоткрывали.
И мне всегда очень импонировала непосредственность, с которой создавались сюжеты «Хэллбоя». В цельных ранах двойки и авторских комиксов — продолжу сравнение — важна каждая деталь — в них зачастую много зацепок, каждая из которых потом играет свою роль, и почти всегда мы получаем ответы на все вопросы. В «Хэллбое» всё ТОГДА работало иначе. Особенно это касалось флэшбек-историй — они не должны были дополнять или расширять события настоящего, для чего обычно используются флэшбеки. Они были просто событиями, вырванными из контекста, «между делом». И вот этой вот анти-важностью подход «Хэллбоя» был свеж и подкупал. Майк всегда в первую очередь хотел рисовать то, что ему нравится, и просто рассказывать интересные истории. Именно таким и должен быть идеальный комикс.
Когда дело дошло до непосредственно обсуждения историй, Никита вдруг предложил записать его в виде реального диалога, голосом. И я был не в силах отказаться от этой внезапной идеи. Так что встречайте, первый и неповторимый подкаст Хэллбоймедии — прямо-таки партизанский спин-офф официального подкаста Медии.
Участники: Станислав Шаргородский, Никита Стародубцев
• (00:00-17:20) The Corpse — обсуждаем трагичного героя Грюагака, соседство хоррора и юмора в комиксах Миньолы, а также умение Майка сочетать элементы из разных произведений.
• (17:20-23:30) The Iron Shoes — обсуждаем прото-формат для будущих сюжетов, заложенный этой историей, любовь Хэллбоя к падениям, а также compressed storytelling Майка Миньолы.
• (23:30-38:35) The Baba Yaga — обсуждаем истоки импринта Legend, дружбу Майка с Джоном Бирном и Артом Адамсом, а также омниобраз и «механический» дизайн Бабы Яги.
Упомянутая промо-страничка Hi, My Name Is Hellboy.
• (38:35-49:15) A Christmas Underground — обсуждаем отсутствие отсылок к Диккенсу, притянутость рождественской тематики, а также использование кольца как инструмента подчинения.
Сравнение колец из A Christmas Underground и Hellboy Gets Married.
• (49:15-57:45) The Chained Coffin — обсуждаем роль Хэллбоя как зрителя в своих историях, вопрос реальности происходящих здесь событий, а также мини-концовки в комиксах Майка Миньолы.
• (57:45-1:07:30) The Wolves of Saint August — обсуждаем небольшую разбалансированность первой сценарной работы Майка, дружбу Хэллбоя и Кейт, а также лаконичный ворлдбилдинг Миньолы.
Кадры из Sin City: That Yellow Bastard и Hellboy: The Wolves of Saint August.
• (1:07:30-1:20:30) Almost Colossus — обсуждаем спасение Лиз Шерман Гленом Мураками, недооценнёность истории, а также суть конфликта между Роджером и братом.
• (1:20:30-1:25:25) Abe Sapien versus Science — обсуждаем технический характер истории, нетипичную декомпрессию в «короткометражке», а также попытку Никиты сымитировать Миньолу.
• (1:25:25-1:29:25) Заключение — подводим итоги и НЕ обещаем, что продолжим наши подкаст-эксперименты — здесь всё зависит от вашего фидбека =)
P.S. Только не ругайте за качество звука, для нас это дебют.