RSS

Preacher s01e07 — He Gone

12.07.2016, 10:12 — Алексей Замский 5976 3

ТВ: Проповедник

Хотелось бы, знаете ли, говорить о взаимоотношениях персонажей, глубине изображаемых образов и о том, как они сложно сплетаются. Хотелось бы искать религиозный (и антирелигиозный) подтекст сюжета с сравнивать его с не таким уж простым посылом комикса. Хотелось бы разговаривать об идеалах мужественности девяностых, их изменениях к десятым и о том, как это изображается в сериале. Хотелось бы, но невозможно, потому что все эти темы в сериале в лучшем случае заявлены, но не обсуждаются, а в худшем случае — забыты. Поэтому придется говорить о структуре серии, потому что скелет есть даже у такого сериала, который лишен и крови, и мяса.

Раньше телесериалы снимали так, чтобы случайно переключивший на него канал человек оставался досмотреть сцену, а потом продолжал смотреть хотя бы до рекламной паузы. Интересной должна была быть серия сама по себе, желательно — с любого места. Да, часто при этом снимали так, чтобы смотреть можно было вполглаза, одновременно с готовкой, уборкой или чтением газеты — все самое важное повторялось в диалогах по нескольку раз, а персонажи озвучивали все свои действия. Но серия должна была цеплять моментом и держать, потому что как иначе человек увидит рекламу. А уж вернется он через неделю или нет — это забота последних минут и завлекалочек «смотрите через неделю».

Теперь все иначе. Создатели сериалов знают, что мы смотрим их в DVR-записи или на стриминговых сервисах и что мы предпочитаем смотреть залпом по пол-сезона. А значит, нужно строить сериал так, чтобы его удобно было «бинж-вочить», то есть смотреть залпом. Как сделать серию желанной для проглатывания залпом? Что-нибудь интересное в начале, чтобы мы начали смотреть, и что-нибудь крутое в конце, чтобы из желания узнать, что будет дальше, мы включили следующую. Что при этом в середине, фактически неважно. Если бы мы хотели получить сюжет у отдельной серии, мы смотрели бы ситкомы/процедурники. Сюжет должен быть у сезона, а отдельные его элементы все равно слипнутся в голове в единое целое.

Вот только «Проповедник» пренебрегает даже интересным началом. Мы начинаем там, где прошлая серия оборвалась, и что? Обещанное грандиозное событие отменяется — Джесси не применяет Глас Божий на весь город, а просто читает какую-то проповедь (нам потом говорят, что хорошую). А Юджин в самом деле «как сквозь землю провалился» — и этот неожиданный поворот мы используем для нескольких тягомотных разговоров внутри серии, но даже не станем строить на нем сюжет. Да, тут есть «неожиданное событие» — оказывается, Джесси и Юджин не были наедине. Но много ли это дает? Двигать сюжет вперед будет только последняя сцена серии — потому что, как уже было сказано, мы должны вернуться к сериалу через неделю. А все остальное время сериал не будет знать, зачем вообще пришел.

И вот кстати Юджин, чтобы потом к нему не возвращаться — для чего-то сериал вдруг решил сделать его не заслуживающим сочувствия персонажем. Причем так, чтобы мы ретроспективно посмотрели на предшествующие сцены и подумали «Да так тебе и надо!» Зачем это нужно? В интернете уже есть занятная версия — чтобы не возвращать Юджина в сериал больше. Свое «А Арсфейс будет?» для фанатов он уже отработал, а преступление его позволит нам теперь сказать «Ну и черт с ним» и развивать, например, линию его отца. Правда, к линии «девушки в коме» сериал возвращается так редко, что вся эта сюжетная линия просто может почти ничего для него не значить.

На этой неделе «Проповедник» снова превращается в сериал, который скучая бродит по экрану и не знает, чем себя занять. То затеет флэшбеки, то попробует разрядить обстановку «тарантиновским» разговором о кино, то спецэффект из кармана достанет, а то вернется на минутку к давно забытой побочной линии, повертит ее в руках и отложит в сторону. «Проповедник» не неспешный, он снова пустой — это заметно даже не столько в разговорах, которые покажутся содержательными только тем, кто впервые переключил на AMC с мультиков (да и то, среди мультиков есть «Стивен Юниверс» и Пони, где разговоры посодержательнее будут), сколько в пустых вставных кадров по две-три секунды, которые ничего не значат. Нет, правда, зачем нужен эпизод, когда маленькая Тьюлип с трудом ставит тарелки на высокую полку, а потом с трудом достает моющее средство с высокой полки? Увы, «зачем?» можно на этой неделе спросить о половине серии. Невыносимо долгие сцены из детства Джесси Кастера показывают то, что мы и сами себе уже неплохо вообразили, тянут время и заигрывают с событиями «основного» времени, как будто дополняют их. Но рифмовка эта нужна только чтобы серия совсем уж не развалилась на куски. Проку от нее — и для развития сюжета, и для раскрытия персонажей — совсем нет. Точно так же от самого первого флэшбека достаточно оставить момент, объясняющий, как Тьюлип оказалась в доме Кастеров, а остальная сцена повторяет только то, что нам уже известно. Да, я знаю, что выше сказал, что хорошие старые сериалы всё известное повторяют по нескольку раз — потому что любая серия чья-то первая. Но здесь весь остальной час не работает по этим принципам, так что их соблюдение в отдельной сцене только вредит.

