RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

МЖДЗ: WE ARE THE DEAD

28.06.2012, 00:24 — Евгений Еронин 3136 0
Еженедельные обзоры новых комиксов!
В этом выпуске: только самые важные моменты прошедшей комиксной недели. Я впервые решил написать про Casanova: получилось невнятно, зато честно. plane_v спасает колонку, объясняя, почему надо читать Saga Брайана К. Воэна, и где наконец-то найти качественный хоррор в современных комиксах (слышали про Ричарда Корбена?). К нам с большим выпендрежем присоединяется Sir Carnage - человек, по которому я всерьез соскучился. Внимание! Если вам нравится МЖДЗ, то прямо тут же по соседству есть два ничуть не менее (а где-то и более) интересных проекта одного из его главных идеологов, plane_v - абсолютно безумный Hellblazing и невероятно актуальный Number Ones. Очень рекомендую обратить на них ваше внимание.
Расшифровка системы оценок Архив рецензий
Casanova: Avaritia #4 Higher Earth #2 Ragemoor #4
Saga #4 Uncanny X-Men #14

Casanova: Avaritia #4 / Marvel-ICON


Сценарист: Мэтт Фракшн Художник: Габриэль Ба

Что думает redson:

Хороший комикс понравится большому количеству людей. Его похвалят и потом будут иногда вспоминать с теплотой. Великий же комикс понравится гораздо меньшему количеству людей, но эта малая группа так сильно в него влюбится, что годами будет на него молиться и с пеной у рта защищать. Прошло три тома и наверное можно уже предположить, что Casanova - великий комикс. Некоторые сценаристы (преимущественно Марк Уэйд, но я против него ничего не имею) решили, что цифровые комиксы пора начать эксплуатировать, и создали модель подачи истории, при которой автор способен контролировать аудиторию в той же степени, в какой это делают кинорежиссеры (естественно, никто не может управлять нашим восприятием на 100%, но у видео-аудио для этого значительно больше инструментов). Мы подняли эту тему в лучшем выпуске своего подкаста, и сейчас я осознал очевидную вещь, почему-то от меня ускользнувшую: некоторые сценаристы методично разрушают все, что есть уникального в избранном ими медиуме, не только из скрытой мечты стать кем-то большим, чем третий слева писатель в индустрии маргиналов, или мании величия, но и просто из довольно благородного побуждения достучаться до чуть большего количества читателей. Не до тех, кто впервые решил взять в руки комикс, а до тех, кто уже пробовал работы этого автора, но по неизвестным причинам не была установлена эмоциональная связь. Грубо говоря, сценаристы хотят понравиться большему количеству людей. У меня нет ощущения, что Мэтта Фракшена интересуют подобные вещи. Он пишет Casanova для того меньшинства, которое совместило любовь к комиксам с желанием интеллектуально развиваться. Эти люди не чураются яркой атрибутики в виде маек со стильными принтами или добротно сделанных статуэток роботов, но их не в меньшей, а то и в большей степени волнует устройство магических механизмов, благодаря которым безделушки, с которыми они проводят 10-15 минут, умудряются врезаться им в память и формировать не только вкусы, но и в какой-то мере восприятие окружающего мира. Они пытаются выяснить, что заставляет комиксы работать. Серьезная ошибка считать, что разложение на составные части присуще лишь скучным роботам. Ведь разобрать на части хочется только красивые вещи: если комикс не ударит сначала по нашим нервным окончаниям, не всколыхнет эмоции, то мы ни за что не станем проводить анализ и исписывать несколько блокнотов. Casanova: Avaritia, несмотря на то, что так и просит поломать голову и подобрать происходящему несколько интерпретаций, прежде всего бьет по эмоциям. Фракшену не нужны цифровые свистелки и перделки, чтобы сыграть в голове у читателя именно ту мелодию, которая играет в голове у него самого. Он делает все гораздо проще, используя возможности sequential art: после какофонии и (грандиозно проиллюстрированного Габриэлем Ба) хаоса сюжет резко меняет темп и переключается на серию тихих, четко выстроенных страниц. Бесконечная бомбардировка внезапно сменяется методичным постукиванием огромного молотка по голове.
О чем Casanova? О, возможно, величайшем в мире шпионе и убийце, который вроде бы пытается спасти мир от величайшего суперзлодея. Наверное. Сюжет можно было отследить еще в первых двух томах, его можно отследить и по ходу третьего, но судя по тому, как рассказана история Казановы, суть вовсе не в тех вещах, которые можно описать двумя словами. (Те два мужика забрались в огромного робота и рухнули на город – это в принципе понятно.) Если посмотреть со стороны, то дела у Мэтта Фракшена идут хорошо: на работе его ценят и недавно повысили, а дома - жена и двое детей. Но демоны, сидящие внутри Фракшена, становятся только безумнее и злее. Он, как человек редкого таланта, сумел выпустить свои фрустрации так, что аудитория не просто довольно кивает, но еще и подхватывает его неврозы. Фракшену веришь, он – настоящий страдающий художник. Можно сымитировать все, что он делает, все эти декламации, бешеный ритм, сюрреализм и недосказанность, взрыв дюжины фантастических миров в пределах одной страницы – но цинизм и расчет легко можно будет отличить от искренности. Не могу сказать, что станет с Фракшеном через пять-десять лет, но сейчас у него есть один настоящий бизнес. И этот бизнес – комиксы про Казанову Куинна.

