Мы выходим на финишную прямую и все опасения, высказывавшиеся в районе пилота, пора признавать сбывшимися. У сериала еще есть шанс зацепить нас мощным концом сезона, развлечь парой сюжетных поворотов или удивить смелостью. Но всё, обещанное пилотом, не сбылось, и уже трудно объяснить, на что мы тут потратили восемь часов и зачем потратим еще двенадцать.
Ну вот была же, была же надежда, что все хотя бы теперь завертится! Что наконец-то сюжет сдвинулся с места, что все три главных героя раскрылись друг перед другом и могут образовать знакомую нам по комиксу команду, что будет еще одна хорошая экшен-сцена, наконец! У сериала образовался прямой конфликт с применением бульдозера! За что нам опять такое предательство всего, кроме скромных сериальных бюджетов?
Почему сериал, который должен удерживать в поле зрения трех интересных персонажей, постоянно не находит занятия для двух из них? Почему «вот-так-повороты» сюжета тут делятся на те, которые ни к чему не приводят, и те, которые откладывают на конец сезона? Как так вышло, наконец, что самая интересная драматическая линия — это отношения двух персонажей, не существующих в первоисточнике, которым уделяется по пять минут в каждой серии?
Первоначально я прочил сериалу «линчевщину» и «тарантинщину». Ничего такого тут не видно, а с собственным стилем у «Проповедника» трудности. Надо отдать ему должное — по крайней мере, он ни на что не похож. Из того, что идет в одной эфирной сетке с ним, конечно. Такая же смесь серьезного и несерьезного нам знакома, но из «сериалов про странную глубинку» совсем другой эпохи. В некоторых сериях «Причер» отличается от них разве что манерой съемки. Те сериалы умели в лучшие свои моменты ловко сочетать гены мелодрамы и неловкой комедии. Увы, чтобы продемонстрировать те же гены, «Проповеднику» нужны другие операторы и монтажеры. Потому что имеющиеся отлично делают нам «картинку, как в «Во все тяжкие», но еще поди посоревнуйся с «Во все тяжкие». Даже если у вас общие родители, к чему мы вернемся чуть позже.
Первые кадры после вступительных титров могут служить отличной метафорой всего сериала. Камера смело врывается в церковь под крутую музыку — и тут же в замешательстве останавливается, и люди с неловкими выражениями на лицах ходят по недорогой декорации. Потом следует закадровое действие, которое лет двадцать назад было бы крайне остроумным, а сейчас на ТВ считается просто дешевым, и вслед за ним сцена тухнет окончательно.
Почему-то то, как был снят исход первой драки, особенно меня огорчило — побитые рабочие просто как-то вяленько вышли из церкви и поплелись назад к начальству. Не сбежали с «поля боя», не уползли, их не вытолкали, не прогнали и не выбросили через окна. Произошло «непонятно что», а дальше группа актеров просто встала посреди поля и начались разговоры.
На этих разговорах дальше и строится весь комизм серии, но слишком уж сильно авторы полагаются на то, что их актеры вытянут комизм сами, без помощи режиссера и съемок. Или, по крайней мере, мои критерии смешного расходятся с оными у создателей. Монолог Квинканнона про «ну не то чтобы живой щит» и дальше еле слышная часть про «Безликие в хорошем смысле» я нашел куда интереснее, чем шутку про фудкорт. Хотя, конечно, продолжающиеся заигрывания с армией южан неизменно веселят (правда, пропала вся идея про «последний бой Кастера»). А шутка про отстреленный член — в редакции сайта солидарны, что это самая «Причеровская» шутка в сериале, у Энниса такое было раз десять в разных книгах — нацелена в такую аудиторию, которая сериал или вообще смотреть не станет, или давно его бросила, не дождавшись веселого гротеска уровня драки Кэссиди с ангелами.
Но всем перечисленным сериал скорее дразнит читателя. Вот жесткие шуточки — но их совсем чуть-чуть. Вот обещания экшена, но экшена как бы и нет. Вот становящаяся фирменной безуминка — колыбельная для Бытия, поклонение мясу, форма офицера конфедератов — но все это мы уже видели, и второй раз не смешно. А где нам все же отдают то, чем дразнили раньше, всё получается не так чтобы удовлетворительно. Неужели в сцене с кровью и кишками не могло быть побольше этой самой крови?