Постановка сцен-флэшбеков — даже если ничего не говорить о детях-актерах, которые в любом телесериале будут слабым местом — оставляет желать лучшего. Они сняты «ради момента», в них часто нет внутреннего содержания, а ведь это уже претензии не к актерам, а к режиссеру. Возьмите сцену, в которой Тьюлип увозят социальные работники. Маленький Джеси вбегает в кадр, как будто ничего предшествующего этому моменту не существовало, будто он не взаимодействовал с этими тетками внутри здания — а ведь им по меньшей мере нужно было пройти церковь насквозь. И потом он бежит за машиной не потому что, например, хочет в последний раз встретиться взглядами с Тьюлип — а потому что в таких сценах все всегда бегают за машинами, и авторы сказали «здесь он будет бежать за машиной». Но нельзя посмотреть момент, где он бежит, и понять — зачем он бежит и что сделает, если догонит. Вот поэтому в сцене есть только форма, но нет содержания.

Сцены из детства Джесси оказывают сериалу медвежью услугу. Нам в явном виде показывают, что именно, скажем так, повлияло на отношения Джесси Кастера с богом. Это дает нам ключ к пониманию, когда Джесси говорит о своих убеждениях всерьез, а когда не очень. А ведь в поиске «настоящего» Джесси за его словами была особая прелесть. Проповедник и пастырь он по-прежнему никудышный, но большую часть его деятельности на сей раз милосердно оставляют за кадром. Не могут оставить только часть с Квинканноном, потому что она сюжетно важна — и тоже изо всех сил замедлена, чтобы выжать час телевизионного времени практически из ничего. Для того же в бесконечную сцену семейного ужина вставляют болтовню Кэссиди о фильмах Коэнов, и она тоже не работает. Она звучала бы умилительно, люби мы персонажей и получай мы (ладно, я) удовольствие от сериала, но когда Кэссиди жалуется на отсутствие сюжета и структуры в «Большом Лебовски», это похоже на крик о помощи запертых в подвале сценаристов. Если это он, то как-то он рановато — в первом сезоне сценаристов еще обычно на цепь не сажают. И потом, вам нужно справиться всего-то с десятью сериями — да в средних часах «Игры престолов» содержания больше, чем у вас! А если сравнивать с подлинником, то и подавно! Гарт Эннис, конечно, тоже любитель поболтать, но каким-то образом у него все равно в каждый номер умещался кусок сюжета, так что мы чувствовали, что получили причитающееся за свое время и деньги.

Дешевые трюки на всем этом не заканчиваются. Серия имеет наглость еще и «интересничать» на тему того, выжил ли в конце Кэссиди — когда мы знаем наверняка, что выжил, даже если не читали комиксов. Любому телезрителю тут ясно, что без ирландского вампира сериал продолжаться не может, и что этот «клиффхэнгер» точно так же обнулят в начале следующей серии, как в этой обнулили планы Джесси использовать «волшебный голос» на всех прихожан.

Тем более что Кэссиди в ходе сезона интересным образом трансформировался. Не как персонаж, но как сюжетная функция. При его появлении можно было быть уверенным, что в «фрейдовском трио» главных героев он займет место Ид. Кэссиди пил, дрался, говорил всё, что думал, и видел мир как набор желаний, которые надо удовлетворить, и преград, которые надо преодолеть. Но в последних сериях — буквально сразу, кстати, после сближения с Тьюлип — Кэссиди стал «супер-эго» троицы и на этой неделе уже прямо взялся объяснять Кастеру, что такое хорошо и что такое плохо. Трио пока, конечно, складывается не очень, потому что герои не действуют сообща и имеют крайне мало вопросов, на которые каждый из них мог бы иметь точку зрения. Но рано или поздно оно сложится, и похоже, персонажи займут в нем не такие очевидные места, как казалось в начале.

Вердикт:

Пустая и бесформенная серия, которую было скучно смотреть и о которой было скучно писать. Я готов принять «Проповедника» любым — комедией, фантастикой, драмой, чем угодно еще. Все жанры хороши, сказал классик, кроме скучного. А в этот раз было очень скучно.

Эй, есть че по мелочи?

  • «Белка-талисман» каждый день ходит в своем костюме. Это чуть ли не единственный «шизанутый» момент в седьмой серии, и без него было бы совсем грустно.

  • Откуда в доме Кастера-старшего такие вычурные интерьеры и по две-три настольные лампы в каждой комнате? И куда эти интерьеры делись с годами?

  • Фразу о конце света, которая в комиксе работает с первого по последний номер, в этой серии из признания в любви превратили в детское обещание. Еще один пример того, как материал комикса утрачивает свой вес при перенесении на экран.

  • Картонный символизм снова с нами — сначала Квинканнон слушает скотобойню на фоне диорамы о штурме Аламо, а потом Донни не забывает надень реконструкционную униформу, когда идет на штурм церкви. Нагляднее только момент, когда шериф спрашивает «Где Юджин?» и в сцене тут же появляются огонь и дым.

  • Ну хоть про Джона Уэйна вспомнили.

  • Нам показали немного бесполезного для сюжета паркура, чтобы напомнить о крутости Тьюлип. Все, о чем я мог думать во время этой сцены — что все объекты, которые ей нужно перепрыгивать, так удачно расположены друг относительно друга, будто мы в видеоигре. А потом я увидел бежевые штаны и подумал про бежевые штаны мэра (это оказались не они). Да, необъяснимый кадр с тремя парами бежевых штанов из прошлой серии меня все еще не отпускает.

  • Так-так-так. Юджин оказался плохим человеком, Кастер-старший оказался сомнительной нравственности типом, отца Тьюлип полностью убрали из сюжета, Джону Уэйну неоткуда появиться... Сериал что, вычеркивает из комикса всех положительных персонажей, которых там находит?
Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
8695 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
18553 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
22182 60