Вы уже слышали? В России появились свои супергерои! Издательство
Bubble запустило линейку комиксов про отечественных борцов со злом. На сайте у них
можно посмотреть превью каждого из четырех тайтлов, а мы вот пошли и купили два вышедших на данный момент комикса:
"Бесобой" и
"Майор Гром". Готовы поделиться своим мнением!
Выскажется
Игрок, выскажется
ВЧ, потом я подведу промежуточные итоги. В будущем ждите отзывов и на "Инока" с "Красной Фурией".
Расшифровка системы оценок
Архив рецензий
Бесобой #1 / Bubble
Сценаристы: Артем Габрелянов и Евгений Федотов
Художник: Андрей Васин
Что думает Игрок:
Первая ласточка новой эры российских комиксов – таинственный «Бесобой», который одним видом и именем нагоняет на отечественных демонов страх (а на читателей комиксов - смех), на поверку оказался не так уж плох. Но и не так уж хорош.
Прочтение этого комикса вызвало долгие раздумья и обсуждения того, на какую аудиторию все-таки работает проект. С одной стороны, он мог бы понравиться детям, и непомерная крутость главгероя могла бы привлечь школьников, но на обложке стоит гордое «16+», и предположение разбивается. Юмор комедий Сарика Андреасяна навевает мысль, что именно среднестатистического российского человека, трудящегося слесарем, который смотрит сериалы по России и любит отечественные комедии с М. Галустяном, может привлечь такое. Но как-то странно представить такого человека в принципе читающим комиксы. Почему-то сильно напрашивается категория стандартного потребителя, не очень умного человека, который привык хавать то, что ему дает реклама. Ну и, разумеется, на волне успеха киноленты «Мстители», о которой благодаря стараниям компании Disney не знает только ленивый, как говорится, свои родные супергерои попереть должны. А как на это реагировать нам, людям, для которых комиксы вполне важная часть жизни, одно из любимых проявлений поп-культуры и просто увлечение на такое? Наверное, просто попробовать прочитать.
На поверку «Бесобой» оказывается не столь ужасным, хотя штампов и фейспалм-моментов хватает. Главная ненависть всех ознакомившихся с комиксом – демон-Галустян – скорее всего, действительно имеет под собой коммерческую подоплеку. Просто комикс про мрачного главного героя, лицо которого даже и не показывают, был бы вряд ли интересен обывателю, поэтому добавлена комедийная составляющая, хотя смешной ее назвать можно с огромной натяжкой. Сценарий создан прямо-таки по всеобщим канонам: а сейчас герой в разговоре расскажет все, что нужно знать читателю, ну а как еще это передать – пока не умеем. Кавказское прошлое героя – стандартно, ну и конечно сам Бесобой – настоящий русский мужик. В моментах истинной русскости и цитирования фильма «Антикиллер» и есть самое слабое место комикса. Не стоит так сильно давить идеей крутого русского героя, нужно пробовать только рассказать историю, а дальше уже будет понятно, заинтересует персонаж читателей или нет.
Тем не менее, приятный экшн и вполне нормальный рисунок делают свое дело. В мир Москвы, населенной демонами, конечно, полностью погрузиться не удается, но попытка засчитана. По крайней мере, уровень проделанной работы хороший. Главное – грамотно развивать сюжет, не скатываясь в регулярную демонстрацию запредельной крутизны героя и новых шуток, вложенных в маленького беса. Так что, стоит признать, потенциал проекта есть. Невелик, но есть.
И в конечном итоге образ аудитории становится более явным: это люди, которые не читали комиксов вообще никогда. Им не с чем сравнить, к подобному юмору они возможно привыкли благодаря российскому телевидению, а некая мистическая составляющая привлечет потенциально кого угодно, кому интересна тематика. Но на развитие индустрии выпуск подобного продукта никоим образом не влияет, разве что приучает народ к формату ежемесячной истории.
К сожалению, мы сами в аудиторию, выбранную автором, совсем не попадаем.