Смелее всего дразнят историей с Юджином. Но прежде чем речь пойдет о ней:
ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ!
Вот я и обломался со своими прогнозами. Сериал нашел — непонятно только, постоянное ли — применение Юджину-Арсфейсу и я его совсем не ждал.
Ну, представим, что воображаемый Арсфейс с нами надолго. Потому что тогда более издевательского хода придумать было нельзя! Особенно для тех, кто читал комикс и пришел к сериалу с ожиданием увидеть в нем то же, что в комиксе девяностых. А жизнь-то за двадцать лет изменилась! На место Кастера, скрывающего душевную мягкость под напускным мачизмом, пришел неуверенный в себе и перманентно раздраженный окружающим миром Кастер 2.0. И ковбой Джон Уэйн в его голове сменился на робкого подростка с изуродованным лицом и простецким, но искренним взглядом на вопросы веры. Постараемся как-то отстраниться от того, что этот подросток выстрелил из дробовика в голову любимой девочке? Нет, тут даже это лыко в строку. Вот он, ваш возведенный в абсолют идеал мужского поведения — говорят авторы. Взамен человека, полагающегося только на себя — человек, постоянно полагающийся на других, то желающий им угодить, то ждущий, что будут угождать ему. Не так ли, в конечном итоге, ведет себя сериальный Джесси Кастер?
У Кастера в образе, правда, немало других проблем, начиная с переписанной фигуры отца, но это сложный разговор. Или вообще два разных разговора — один, в котором мы верим, что авторы знают, что делают, и другой, в котором не верим. Пока все выглядит так, будто авторы большей частью убирают из материала разговор о ложных и истинных образцах мужественности, «мужского», вокруг которых вертелся весь комикс.
Вышеописанный подтекст — не что-то, на чем можно строить большое рассуждение, да и поди дотянись до уровня разговора о маскулинности, который задали «Безумцы» и «Во все тяжкие» (да, они все неслучайно на одном канале). Больше похоже, что авторы хотят сосредоточиться на разговоре о вере. Сюда укладывается и то, что мы до сих пор видели о Сепийном Ковбое — все беды которого от злого рока и еще более злого священника. И «бог мяса», который из сексуальной метафоры тоже стал религиозной, тогда как разговоров о сексуальности сериал старается не вести.
Самое странное в линии Юджина — то, как ее снимали в этой серии. По идее, «галлюцинаторность» Арсфейса должна была стать сюрпризом ближе к концу часа. И только когда мы узнаём, что Юджин только мерещится Кастеру, мы должны переживать о том, здесь ли он всё еще или вдруг пропал. Но пересмотрите соответствующие сцены, уже зная, в чем дело! Ну или вам заспойлерили серию и вы с первого раза смотрели нужными глазами. Каждый раз, когда Юджин пропадает из кадра, а потом возвращается, авторы обставляют это так, будто он совсем пропал, включая то, что Джесси ищет его глазами. То есть нас дразнят тем, что Юджин может снова исчезнуть, хотя мы еще не должны верить в возможность этого. Что это — намеренное создание неловкости для зрителя или постановка, опережающая сценарные «открытия»? Но вернемся к подтекстам.
Разговоры о вере в развлекательном медиа имеют те же недостатки, что Балтийское море — и мелковато, и пресновато. И как тут не заметить, что в комиксах церковь Джесси Кастера взорвалась сразу и в щепки, а сериал весь сезон строит вокруг попыток сделать с ней хоть что-нибудь — хоть «раскрутить», хоть снести.
А заодно — что Джесси в конце серии пообещал притащить бога на амвон и прямо спросить его, как он так смеет, а до конца сезона не одна, а две серии. И кредит нашего доверия так мал, что ожидать можно одного из двух исходов: либо этот сюжетный ход раскрутится уже в девятой серии и выйдет пшиком (потому что чем еще он может выйти), либо его отложат на десятую серию, там совместят со взрывом церкви, и значит, девятая серия будет просто еще одним часом бесполезных сцен. И там, небось, будет вступление про Сепийного Ковбоя, потому что приз за самое бесполезное начало серии уже взят на этой неделе и дальше может быть только лучше.
