RSS
Рекомендуем

Рецензия: Batman: Three Jokers

03.11.2020, 12:00 — Станислав Распеченко 21790 4

Итак, недавно закончился следующий амбициозный и нашумевший проект от Джеффа Джонса. Пойдем по порядку.

Несколько лет назад, где-то посреди волн ребутов, ретконов и ревижнов, одолевающих Вселенную ДиСи, ему пришла в голову идея, что Джокеров все это время было не один и даже не два, а аж сразу целых три.

Почему это, в принципе, неплохая идея? Потому что за восемьдесят лет существования комиксов о Бэтмене образ Джокера действительно очень много раз кардинально менялся. Настолько много раз, что можно было бы и «тридцать три» написать в названии. Читатель привык принимать это как данность, но большинство поклонников комиксов, предположительно, нерды, желающие видеть как можно больше логических обоснований и как можно меньше дыр в континьюити. Этим и живет Джефф Джонс. И все бы было замечательно, если бы не один малоизвестный и давно покрывшийся пылью комикс под названием Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth...

Нда-с.

В 1989 году Грант Моррисон, при титанической поддержке художника Дейва Маккина, уже все обосновал, причем буквально за один баббл: у Джокера сверхчеловеческая (не в комиксовом понимании, а скорее, в ницшеанском) психика, подстраивающаяся под окружающую реальность — адаптивный механизм, который буквально переписывает личность носителя при столкновении с кризисными ситуациями в жизни.

Но мы с Джеффом все понимаем: с такой концепцией сложно совладать корпоративному желудку и работать редакторам и другим сценаристам. Да и вообще непонятно, в континьюти этот комикс или нет. Поэтому Джонс и решил сделать свое объяснение. Которое тоже непонятно в континьюти или нет.

Комикс начинается с серии убийств посредством «джокеризации»: под воздействием кислоты, создавшей когда-то самого страшного бэтменского антагониста, на первый взгляд абсолютно рандомные люди приобретают дворянскую белую кожу, улыбку в тридцать два зуба, но почему-то не выживают — и Бэтмен, а также Бэтгерл (Барбара Гордон) и Ред Худ (Джейсон Тодд) оказываются втянуты в расследование. Как удобно! Три наиболее пострадавших от Джокера персонажа случайно оказываются в центре сюжета! А где же Найтвинг и десять других Робинов??? Ладно, ладно, это творческое допущение, имеющее смысл, если хочется сделать красиво и симметрично.

Кстати об этом. Стилистически комикс, естественно, равняется на The Killing Joke. Найнгриды, дождик, общая атмосфера. Художник Джейсон Фэбок, много рисовавший в последние десять лет для DC, вышел здесь на совершенно умопомрачительный уровень. То есть он, конечно, все еще далеко не Брайан Болланд, но арт-часть в комиксе безупречна. Возможно, в этом также немалая заслуга колориста Брэда Андерсона, до этого успевшего поработать с Джонсом и Гэри Фрэнком над такими значимыми комиксами, как Batman: Earth One и Doomsday Clock.

Так вот, в ходе расследования герои начинают находить все больше признаков того, что, возможно, Джокеров несколько.

Будут спойлеры.

Далее по сюжету одного из Джокеров удается поймать. У Бэтмена какие-то дела, и он оставляет Барбару и Джейсона с пленником. После пары провокаций Джейсон, недолго думая, пускает связанному преступнику пулю в голову. Почему это хорошее решение? Потому что, во-первых, оно показывает всю глубину травмы, полученной когда-то Тоддом, а во-вторых, напоминает всем, кто забыл, что Джейсон Тодд — антигерой. Еще более интересно, что Бэтмен ему за это так ничего и не сделает. Человек, пихающий всем в нос кодекс с пометкой «не убий», не найдет в себе сил отдать Джейсона под суд, потому что глубоко внутри, там, где никто никогда не увидит, его пожирает чувство вины за произошедшее с одним из его Робинов. А иначе и быть не может.

Затем все подтверждается: Джокеров и правда трое, и они, в попытке создать ультимативную версию себя, претворяют в жизнь девиз «Make More Jokers». Для чего похищают Джейсона Тодда и Джо Чилла.

И дальше в комиксе начинается просто какой-то праздник общения с фанатскими домыслами и фантазиями:

— Насколько плох Джейсон и станет ли он окончательно злодеем? Нет, не потянет.

— Знает ли Джеймс Гордон, что Барбара — это Бэтгерл? Да знает.

— Связан ли Джо Чилл с Джокером? Нет, не связан. Был ли он случайным убийцей Уэйнов? Не совсем, но не настолько, чтобы это считать важным. Как поступил бы Бэтмен при встрече с ним? Да так же, как и всегда.

(...И ведь ответы все очень разумные и адекватные!)

— Знает ли Джокер, что Бэтмен — это Брюс Уэйн? Да знает.

— И в абсолютно озимандиасовском моменте триумфа мы даже узнаем, что и Бэтмен давно знает, кто такой Джокер!.. Это очень мощный момент...

И тут весь этот локомотив сторителлинга уезжает куда-то в Ла-Манш.

Потому что если Бэтмен такой крутой (а он правда такой крутой) и давно установил личность своего главного оппонента, то как он может не замечать, что имеет дело с разными людьми?! Да у них даже форма лица разная! А то, что люди десятками пропадают в Готэме?! Их тридцать было! Величайший детектив, ну ты чо??? (Видимо, волшебная кислота еще и реальность вокруг ресипиента искажает?)

В конце Джокер убивает Джокера, и остается типа один Джокер, и комикс возвращает статус-кво. Возникает легкое недоумение. Зачем все это было затевать? Удар явно не на рубль. На самом деле, как посмотреть. Из комикса получилась вполне себе definitive story про Бэтмена и Джокера (сколько их уже до этого было, правда?). Как по мне, было бы гораздо интереснее почитать длинный онгоинг с тайной историей а-ля Джонатан Хикман, показывающий, как вся эта толпа годами взаимодействовала. Или выпустить трех Джокеров в текущую DCU и наблюдать за последовавшим дурдомом (боюсь, правда, что в случае такого решения Джонсу бы начали угрожать физической расправой). Вообще же, именно такого «преумножения капитала» и ожидали от Джеффа Джонса, а он внезапно сдержался.

С Doomsday Clock была та же ситуация. Возможно, Джонсу не дают развернуться редакторы. Но мне кажется, что он и не ставит задачи устроить какой-то кардинальный переворот. Он просто хочет прикоснуться к прекрасному. Вот кто сейчас помнит, что в третьем томе Justice Society of America у него был ни много ни мало кроссовер с Kingdom Come? А все потому, что его не хайпили, как что-то once-in-a-lifetime феноменальное и не раздували в эвент.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35374 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34659 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28112 103