В этой серии: долго и со значением молчат, лупят пожарным шлангом и штангой от настольного футбола, смотрят телевизор и обсуждают коммунистов.
Ну что, недолго музыка играла? В смысле, недолго длилась наша радость от быстрого развития сюжета в «Проповеднике». Сериал возвращается в свой привычный темп — ничего особенного не происходит до последнего ухода на рекламу, жесткие шутки разбавлены беззубыми, чтобы не растрачивать весь искрометный комедийный талант слишком быстро, а сюжетные линии раскручиваются как можно томительнее, потому что в учебнике это называется «саспенс», а папа учил «Всё, что стоит делать хорошо, стоит делать медленно».
Основной прием заполнения эфирного времени в четвертой серии — наполненная пауза. Практически «мхатовская». Персонажи молчат и со значением смотрят друг на друга. Иногда — но не так уж часто — повторяют свои или чужие реплики (что неверно называть бендис-спиком, и вот наконец у меня есть трибуна это сказать, но это почти никто не прочтёт). Оправдание на это у персонажей есть: кто не находит слов, кто не спал ночь, кто очень огорчён или рассержен на собеседника. Оправдания авторам сериала при этом нет. Если бы они хоть в интересных интерьерах молчали.
С другой стороны, в прошлой серии поиски Кастера зашли в тупик и сюжет закономерно должен был остановиться. Выходить из тупика, правда, авторы решили с помощью волшебного совпадения, рецепт которого всегда «десять процентов самого совпадения и девяносто процентов убеждения зрителя, что на самом деле это не совпадение». Да ладно вам, ребята, мы же знаем, зачем пришли — расчлените кого-нибудь на экране прямо в ходе «счастливого случая», и мы всё простим. Но нет, не время расчлененке, время снимать всю серию в трех комнатах и строить ее на том, что герои не говорят вслух то, что надо побыстрее сказать. Поэтому у нас есть время обратить внимание на то, как нелепы сложившиеся положения, как долго тянется серия и как невовремя в ней появляется продакт-плэйсмент.
Да, айфончик, я тоже задаю себе этот вопрос.
Раз уж это тихая драматическая серия, можно успеть обратить внимание на персонажей. И на то, что они ведут себя, как дети. Ну, подростки, но скорее тринадцатилетние, чем постарше. Особенно это заметно по Тьюлип, в которой уже нет практически ничего от той героини, которую нам продавали в пилотной серии, и которая теперь даже скандалит редко, а всё больше прячет глаза. Те, кто будет смотреть или пересматривать серию, представьте, что сцены с Тьюлип это «школьницу вызвали к директору» и потом «школьница не может помириться с друзьями, которых подвела». Ведь ничегошеньки не нужно будет менять в этих сценах! Ну, может, один пистолет убрать.
То же подростковое «подводное течение» сюжета видно и у остальных персонажей. Джесси вот считает, что в жизни его подружки не может быть большей проблемы, чем «мы поссорились». А Кэссиди таскает друзей в дом к пожилому человеку, у которого живет, потому что «они друзья». Старика он явно раздражает, но непонятно чем, потому что они (барабанная дробь) говорят на разных языках. Впрочем, старик не выгоняет Кэссиди из дома и даже кормит.
Разбирай я французский на слух, я бы поделился для вас «genius bonus»-ом, вроде того, который получают в начале фильма «Нечто» знающие норвежский. Но увы, обойдемся без бонусов. Лучше сосредоточимся на образе нашего любимого вампира.
Я как-то даже не успел заметить, когда Кэссиди успел стать таким добрым, мягким и чудесным — эта перемена произошла где-то ближе к концу первого сезона, но от хищного панка из пилота тоже ничего не осталось. Тут, я подозреваю, влияет сам Гилган, который в жизни... Я не люблю это слово, но оно так подходит, но мне так не хочется его писать, но... В жизни Гилган няшечка. И в сериале Кэссиди с некоторых пор тоже няшечка.
Я далек от того, чтобы винить тот сектор фэндома, который хочет найти няшечку в глубине любого и каждого персонажа. Во-первых, глубины Tumblr-а сейчас поставляют всю интересную поп-культурную аналитику, во-вторых, плачет об утрате традиционной маскулинности пусть другой автор нашего сайта, а в-третьих, сериал имеет право быть, каким хочет и о чём хочет. И разговора (глубокого и узкого, как стоячая могила) о внешних и подлинных свойствах мужчины вправе не заводить, тем более что в комиксах он уже проделан.
