На днях из твиттера Брайана Майкла Бендиса стало известно, что сериал «Пауэрс» закрыт после второго сезона. Бендис сразу же написал, что надежда есть, напомнил всем, сколько миллионов просмотров у первой серии, и, видимо, будет продвигать продолжение сериала на какой-нибудь другой платформе, раз уж «Сони» от него отказалась. Но по правде сказать, когда впечатления от десятой серии в голове еще свежи, никакого продолжения не хочешь. Потому что всю добрую волю зрителей, которую сериал заработал своей простоватостью, искренним желанием «сделать про супергероев» и работой актеров, он за второй сезон растерял.
Нам никто не расскажет в ближайшее время о том, насколько действительно большую роль играли сами Бендис и Оэминг в создании экранизации (художник, скорее всего, никакой), но второй сезон «Паверс» явно испытывал большее влияние комикса-первоисточника, чем первый. В один небольшой сезон впихнули столько сюжетных линий из комикса, сколько смогли — большей частью используя только завязки или центральные мысли этих сюжетных линий. Обладай «Паверс» огромной и верной фанбазой, этого было бы достаточно — тут отсылка к «Анархии», тут к «Богам», общая канва примерно соответствует ходу событий из комикса, вот все и рады. Но судя по всему, «Паверс» увлекает больше всего именно Брайана Бендиса, и поэтому шоу становится выставкой любимых игрушек его создателя. Из-за этого маленький веб-сериал, не имевший ни амбиций, ни возможности тягаться с тяжеловесами супергеройского медиа-комплекса от «Флэша» до «Готэма», губит желание играть в мифологию. Это ведь только обычный сериал может покончить с собой одним способом: отбросив центральную концепцию и посвятив себя отношениям и романам, так что на экране не на что смотреть, кроме полюбившихся (если повезло) актеров. У фантастических и супергеройских сериалов есть еще второй путь суицида — путь «Лоста», непроницаемая мифология, из-за сложности которой зритель не знает, чего дальше хотеть от сериала, что может произойти и чего не может быть.
Возможность бесконечно оттягивать момент объяснения, вместо этого отвлекая зрителя новыми лакированными загадками, губила и лучших. «Паверс» падал в эту ловушку весь сезон, а мы отказывались верить и надеялись, что в финале-то всё происходящее обретет смысл. Теперь, когда сезон закончился, говорить о дырявости его сюжетных линий можно уже не в сослагательном наклонении. Но прежде — история о том, как я бессмысленно строил предположения.
Где-то в районе восьмой серии я обнаружил, что в интернете без особой помпы существует ток-шоу «After Powers» на ютуб-канале «Машинима». В пятнадцатиминутных вразнобой нумерованных выпусках Хлоя Дийкстра, как может, имитирует интерес к сериалу и обсуждает события каждой серии с актерами. Ничего важного или даже интересного не говорится, актеры прилично улыбаются, рассказывают полагающиеся истории и делятся стандартными ахами про летание на лонже, съемки на хромакее и ношение супергеройских костюмов. Шоу явно «сделано» компанией «Сони», туда сходили все лица сериала, кроме тех, которым есть чем еще заняться, и несколько раз даже побывал Бендис. Сериалу оно, как и все эти пост-сериальные ток-шоу на AMC, нисколько не помогает... но, как я уже сказал, там обсуждают сюжетные повороты. Причем явно заранее. И явно стараясь представить сериал в наилучшем свете.
Так вот, смотри я это ток-шоу параллельно с сериалом, я бы еще после шестой серии знал бы, что на Конраде Муди и его «Я говорил ей, чтобы она мне не перечила!» сюжет про Ретро-гёрл заканчивается. Я бы знал, что Хэви сериалу больше низачем не нужен, и на описании «бывший ЦРУшник, нанятый Муди как убийца» нужно удовлетвориться. Я бы, короче, знал, что план сериальщиков гораздо беднее, чем мне казалось, и не забивал вам головы своими гипотезами о том, как всё увяжется воедино. Это почти единственная польза, которая есть от ток-шоу, помимо того, что можно послушать Бендиса, утверждающего, что у всех загадок сериала есть отгадки, мифология будет строиться в течение долгих-долгих сезонов (задним числом: ха-ха!) и некоторые тайны сериала можно раскрыть для себя заранее, прочитав комикс.
Бесспорно, идея завершить центральную линию не в конце сезона, а в его середине, и переключиться с расследования преступления на его последствия — сработала. В обычном сериале с «делом на сезон» выходит, что всю середину можно пропускать, важные для раскрытия дела подвижки произойдут только к финалу. «Паверс» в первой половине второго сезона, напротив, не скупился на повороты сюжета и поэтому держал в напряжении. Но в итоге детектив закончился, дело было (неудовлетворительно) раскрыто и все детали сериала, связанные с ним, вымели из оставшейся части сезона.
А вслед за завершением полицейского детектива наступило время бессмысленного строительства «мифологии», подчиненного комиксу. Почему мы завершаем сезон на запрещении суперспособностей? Потому что это было в комиксе. Почему у Дины Пилгрим «съезжает» моральный компас, хотя именно его наличие и было единственной ее персонажной чертой весь сериал? Потому что это было в комиксе — ну и еще потому что сценаристы мало что так любят, как расшатывать персонажа, а расшатывать Уокера некуда, он и так написан как персонаж без положительных качеств. Что за ерунда происходит в последней сцене и почему ни одно событие теперь уже двух сезонов, в котором мы хотели бы разобраться, не объясняется? Потому что Брайан Майкл Бендис запланировал свой «Лост» на много сезонов вперед.