ЗОЛОТО


Higher Earth #2 / BOOM!


Сценарист: Сэм Хамфрис Художник: Франческо Бьяджини

Что думает redson:

Не хочется обзываться обидными словами и употреблять термин «поколение ADD» (Attention deficit disorder – расстройство дефицита внимания), но Higher Earth невероятно близко подошел к идеальному комиксному воплощению энтертейнмента, создаваемого для людей, которых принято обвинять в деградации современной поп-культуры. Действие-действие-действие, минимум вменяемых диалогов и попыток создать персонажей хотя бы с двумя измерениями, объясним сюжет как-нибудь потом, сейчас главное ослепить, оглушить и лишить дара речи как можно быстрее. Не то чтобы такого рода вещи должны получаться только плохо. В пользу Higher Earth играет то, что из него вышла практически полная противоположность доминирующего сейчас вида первого выпуска, когда двадцать страниц очень скучно, банально и ни о чем, а потом клиффхангер, который использовали для рекламы серии еще три месяца (а то и полгода) назад во время ее анонса. Все эти новые типа амбициозные авторские серии начинаются по сути со второго выпуска. Higher Earth Сэма Хамфриса и Франческо Бьяджини с разбегу бросает своих героев в путешествие по предположительно весьма интересной, но пока совершенно непонятной версии мультивселенной.
Тем не менее, сумасшедшая энергетика комикса гипнотизирует, а не утомляет, и творение Хамфриса и Бьяджини куда уместнее сравнивать не с дурным сай-фаем Image 90-х, а с комиксами Алехандро Ходоровского (его главного соавтора не буду упоминать всуе, рано еще для Higher Earth), в которых автор буквально из ничего создавал хаос, ни на секунду не теряя контроль над происходящим.