Но тогда у нас есть проблема маркетинга. И она покруче, чем то, что сериал, который пиарился на автобусах надписью «Powerful AF» не может с экрана произнести тот самый «F». Если это сериал про приключения трёх няшечек в Нью-Орлеане, то зачем в нем кишки? А если это сериал про кишки, то зачем превращать страшного вампира, который расчленял ангелов бензопилой, в няшечку? Ответа у нас пока нет, потому что четвертой серии Кэссиди не нужен.
Все эти истории о взрослых и подростках оттеняет история Юджина — настоящего подростка, который адаптируется к новому миру, населенному взрослыми, но живущему явно по законам старшей школы. Эта линия особенно ужасна, но о ней позже. Пока достаточно сказать, что и в ней тоже героя вызывают к директору, а потом заставляют искать общий язык со сверстниками.
Обратите внимание, что подростки в рамках нашего мысленного упражнения ни в одной из сюжетных линий сериала не взаимодействуют с другими подростками. Они всегда противостоят взрослым. Почему так? Потому что сериал наследует от комикса структуру сюжета, которую не желает бросать. А по структуре «Проповедник» Энниса и Диллона — вестерн.
Вестерн, в котором главный герой пользуется добрым словом вместо кольта.
Герой вестерна раз за разом попадает в крохотные «государства» размером с дом или городок, где управляют властные люди. С ними героя уравнивает кольт — или, как у Энниса, который десятилетиями пишет комиксы про «да брось ты этот суровый маскулинный идеал, вот тебе другой суровый маскулинный идеал» — сила слова. Это противостояние бродяги и власти, если из него вычесть всё, включая кольты, и превращается в противостояние подростка и взрослого.
Да, мысль неглубокая! Так и сериал не очень!
Художественный метод сериала вообще отлично укладывается в клиффхэнгер четвертой серии. И внимание — я сейчас расскажу вам, чем заканчивается четвертая серия, и это не будет спойлером! Ну, да, потому что вот так устроен «Проповедник».
В конце серии мы видим Святого Убийц, который шагает по вот такому пейзажу под драматическую музыку:
Ощутили всю мощь момента? Я тоже нет.
Это, короче, скайлайн Нового Орлеана. Как его должен узнать даже житель США, я не знаю. Я вам больше скажу, если вы сходите в википедию и изучите статью про ключевые небоскребы Нового Орлеана, вы и после этого его в кадре не узнаете.
А главное, в чем зацепка? В том, что Святой идет в Орлеан? Так мы об этом, прямо скажем, догадывались. В том, что он уже почти пришел? Так фиг поймет, далеко ли он от дома главных героев. В том, что он так круто идёт по дороге? Так ведь он по пешеходной полосе идёт, и даже не по встречке относительно велосипедов. Технически, такой кадр в шесть утра снять может кто угодно. Что сказать-то хотели?
Главное, что сообщает нам этот клиффхэнгер — это что до конца сезона из Нью-Орлеана герои могут и не выбраться. Не зря ж ребята такой кадр делали.
Ну, а теперь об этих и других новостях подробнее.
ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!
Несмотря на появление в сюжете вереницы бандитских тачек, противостояние крутых ребят в черных джипах и крутых ребят в белых минивэнах откладывается на неопределенный срок. Пока что бандиты просто сцапали Тьюлип, а Грааль вычислил дом, в котором живет Джесси.
Тьюлип привезли в Особняк Дона, того самого Виктора, про которого мы слышим уже пару серий. В доме ей можно делать что угодно, пока она не даст хороший ответ на вопрос «Как мы будем исправлять ситуацию?» — но делать ей там особенно нечего, потому что все живущие в доме страшные бандиты на Тьюлип дуются и с ней не разговаривают. Дочка Виктора в этой сюжетной линии — единственное светлое пятно, она смачно плюет Тьюлип в лицо. Скорее всего, после этой одной сцены девочка в сериале не появится.
Как не появится и агент, через которого Кастер и Кэссиди ищут актера, который сыграл бога. Тот дедушка с невероятно накладными бородой и сединой случайно попадается Кэссиди по телевизору, поэтому герои находят его агента, шутят про «Игру престолов» (сейчас это делают не только в русских комиксах), берут кастинговую запись и пытаются с ее помощью выяснить, в какую сторону искать дальше.
Приятная деталь — на кастинговой записи актёра убили, но агент этого не знает, потому что запись не смотрел. Но запись в наличии есть, потому что агент ее для порядка запросил. Да, я уже говорил. По большому счету, вся линия с агентом построена на счастливом совпадении, но само совпадение занимает минуту, а потом мы полчаса слушаем, как сериал пытается нас убедить, что вовсе это не совпадение, а сюжетный поворот.