Но толку нам с того.
Практически всё, что выглядело как интересная загадка, осталось без ответа. Что-то было забыто и не раскрылось, как «агент ФБР с каменным лицом». Что-то намеренно выброшено, как убийство супергероини в первом сезоне, или предназначено только для одурачивания зрителя, как надпись «Каотик Шик» на месте смерти Ретро-герл. Многое было оставлено на «потом», которое теперь, скорее всего, не наступит. Но положа руку на сердце, интересно ли нам узнать, что кому «передалось» от Вольфа, почему Уокер выжил под обломками здания или откуда у него мигрени? «Паверс» был успешен только в качестве «реалистического» супергеройского сериала и чем дальше он от этого простого амплуа стал уходить, тем меньше шарма и энергии в нем оставалось. Вместо увлекательного детектива или хотя бы драмы персонажей, живущих в «реалистичном» мире с супергероями, мы получили клюквенные флэшбеки, сверхдешево выглядящую историю о супергерое в старческом маразме и совершенно неудовлетворительную развязку.
В развязке вообще воплотились все проблемы сериала.
Супергерои пешком выходят на полянку в лесу (слова «детский лепет на лужайке» обретают в этой сцене новый смысл) и собираются с помощью плохих спецэффектов драться с Супершоком, который может почти что уничтожить мир. За пределы Лос-Анжелеса его «уничтожение мира» пока не продвинулось, но в Америке так всегда. Итак, вот оно, последнее противостояние. «Первый герой», который считает, что супергерои должны либо исчезнуть, либо править людьми, и «молодые львы», которые хотят сохранить статус-кво, в котором герои периодически спасают людей друг от друга и от себя. Как тематически завершится такой конфликт — понятно. Супершок хочет, чтобы сериал «Паверс» дальше не продолжался, герои хотят, чтобы продолжался. Тут интриги нет. Но кто и как победит Супершока, чья персонажная линия обретет триумфальное завершение на осенней полянке возле карусели?
Сначала думаешь, что противником Супершока станет Дина. Потому что это логично в рамках метафор сериала. Дина получила силы, работая на месте преступления, то есть ее наделила возможностями ее полицейская работа. Это силы, передавшиеся ей от убитой Супершоком супергероини, то есть Дина, используя эти силы, справедливо мстит. Плюс у нее есть собственные причины для мести, потому что в каком-то смысле по вине Супершока чуть не погиб Каттер.
Но нет.
Потом ты думаешь, глядя на битву супергероев, что Супершока победит Зора. Она же искренняя и честная, она трудилась, она развивалась и всегда хотела помогать людям. Ее сломил Вольф, но она поднялась после падения и стала одной из сильнейших «паверов» в сериале. Она превозможет свое прежнее поражение и превратит его в победу.
Но нет.
Если не она, то Криспин? Потому что тогда замкнется история юноши, у которого суперзлодей убил отца, который сам боролся против супергероев, который УМЕР из-за махинаций суперзлодеев, и у которого теперь есть всего одна, но очень знаковая способность — не умирать.
Ну ладно, тогда Мартинез? Как символ победы ума над талантом, человек, во всех смыслах преодолевший ограничения человеческого тела, ответ на вопрос «Если нельзя доверять Паверам, то кому можно?» и будущее Паверс-отдела?
Мне не нравится этот ответ, но пусть Калиста. Она новое поколение супергероев, молодое и идейное. Супершок в молодости считал свои способности проклятием, она же всегда относилась к ним, как к дару. Калиста, которую мы в начале сезона увидели учащейся летать и применять суперсилу, в конце сезона покажет, что превзошла любых учителей. Да еще там была любовная линия у нее и Криспина, может быть, мы вернемся к ней.
Нет, нет и нет.
Это Уокер. Всегда Уокер. Непременно Уокер.
Потому что сериал очарован и одержим этим героем, всё в «Паверс» вращается вокруг него. Персонажи и сюжетные линии появляются и пропадают в зависимости от того, насколько они нужны для Уокера. Даже не для его истории — нет у него особенной истории, Уокер просто весь сезон побеждает злодеев и раскрывает дела. Его развитие как персонажа осталось в первом сезоне. Потому что важная для сюжета конфронтация невозможна без Уокера.
Потому что, как мы узнаем в финале, даже изобразив настолько героическую и знаковую смерть Уокера, насколько это возможно, сериал не готов его отпустить.
Сериал вообще никого не готов отпускать, кроме интересных второстепенных эпизодических персонажей. Последствия насилия здесь такие, что впору проверять, не на «Никелодеоне» ли идет «Паверс». Каттер получает нож в печень и выживает, у Дины Пилгрим ВЫРЫВАЮТ СЕРДЦЕ, остальные офицеры Паверс-отдела скорее исчезнут из сериала, чем пострадают в кадре... А единственный персонаж из числа протагонистов, кому довелось умереть по сюжету, не просто не умер, но еще и стал бессмертным.
Наверное для выживания персонажей есть, помимо требований компании-заказчика, еще и придуманные Бендисом сюжетно-мифологические причины. Нам об этом не дано узнать.
Второй сезон «Паверс» закончился, обладая совершенной уверенностью в том, что будет третий, а то и десятый. Зрителям и компании «Сони» эта уверенность не передалась. Сериал закрылся, и хотя еще несколько недель назад он неплохо развлекал, сейчас его совершенно не жалко.