Может быть, я смотрю слишком мало телесериалов, может быть, слишком много, а может быть, я просто смотрю их как-то не так. В чем бы ни была причина, но каждую неделю увиденное на телеэкране не только развлекает или утомляет меня, но и озадачивает, даже изумляет. Что это? Как к этому относиться? Зачем вы это сделали?
Как я говорил на прошлой неделе и подозревал еще раньше, у «Пауэрс» наметился шанс испортиться. Подходило время раскрывать карты. Главная интрига не могла продолжать долго ускользать от нас, а накрутили в ней столько, что по «закону ЛОСТ» развязка неминуемо должна была оказаться хуже завязки. Злодея в черном пальто нелепо поймали, организатором убийства оказался персонаж, введенный едва ли парой серий ранее, «хвосты» из первого сезона были обрублены и спрятаны под диван, чтобы о них никто не вспоминал. Все линии должны были сойтись воедино или хотя бы показать, что между ними тематически общего. И везде тут был, как вы понимаете, шанс разочароваться.
И вместо всего этого «Паверс» вдруг показал нам совсем другой сериал. Формально — продолжающий все идущие сюжеты, но заметно другой в мелочах. Словно сценариста комиксной серии поменяли посреди сюжета, и новый, как это часто бывает, сказал «Ну, все линии, которые редактор заставляет меня тащить, я возьму, но с презрением, а вообще у меня другие планы и сейчас я начну вас к ним готовить». Почему это происходит перед последней третью сезона — бог весть. Но статус-кво вдруг откатили на довольно далекую точку, приоритетность сюжетных линий поменяли, одних персонажей убрали с глаз долой, про других внезапно вспомнили… И в итоге я трижды проверил в начале серии, не пропустил ли я чего, не было ли какой еще серии между смертью Конрада Муди на прошлой неделе и новых событий на этой.
Кстати, воображаемый «новый сценарист» обратил уход Доктора Смерти в шутку — в этой серии по потешной причине нету и доктора Марс, а вместо нее у отдела новый криминалист. Если и в следующей серии криминалист сменится - это будет просто отличный ход.
Но к делу.
Одно из самых заметных изменений, не касающихся сюжета — бюджет, и особенно бюджет на экшен. Сколько раз я защищал первый и второй сезоны от людей, говорящих «Выглядит, как фанатский сериал с Ютуба!» — и вот, сегодня сериал и правда стал так выглядеть. Единственную схватку в серии (впрочем что там, это единственная драка уже на несколько серий) сняли способом «Один паркурщик в гриме, один нервный монтажер, на постановщике трюков сэкономим», но это еще полбеды. Вся беда — это «исторические» сцены, особенно та, которая открывает серию. Это не просто «сериал с Ютуба», это «я видел десяток любительских фильмов и роликов, где то же самое снято лучше». Сцена «из первой мировой войны» выглядит так, будто оператор не хотел ее снимать, и сделал все возможное, чтобы показать, насколько эта сцена плохо подготовлена. Везде, где кадрированием, углом съемки, да просто дымом, наконец, можно было спасти беспомощную мизансцену, решения принимались строго обратные. И момент, который должен был быть драматическим и значительным, выглядит неубедительно и слабо.
Последующие «исторические» сцены только продолжают и усугубляют тенденцию. Странный подбор актеров (переходящее знамя «худшего двойника президента» чуть не ушло от Никсона из «Хранителей» местному Трумэну), вызывающе дешевые декорации, вялая работа камеры и монтажа. Уровень исторической достоверности — опять же, на уровне ютубовского ролика. Не сделано никаких усилий даже для периодной речи (президент Трумэн использует «ask» как существительное, и это бесит уже САМО ПО СЕБЕ).
Господи, что на нем надето!..
И ладно бы все это было очень важно — можно было бы закрыть глаза на все недочеты реализации, будь седьмая серия сценарным откровением. Но…
ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!
Сквозным приемом седьмой серии сделаны «исторические» сцены, которые раскрывают прошлое супергероев. Самые внимательные суслики быстро поймут, что страдающий солдат-супергерой — это Супершок, и в будущем у него будет внешность Майкла Мэдсена. Для всех остальных это станет открытием почти в конце серии. Впрочем, сам сериал это как открытие не подает. Ну или по крайней мере в ЭТОТ момент драматическая музыка не звучит, а так-то ее в серии хватает.
История Супершока более чем амбициозна и наконец вводит в сериал вопрос об «альтернативной истории» мира, где есть супергерои. В Первую мировую простой солдат Патрик проявляет свои суперспособности, а во Вторую мировую его разыскивают и отправляют в одиночку отнимать атомную бомбу у Гитлера. Да, в этом мире Гейзенберг и Тринкс справились, а Оппенгеймер и Фон Нейман — нет. И чтобы нацисты не выиграли войну, нужен супергерой. Почему-то один, и рекрутирующая его Ретро-Герл с ним не отправляется.
Если вы подумали, что «отнимать атомную бомбу у Гитлера» — это метафора, то нет. И я до сих пор не пойму, хотя уже дважды посмотрел эту сцену: герой, пробивающий стену бункера Гитлера и спрашивающий лично у фюрера «Где бомба?» — это лучшая или худшая идея года? Президент Трумэн тоже рекрутирует героя лично — простои приезжает к нему на автомобиле, причем за рулем сидит сам. Ладно, сороковые — не двухтысячные, его вполне могли не узнать.