ЖИЖА
Майор Гром #1 / Bubble
Сценаристы: Артем Габрелянов и Евгений Федотов
Художник: Константин Тарасов
Что думает Игрок:
Итак, еще один продукт отечественного комикс-автопрома – «Майор Гром». Еще с превью по странной причине проект привлек больше остальных. То, что получилось на выходе – оказалось несколько за гранью… всего.
Оказывается, новый герой поколения – самый натуральный полицейский, ну а Гром – это фамилия такая (с). Модный, ловкий, ушлый мент, цитирующий цитаты из кинофильмов, пытающийся быть «остроумным», эдакий идеал во всех отношениях, да еще и «свой в доску, носки в полоску» парень. Коктейль, на поверку оказавшийся жутко безвкусным.
Весь комикс персонаж стремится нам понравиться, прямо таки лезет в душу, пытаясь извернуться и так и этак, привлечь своим обаянием, а на деле – пшик. Помесь Остапа Бендера с Шерлоком Холмсом-Дауни, предугадывающем движения противников, и Казановой из великого ситкома «Улицы разбитых фонарей», майор и так, и сяк демонстрирует свою крутость, но, к сожалению, это остается всего лишь фарсом второсортного героя боевика, который вряд ли сможет понравиться публике. В каждом герое должно быть что-то, что цепляет в нем, заставляет дальше за ним следить. Майор Гром настолько надоедает своим присутствием уже в первом выпуске, что интереса к герою просто не остается. И самого персонажа слишком много, да еще и шаблонный он настолько, что зубы скрипят. Даже странно, что сперва он казался настолько интересным.
Сценаристская работа все еще коммерческая на 100%. Если совершен поступок, надо его обсосать со всех сторон, если есть шутка – надо объяснить. Работа на аудиторию есть, но в итоге какова же эта аудитория – остается загадкой. И главное – комикс кажется напичканным разными удачными элементами из разных франчайзов и произведений, но вместе все это не работает. Даже больше того – отталкивает.
Юный стажер, знакомая журналистка, бандюганы-байкеры – такое впечатление, что каждый элемент комикса уже где-то виден и выучен наизусть, и оригинальности произведению это не добавляет. Вступление еще можно назвать удачным, но большая часть происходящего – это совсем не яркий мордобой, во время которого художника резко начинает трясти то в одну сторону, то в другую. В итоге, карикатурность происходящего достигает апогея, когда во время драки со странными анимешными перекошенными лицами титульный герой начинает то цитировать уголовный кодекс, то просто бахвалиться своими заслугами и крутостью. Смотрится настолько наигранно, что происходящее напоминает плохой спектакль, только еще и криво нарисованный.
Единственный интерес здесь вызывает линия маньяка в маске доктора. И я бы предпочел читать историю от лица безумца, хотя и его речь страдает излишней вычурностью, более всего напоминающей недавний «Пантеон». Но следить за ним было бы явно интереснее, чем за напыщенным и самодовольным главгероем, чьи потуги и «непомерная» крутость вызывают только негатив. Такие герои пока что нам не нужны. И уж тем более называться «супергероями» они вряд ли имеют право. Скорее такие герои нужны детективам серии «Спецназ ГРУ» или «Ментовская работа», но никак не комиксам.
30 РУБЛЕЙ
Что думает ВЧ:
Для начала, в связи с тем, что я большой и занятой бизнесмен, я лениво продублирую свой отзыв из “Вконтакте”, написанный неделю назад, чтобы не сочинять дважды одно и то же:
“Нет секрета в том, что вещи, которые нравятся мне, необязательно хорошо у нас продаются и наоборот - поэтому могу спокойно сказать, что все это, конечно, оставляет желать. Нарисовано средне - вот "средне" хорошее слово. Я ожидал худшего. Хотя, конечно, синдром сисек на месте (это моя гениальная придумка. русские художники комиксов, в основном, хотят рисовать сиськи и стараются их засунуть даже туда, куда совершенно не требуется). Цвет, как всегда в российских комиксах - какой-то унылый и откровенно компьютерный, я не знаю, как "у них" делают, чтобы это не бросалось в глаза, но "у нас" так не могут и это часто портит даже неплохой рисунок.