Из всех сюжетных тайн, которые сериал мог раскрыть, он решил раскрывать перед нами прошлое Квинканнона. Видимо, чтобы в конце сезона мы навсегда попрощались с ним и у нас не осталось вопросов. Но нужно ли было Квинканнону вообще «раскрытие тайн»? Теперь у него есть трагическое прошлое, а толку с того никакого. Тут, конечно, и съемки сериала постарались, сначала нагородив загадку из «что увидел мальчик за дверью», а потом недотянув с мощностью разгадки. Смысл сцены, в которой Квинканнон потрясает кишками, был в том, чтобы показать момент наибольшей его слабости. Но слабой вышла сама сцена. И будущего у нее тоже немного, потому что самые внимательные суслики уже знают, что убийство Кастера-старшего к Квинканнону отношения не имеет.
Вот уж что надо было оставить за закрытыми дверями, а не драку в церкви и не Кэссиди. Про которого вообще говорить не будем, потому что вся, с позволения сказать, «линия» Тьюлип и Кэссиди в этой серии это один безбожно дешевый трюк, не стоящий зрительского внимания. Говорят, правда, в каких-то особо чувствительных краях эта линия сработала, как по-настоящему провокативная — люди пишут в комментариях «Они убили собаку, ужас-ужас, я бросаю смотреть». Ну, я бесчувственный человек и никогда не понимал смысла www.doesthedogdie.com , что с меня возьмешь. Меня бесит другое. Вся история с собакой нужна только как сюрприз (очень предсказуемый) для зрителей и не работает ни в смысле поведения героев, ни в смысле практичности решения. Сериал мог найти тысячу более интересных занятий для Тьюлип, а Тьюлип — тысячу более практичных решений для восстановления Кэссиди. Таких, на которые было бы интересно смотреть. Но это значило бы необходимость бодрее и плотнее монтировать сериал. А у нас же высокая драма, мы на это пойти не можем, как же зритель без взгляда камеры, задержавшегося на бескрайнем техасском просторе.
Ну и наконец я обещал вернуться к белке. То есть луговой собачке — и тому интереснейшему персонажу, который никогда не снимает костюма. Луговая собачка, как все могли заметить, появляется в каждой серии. Моменты, в которые ее видно, могут быть секундными — но где-нибудь она да есть.
Луговые собачки — норные животные, из-за увеличения численности которых могут возникать просадки и провалы грунта. Того самого грунта, в котором там и сям вокруг Эннвилла торчат трубы, и диковинная машина понижает с их помощью давление.
Собачку несомненно внес в сериал шоураннер Сэм Катлин, ранее известный работой в команде сценаристов «Во все тяжкие». Чем он особенно известен? Тем, что придумал розового плюшевого мишку, появлявшегося в сериале примерно раз в серию. Чем закончилась история с плюшевым мишкой? Чего мы ждем в конце сезона, как события, запустившего сюжет комикса? Вот-вот.
Вердикт:
Сериал продолжает быть настолько скучным, что строить предположения о его будущем куда веселее, чем анализировать происходящее на экране. А теперь даже «Винкен, Блинкен энд Нод» больше петь не будут, так чего ради мы это смотрим?! Две серии до финала сезона. Оставайтесь с нами.
Эй, есть че по мелочи?
- Человек, отвечающий в съемочной группе за КРУТЫЕ интертитры мест, продолжает получать удовольствие от работы, даже если его не получаем мы. А автор смешных табличек махнул на все рукой и просто ждет конца рабочего дня.
- Момент, когда Донни идет к машине и достает револьвер, показался мне по-настоящему напряженным. Тут сериалу удалось меня обмануть, сам не понимаю, как.
- Вслед за Джастисом Ликом из «Суперспособностей» в «Проповедника» перебрался образ изуродованного подростка-галлюцинации. Что-то учащаются сбои в Матрице.
- Я полагаю, что злодеями второго сезона будут та-самая-старушка и ее семейка, а действие переместится из городка в усадьбу. По отработанной модели скучного сериала про зомби, новый сезон равно новая локация.