ДОБРО


Ragemoor #4 / Dark Horse


Сценарист: Ян Штрнад Художник: Ричард Корбен

Что думает plane_v:

Искуственно-визуальные медиумы (комиксы, анимация, видеоигры), в теории, должны отнять все сладкое в жанре хоррора у кино. Там, где кинорежиссеры и их команды в количестве от десятка до сотни человек превращают реальность в арену воплощений страхов и непозноваемого, рассчитывая на контраст, один-единственный художник комиксов способен своими инструментами создать с нуля целый мир ужаса и дискомфорта, в котором не будет никакой реальной точки опоры для хоррорнавта. К сожалению, как и с другими жанрами, авторы хоррор-комиксов предпочитают копировать больших братьев, из чего получаются мерзоты вроде комиксов Стива Найлза (кроме тех, которые рисуют Темплсмит и Райтсон естественно). (Я не имею ввиду то, что рисовать реалистичный хоррор всегда плохо и неправильно - просто это немного вторично и всегда грозит риском упасть в банальность. В любом случае, даже художник-реалист, если он достаточно хорош, сможет разнообразить визуальную составляющую так, чтобы она была неповторима на пленке.)
Photobucket
Ричарда Корбена подобное никогда не коснется - в его комиксах никогда не бывает ничего комфортного и он отрицает реальную, удобную обстановку, что впоследствии разрушается хоррором. С первых кадров его люди - даже "стандартные" центральные персонажи - это грубые, деформированные существа со стеклянными глазами, будто слепленные из глины. Декорации Корбена - бугристые сосуды всех возможных атмосферных фобий. Так что когда мастер берется за комикс про “жуткий дом”, особенно за черно-белый комикс, ничего в принципе не может пойти плохо. Ragemoor начался как история про своенравный замок, который сводит с ума жителей и убивает гостей, но быстро соскользнул к риффу по Лавкрафту. Замок преследовал только цели самосохранения и борьбы с подземной расой омерзительных белых червей, а люди, с их жаждой наживы и романтическими идеалами, по традиции оказались насекомыми для сил вне их понимания. Во многом это стандартный сюжет и всего лишь повод для Корбена показать класс в визуализации клаустрофобии и дизайне монстров, но он в принципе неглуп и не ставит сверхпретензий. Староанглийский долг перед семьей и родовым поместьем это скорее наследственная тема для таких историй, но искажение и извращение аристократичных идеалов тут проведено на славу. Как еще один плюс, в Ragemoor имеет место стилизация под классические комиксы - все говорят исключительно восклицаниями и истеричными вопросами, задавая мощный, но ровный ритм чтению и синхронизируя напряжение в картинке и тексте. Лавкрафтианская ДНК, кстати, тут приводит к очень интересному сходству с отгремевшим недавно “Прометеем” - рассказывать про твисты, тем не менее, не по-джентльменски, смотрите кино и обязательно прочитайте этот комикс, особенно если вы раньше никогда не знакомились с чистым хоррором от Ричарда Корбена. Классик еще с нами, долгих ему лет и крепких рук, классиков надо знать, чтить и читать.

ДОБРО


Saga #4 / Image


Сценарист: Брайан К. Воэн Художник: Фиона Стейплс

Что думает plane_v:

Несколько месяцев назад вышедший с фанфарами первый номер “Саги” оказался совершенно внезапно хорош для комикса Брайана Воэна. Последующие выпуски только укрепили его статус как серии, в которой смартэсс-сценарист наконец-то решил взяться за ум. Прежде всего, Saga крайне хорошо работает как фантастический комикс, в каждом номере вываливая груду любопытных визуально (а где-то и по смыслу) образов - которые работают вовсе не в целях экспозиции и рассказа о мире, а выглядят смелыми мазками краски, придающими какие-то положительные черты ржавому скелету истории. Все эти штуки - Секстиллион с мутантами и нескрывающейся улыбкой сутенера, Лгущая Кошка, паучиха-наемница, незабвенные телевизоры - безотказно отвлекают от того, что, например, весь сегмент с “фрилансером” по имени The Will в этом номере - беспомощная и банальная манипулятивная дрянь. В определенные моменты полет фантазии авторов, их смелость в совмещении жуткого со смешным, популярного с абсурдным напоминают аж Дугласа Адамса: спустя несколько установочных номеров понятно, что никто не собирается тратить время на строительство мира по схемам, законам и шаблонам, куда интереснее писать в формате “что клево, то не безобразно” и если в голову придет что хорошее, то это можно будет в лучшем виде воплотить в мире барашкоголовых и телевизоров.
Photobucket
Как кажется, это работает на непредсказуемость комикса и на такой важный элемент как самостоятельность каждого выпуска. Клиффхэнгеры Воэна могут идти лесом, когда гораздо больше желание прочитать следующий выпуск разогревает жажда увидеть что-то если не ярко оригинальное, то хотя бы что-то, к чему была приложена честная фантазия. Воэн и Стейплз отлично справляются с возбуждением желания увидеть в фантастике чудо и это достижение смыслового ядра любого фантастического жанра куда важнее, чем все словоблудие, ложно выставляемое в центр.