Но главная проблема наших комиксов обычно исходит со стороны сценариста, и "Бесобой" не исключение. Я заранее знал, что меня ждет доза фраз, позаимствованных из плохих переводов боевиков и мультфильмов, но не ожидал, что она по дороге к читателю здорово "обрусеет". "Столица погрязла в нечестивости", - сообщает главный герой, а потом кричит в лицо злодею: "Я карающая длань создателя!". Попробуйте произнести вслух последнюю фразу - слово "длань" вообще, мне кажется, в числе любимых игрушек логопеда. Реплики же демона заставят расплакаться любого редактора; уж я-то знаю - действительно, демоны и колдуны в марвеловских комиксах говорят примерно так. Проблема в том, что вариант, предложенный в "Бесобое" - это скорее подстрочник их высокопарной брани и угроз, звучащий невыносимо неестественно на русском. Ну и петросянящий демон, сопровождающий Бесобоя, раздражает всех, кто читал комикс, плюс настойчиво передает пример персонажам Spawn, от аналогий с которым "Бесобою" хорошо бы ускользнуть.
Но есть и плюсы. Первые три страницы прямо радуют - пример умелого и осмысленного заимствования; остроумный разворот с ютубом и твиттером; привязка к современной истории России ничего такая, особенно если не перерастет в патриотизм головного мозга; наконец, несмотря на сомнительный факт того, что А. Габрелянов сам является сценаристом, видно, что он все-таки читал иностранную продукцию, а не просто видел ее на полках (как некоторые локализаторы) - полагаю, поэтому в первом выпуске нет скучного ориджина Бесобоя а сразу действие, и это правильно. И, да, 30 рублей за комикс без рекламы - это путь к успеху.
Как бы то ни было, на комиксы Bubble я никаких особенных надежд как читатель не возлагал (как продавец - возлагаю), если не считать одного исключения: "Майор Гром", у которого художник вроде сильно поинтереснее, чем у остальных трех, и которому больше повезло с сюжетом. Но это мы уже на следующей неделе выясним.”
Прошла неделя, мы решили высказаться по первой половине новых русских дебютов, оставив вторую на потом - и “Майора” я пролистал. Увы, как читатель, я потерял всякую надежду и на него. Художник, при ближайшем рассмотрении, оказался почти такой же, как и в “Бесобое”, страдающий все тем же “синдромом сисек” - здесь с женщинами обошлись еще круче, интеллигентная петебурженка легко могла бы поменяться местами с проституткой, фигуры и манера одеваться схожи. Впрочем, подозреваю, что когда дело дойдет до “Фурии”, это все покажется детскими игрушками. Красивый кадр с чумным доктором видели все, но не все видели, как из рук вон плохо этот художник изображает драки - понять, кто, кого, чем и почему бьет, крайне затруднительно.
Реалии России проникли в сюжет крайне затейливым образом - главный злодей изображен сторонником оппозиционного движения (лютыми противниками которого являются близкие родственники А. Габрелянова, хотя считалось, что сам он к власти симпатий не испытывает); из сюжета первого выпуска может и следует, что речь идет о провокации, но намекается, что сторонники злодея в социальных сетях тождественны членам фейсбучной группы “Мы были на Болотной площади и придем еще”. Майор Гром неведомым образом догоняет мотоциклиста бегом (видимо, в Питере мотоциклисты вежливые и тихие), одновременно демонстрирует глубокую эрудицию и манеры обычного гопника, и, как ни странно, выглядит куда менее достоверным, чем Данила-Бесобой. С которым ему, как стало известно, предстоит делить одну вселенную, что, на мой взгляд, является ошибкой, но об этом как-нибудь в другой раз.