Но поиски надо отложить, потому что Тьюлип в опасности, ее надо спасать, а заодно провести самую бессмысленную и вялую «драку, снятую одним планом» из тех, что мы видели по ТВ. Эталон, если что, не в «Сорвиголове», а в первом сезоне «Настоящего детектива». Не помните, что там снято одним планом (и, кстати, настоящим)? Вот то-то же. Так и надо снимать — ради ощущения, а не ради трюка.
В общем, серия выходит на уровень процедурного сериала по количеству эффектных актеров, нанятых на один раз, и непонятно, зачем. Драка, снятая одним планом под контрастную по настроению музыку, в первом сезоне у них уже была. Штанга от настольного футбола — тоже не самое необычное оружие, ну железяка и железяка. Всё, зачем нужна соответствующая сцена — это сыграть наконец карту «а что если противник наденет наушники». Плюсик за внимание к деталям — злодей носит спортивные наушники, которые просто так из ушей не вываливаются. Я думаю, это не из-за того, что реквизиторы как-то особенно старались, а из-за того, что обычные наушники реально выпадали из ушей во время съемок боевой сцены.
Финальный твист серии — оказывается, что страшный Дон, в доме которого пленили Тьюлип — её муж. В шоке все, кто ни разу не смотрел американские сериалы.
Мир американского сериала вообще теснее индийского фильма. В погоне за возможностью зрителя «соотнестись» с героями, жители страны христианских многопоколенческих семей, предпочитающих видеть друг друга не чаще чем дважды в год, вечно превращают все истории в отношения отцов, детей, жен, мужей и прочих близнецов. В среднем сериале про спецслужбы столько родственников и любовников, что кажется, будто в США феодализм. Правильно перегнуть палку умеют только в «Супернатуралах» (никто меня не убедит, что название должно записывать иначе), но там, насколько я понимаю, происходит настоящее благородное безумие — такое, что впору смотреть издалека и восхищаться.
Я просто на прошлой неделе узнал, что «внезапно Гитлер» это не новый приём для эфирной сверхъестественной драмы про путешествия в машине героев с фамилией известного деятеля американской истории. У «Супернатуралов» был и Гитлер в аду, и возвращение Гитлера из ада. Ни тут, ни там дальше «Смотрите, это же Гитлер!» шутка не ушла. Хотя в «Проповеднике» обозначили замах на настоящую классику — британский «Heil, honey, I’m home!» (ситком про Гитлера и его соседей).
Юджина всячески обижают и задирают в аду, и даже Гитлер не помогает. Я надеюсь, что дальше в тоне этой сюжетной линии что-то прояснится, потому что пока мне всё время хочется задавать телевизору неудобные вопросы. Типа «Чем вам можно угрожать, вы и так в аду!» или «Да как ситуация может стать хуже, вы же В АДУ! В А-Дэ-У!» и так далее. Но пока Ад оказывается небольшой историей в жанре тюремного сериала, которые сейчас в моде (и даже мы недавно писали про Kaijumax). Надзиратель советует Юджину не выделяться, а то он слишком добренький, и в конце серии Юджин вместе с другими неприятными типа бьёт лежащего на полу Гитлера ногами, скандируя... Ну вы понимаете, что скандируя. Я даже не знаю, можно ли по законам РФ такое тут рассказывать.
Коснемся лучше того, в чем заключается повторяющийся ад Гитлера. Этот трюк явно будут растягивать не одну серию — пока нам только показали, что это тихое и мирное свидание, на котором молодому Адольфу жуть как неловко. Поскольку это худшее его воспоминание, мера неловкости явно ещё увеличится. Правду сказать, неловкая сцена сделана и вправду хорошо, особенно если убрать длинные «заряженные» паузы и абстрагироваться от того (вздох) что перед нами Гитлер.
Но есть опять один нюанс. Время и место действия — Мюнхен, 1919 год, вроде бы весна. У авторов не было особенного выбора, потому что в 18-м Гитлер ещё был на фронте, а в 20-м уже вступил в партию (я упрощаю). Единственный период, когда можно снять эпизод «штатский Адольф, ещё художник и не нацист» в самом деле требует таких рамок — Мюнхен, 1919 год. Авторы даже погружаются в контекст — на улице слышны выстрелы и девушка реагирует на них словами «Проклятые коммунисты». Всё правильно.
Вот только коммунисты и выстрелы в Мюнхене той весной... В общем, погуглите, что такое «баварская советская республика». Имеете шанс наткнуться на чудесное словосочетание «красноармеец Адольф Гитлер». Ну и вообще интересный исторический момент был. Во многом определяющий.
Сколько от него будет в сериале?
Правильно. Нисколько.
А может, всё-таки...
Увидим через неделю.