ДОБРО


Uncanny X-Men #14 / Marvel


Сценарист: Кирон Гиллен Художник: Дастин Уивер

Что думает Sir Carnage:

ДОБРО


alienskater, 28.06.2012 00:06:36
Оу, если Сага хотя бы местами и отдалённо напоминает Дугласа Адамса, то уже определённо мастрид. Прочитаю на днях.

Карнейдж вообще порадовал, хотя у такого формата потенциал, пожалуй, побольше, чем пяток инсайдерских шуток да ещё чутка слов про сам комикс.

А вообще, я всё ещё рад в принципе тому, что МЖДЗ снова живо, а plane_v параллельно в блогах разбирает первые номера комиксов про спецназ, это радует неизменно больше, чем унылая болтовня на всяких "старконах".

Кстати, давно спросить хотел: plane_v, вас ещё где-то можно читать? Не только там о комиксах, о кино, литературе, например. Лично я бы с удовольствием прочитал вашу рецензию на тот же Прометей... (Лично для меня он оказался чуть ли не чем угодно, но точно не целостным фильмом и ещё точнее не приквелом к чему-либо)
plane_v, 28.06.2012 01:06:45
Велп я давно грежу стэндалон-блогом про тв, кино и все что придется, но учитывая, как тяжко мне заставить себя писать для проектов здесь, не думаю что запущу его сильно скоро
meat_eater, 28.06.2012 09:06:22
Очень хорошо.
sterpazook, 28.06.2012 11:06:29
Суть ухвачена
, 28.06.2012 11:06:03
Если бы можно было через комментарий как-то по другому выразить свою признательность авторам МЖДЗ, кроме как сказав спасибо, я бы это сделал. Поражён вашим энтузиазмом и упорством (кого волнует ломанный выпуск обзоров или делэи в постоянных рубриках?).
И если трансляция американской культурной среды - это просто весело и интересно; то ваше желание понять суть медиума, поделиться эмоциональными переживаниями и попрактиковаться в остроумие - это то, зачем я буду ходить сюда. Большое вам спасибо.
redson, 29.06.2012 02:06:43
Вам спасибо!

Мне все чаще кажется, что если не вставить в пост какую-нибудь радикальную выкладку или просто троллинг, то у него уже и комментариев не будет. Но ваш комментарий стоит тридцати ни о чем потому что я люблю похвалу
redson, 29.06.2012 22:06:50
Два-три месяца могут серьезно поменять расстановку. Сначала все скептически или резко негативно относились к Саге, а одному мне понравился первый выпуск. Теперь всем нравится Сага, а некоторые блоггеры вообще ее на руках носить готовы, а я не могу понять, что там такого невероятного. Там же... нету бэкграундов. Как можно без них создать мир?
plane_v, 29.06.2012 22:06:37
как деформированные головы на ногах перевешивают сюжет об Убийце с Золотым Сердцем, так же и изображение этих голов спасает от общей незамысловатости рисунка
Ещё много интересного
05.08.2020, 12:00 — Евгений Еронин
Герои нападают на героев, сценаристы нападают на художников, но не позволим хандре напасть на нас!
2182 3
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
26150 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
25739 142