А самое крутое, что “Гром” нивелирует главный плюс “Бесобоя” - он начинается абсолютно так же, с мрачного монолога; для простоты советую сценаристам просто начинать каждый комикс с фразы про тьму, накрывшую ненавидимый кем-нибудь город. Да и заканчивается похоже - монтажом в стиле “мы держим руку на пульсе”, только вместо твиттера здесь “Вконтакте” или как его там в мире Bubble. Один раз - это круто. Два - говорит о том, что у авторов скудный запас инструментов. Робкую надежду на то, что майор с говорящей фамилией окажется не супергероем, и у нас будет хотя бы один комикс другого жанра, топчут кокетливые намеки издателей, дескать, подождите и все узнаете.
Мои экономические надежды издательство оправдывает пока что полностью - первую опытную квоту “Бесобоя” мы распродали довольно резво, что вынудило юных блоггеров с сайта W-O-S сделать из этого какие-то могучие выводы (первая квота = несколько десятков, выводы из этого делать смешно). В нашей группе “Вконтакте” произошла небольшая дискотека или даже битва титанов (http://vk.com/wall-22126383_6228); мы это не приветствуем, но факт есть факт, Bubble стал на время главной темой для посетителей нашего магазина.
Эти комиксы могли получиться гораздо хуже. Но хотелось бы, что они были лучше; скидки на дебют и сочувствие отечественному производителю я в 2012 году делать уже не готов и оставлю это другим, добрым медийцам (это я еще, братцы, промолчал про “Пантеон”, который, впрочем, нарисован лучше обеих обсуждаемых новинок). Новая инкарнация Bubble работает на имидж комиксов в России чуть лучше, чем прошлая, но до совершенства еще далеко. Плашки о возрастном ограничении должны помочь отцепить комиксы в сознании россиян от детского мира; хорошо бы, кто-нибудь, наконец, отцепил их от супергероев, но, боюсь, не в этой жизни.
У авторов издательства Bubble энтузиазм и талант на уровне людей, которые с горящими глазами и в модных джинсах запускали Image в начале 90-х, но у самих книжек при этом энергетика и масштаб безумия на придавленном уровне американских комиксов конца 00-х. Можете поставить это на задние обложки следующих выпусков.
Я долго думал о том, что же все-таки происходит в головах у всех тех, кто затеял этот проект с русскими супергероями. Пожалуй, думал даже слишком долго, как будто в моей жизни нет вещей, над которыми мне стоило бы подумать с той же серьезностью и тем же уровнем аналитического подхода. Почему проект вообще появился и почему он появился именно сейчас - в принципе понятно. Но в подоплеке лично мне копаться совершенно не хочется, главное - результат. И вот как раз когда я увидел результат, родился вопрос про авторов.
Видно, на какую они работают аудиторию: это люди, которые приносят кассу русским фильмам, (возможно, но не обязательно) смотрят российское телевидение, о том, что такое комиксы, знают весьма опосредованно, и перманентно находятся на той стадии развития, когда любое произведение автоматически зачисляется во “взрослые”, если в нем есть насилие и обнаженка. Таких людей чудовищно много и с точки зрения банальной коммерции абсолютно логично, что ориентироваться решили именно на них. Как преодолеть главный барьер (ЭТО ВСЕ-ТАКИ ЧЕРТОВ КОМИКС), никто в Bubble так и не понял, но тут действительно нет четкого ответа.
А вопрос такой: действительно ли сценаристы (местные художники с Девиантарта просто работают за деньги) считают, что, извините, производят качественный, еще раз извините, продукт, или же прекрасно понимают, что у них получается абсолютно вторичная, примитивно нарисованная ерунда с вымученными текстами и диалогами? Это результат холодного расчета или довольно скучного и ограниченного вкуса в комиксах?
Такой вот вопрос.