В этой истории, помимо «ориджина» Супершока, закладывается и начало его недоверия к людям. Он требует у Трумэна уничтожить атомную бомбу, и тот вроде как соглашается, но потом все равно сбрасывает ее на Хиросиму, потому что нельзя отклоняться от истории слишком уж далеко. Или это не он виноват… потому что «ориджин» вводит еще один элемент, совсем новый. Оказывается, у Супершока есть заклятый враг. Зовут его «Призрак», потому что все особо страшные злодеи в сериале «Пауэрс» используют максимально короткие имена (о нет, что ждет Зору?!). И этот Призрак сначала был офицером армии США, более того, непосредственным командиром Патрика — вот так совпадение! А потом проявил свою дурную сущность и стал доверенным лицом Гитлера. А теперь, надо полагать, вернется и будет как-то связан с убийством Кобальтового Рыцаря, не зря же мы пол-серии потратили на узнавание его истории.
Все это появилось изниоткуда, но и про Супершока весь первый сезон не было слышно. Так что нельзя избавиться от ощущения, что все, что нам показывают, о-о-очень важно, даже если сами сцены выглядят смешно.
В остальных сценах сериал вернулся к своему давно не виданному лицу спокойного процедурала про супергероев. Нам показывают новый статус-кво, вернее, старый статус-кво, от которого мы отвыкли: супергеройский отдел полиции работает, как раньше, федералы испарились, дело Ретро-герл снова закрыто, Дрейнер в отдел вернули, и даже Каттер куда-то пропал, как будто «новый сценарист этого комикса» решил, что романтическая линия ему неинтересна. Теперь история Дины — не про любовь, а про личную честность (она даже произносит очень штампованную строчку про душу). С этой целью из убийства Конрада Муди в прошлой серии выжали максимум. Калиста почему-то из двух людей, падающих из окна, успела подхватить только Уокера, хотя, казалось бы, суперскорость и полет вместе должны творить чудеса. В общем, Муди мертв, полиция делает вид, что это самоубийство, а Уокер теперь явно убийца. Но страдает по этому поводу не он, а Дина. Потому ее персонаж всегда состоит из одной ноты, и теперь эта нота — «Я не знаю, как быть честным полицейским после случившегося». Уокер же не просто не страдает — в первой сцене серии он собирается купить бунгало на берегу моря. Почему? Зачем? Об этом нам не говорят.
Говорят, что у Уокера головные боли, причину которых не могут найти врачи. И да, сериал заостряет наше внимание на то, что выживание Уокера после обрушения здания — необъяснимое чудо. Видимо, к нему все-таки вернутся его способности. Или другие способности проявятся. Но возвращение сюжетного крючка с Волком я уже не надеюсь, слишком большая часть сезона прошла, чтобы про это вспоминать. Хотя Бендис… Ладно.
Возвращенный отдел суперпреступлений возвращается к делу об убийстве сенатора — его обнаруживают только в этой серии. И снимают так, что история смерти Кобальтового рыцаря вполне могла бы быть «делом недели», будь у «Пауэрс» были дела недели. Улика, осмотр места, ложный след. Но сейчас такое расследование смотрится в сериале инородно, потому что оно очень слабо связано со всем, что мы видели до сих пор (помните, в начале сезона были бунты на улицах? Вот и никто не помнит). Авторы начинают расследование с того, что прямо отбрасывают все версии, на которые сериал намекал до сих пор, и обещают повести историю в новом направлении. Видимо, это направление как-то предполагает Призрака, и непонятно, предполагает ли оно Хэви. Хуже того, поскольку вся серия строится на том, чтобы познакомить нас с Призраком, а в конце сказать «Это он убил Рыцаря», фактический сюжет серии низачем не нужен и просто служит отвлекающим маневром. Так что я для проформы расскажу, что там было, но на влияние этого в последующем сюжете не рассчитываю.
Скандальная журналистка нашла ту девушку, что снялась в секс-видео с Рыцарем, а у той — письмо от бывшего бойфренда, что он убьет Рыцаря за такой стыд. Бойфренд оказался пиратской копией Льюина Дэвиса и еще оборотнем, у него алиби, а записку он написал в сердцах. Тупик, расследование возвращается на стартовую клетку.
Ну говорю же, Льюин Дэвис от студии «Асайлум».
Небольшой остаток экранного времени достается Золе, Мартинесу, Калисте и ее незакрываемому пупку. Они решают стать новой командой супергероев, раз уж старые как-то все перемерли, и ищут себе магистра Йоду. Тут бы окупиться сцене, где Уокер объяснял Калисте, что птицам надо уступать дорогу в небе… но Уокер берет и отказывает молодым супергероям. Это пока все, что у них произошло.
Окупаться неожиданно стала другая линия, про Дину Пилгрим и ее отца. Я как-то до сих пор считал этот сюжет заполняющей время мыльной оперой, и максимум, для чего он был нужен — чтобы агент Лэнг давила на Дину. Но тут отец Дины отмазался от своего коррупционного суда тем, что пообещал рассказать про старые грешки высокопоставленных людей, а Дина как раз тоже оказалась в положении копа, который должен закрывать глаза на нарушение закона. И они с отцом начали разговаривать. Прокручивая в голове их предыдущие общие сцены, я начинаю замечать — вообще-то, этот сюжет был в сериале с начала сезона. Дина постоянно пересекается с отцом и демонстрирует, чем они отличаются. И сначала ее нравственная позиция всё сильнее укрепляется, отчего отношения с отцом накаляются. Теперь же ее позиция начинает слабнуть, и это тоже хорошо видно, когда их рассматриваешь рядом с Пилгримом-старшим.
Похоже, моральный центр сезона и его внутренний сюжет был у нас под носом все это время, а мы не замечали.
А я все так же, как вы помните, надеюсь на большой план Супершока, который раскроется в последней серии и свяжет всё между собой. Потому что иногда смотреть на это… очень странно.