Складывается впечатление, что старожилы Медии практически от любого комикса ждут уровня Миллера/Миллара/Моррисона/Стражински периода их расцвета, или хотя бы Аарона. а все, что не соответствует этому уровню - заранее "жижа". А от рисунка, так Габриеля дель'Отто (либо каких-нибудь популярных среди старых медийцев, но как по мне очень специфических художников). Ребят, сделайте скидку на то, что это первый российский проект. Ну очевидно же было, что он действительно будет достаточно нишевым и специфическим (вопрос о целевой аудитории остается, да). Мне тоже все это не шибко понравилось, но я другого и не ожидал. Не уверен, что это дело долго проживет, но пусть пытаются.
Можно хотя бы хорошо написанный по-русски, без кальки с английского, обычный сценарий? Не надо Милле/ара. Можно рисунок с минимумом деталей, но без навязчивой компьютерной обработки и четко различимым действием, без пубертатного внимания к женской физиологии?
Это не группа инициативщиков. Это крупный издательский дом, который оригинальные комиксы выпускал около года.
И страшное признание - я не считаю фильм "Черная молния" страхом и ужасом, я его даже советовал британским нердам. Да, копия, да, калька, да, дикая - но симпатишная. Там как раз "обрусение" сюжета было в правильной пропорции сделано.
Я не то чтобы гребу всех американцев под одну гребенку, но факт есть факт - в кино жанра боевик/ужастик/даже фантастика, плюс игры и львиная доля комиксов тема Boobies всегда идет в первых рядах, ибо народ хочет "хлеба и зрелищ".
Факт, безусловно. Но разве это значит, что надо делать так же? Их никто не заставлял. А у меня есть ощущение, что издатель отчаянно хочет, чтобы его воспринимали серьезно - сиськами этого не добиться.
http://www.comicvine.com/black-lightning/49-5500/
Целых два было, вы всё пропустили.
http://illustrators.ru/illustrations/333987
срачеобсуждении. Я не хочу делать никаких скидок на происхождение проекта. После просмотра независимого "Куда течёт море" я вообще похоронил всякую надежду на вменяемое российское кино, не то что, что-то более узкоспециальное. Мало того, что среднестатистическая реакция на "да, я читаю комиксы" - это далеко не "вау, расскажи больше, мне так интересно", так теперь у этих людей ещё и будет вполне себе даже более оправданный ориентир для насмешек, чем "и чего, кто там сейчас побеждает, Бэтмен, или Джокер?ахах".Хотя не... Будет продаваться - хорошо, не будет - тож неплохо. Обидно только одно: если вылетит в трубу, люди с деньгами в комиксы вкладываться небудут.
Про аудиторию со всеми согласен.
The night is darkest just before the dawn. И рассвет новых художников и сценаристов, ценящих и понимающих медиум, с осознанием поддержки и уверенности в завтрашнем днем, предоставляемыми финансовыми ресурсами издательства, может настать. И это самое главное достижение по-моему.
Разве что наши друзья из "Чук и Гика" дадут какое-то представление о ситуации.
Но пока всем приходом дружно ждем Инока в надежде на истинное НЕБО СЛАВЯН и разумеется, сделаем еще один спецвыпуск по российским комиксам.
long time no see, кстати
Инок по графике выглядит самым некоммерческим проектом. Но посмотрим.
Ага, lot of water under the bridge. Заходи в дайри-умыл поболтать.:)
Серьезно Данила???
Сжимая в руках 2 пистолета СПАСИ и СОХРАНИ он представляется как Данила-Бесобой
Вот, собственно, обложка первого номера: http://i078.radikal.ru/1210/5e/15b604a3b65a.jpg
откуда такая ненависть к художникам из девиантарта?
у меня нет ненависти к художникам с Девиантарта
во мне вообще нет "ненависти" ни к кому, тем более к людям, которых я не знаю
"художник с Девиантарта" - это такой собирательный образ художника-любителя
уровень у них низкий, но коммерческую работу могут делать, наверно
к части про деньги: я считаю, что реально как-то вкладываются в проект именно сценаристы, а художники здесь наемные рабочие, которые не стараются разорвать вселенную, а просто спокойно рисуют то, что написано