RSS
Рекомендуем

Интервью с Филиппом Соседовым

29.08.2013, 13:16 — Евгений Еронин 6068 0
18-го августа автор комикса "Пантеон", сценарист Филипп Соседов, приехал в Москву и устроил автограф-сессию в магазине "Чук и Гик". После нее коллектив сайта Spidermedia.RU (redson, ВЧ, Игрок, Transistor) переместился с Соседовым в ближайшее кафе и взял у него интервью. Филипп произвел эффект русского Уоррена Эллиса: суровый бородатый мужчина с фотографий оказался веселым и общительным, а о своем проекте он рассуждал с таким энтузиазмом, что те, кто еще не успел приобрести новый выпуск, побежали его покупать на следующий день (рецензия будет скоро). Наша компания села за столик, сделала заказ и тут же начала листать только что вышедший третий выпуск "Пантеона". А вот интересно: во втором выпуске были кровь, кишки, раскрытое тело человека и там на обложке было 16+, в третьем то же самое, но уже 18+. Почему? Потому что есть сиськи, прикрытые черной полоской? (смеется) Нет, тут оргия начинается, все как положено (показывает кадр с неприкрытой женской грудью). Я обещал другу 23 сиськи в выпуске, но получилась 21. Ты считаешь это нужно, чтобы продавать комиксы в России? Не знаю, мне это не для продажи нужно, мне нужно по сюжету, и я их всегда оставляю. Тебе не кажется странным, что один выпуск может быть 12+, другой – 16+? Аудитория-то одна. Я изначально нацеливал комикс на возраст 18+. Чтобы не было бодяги с рейтингом, предлагал уже на первый выпуск поставить 18+, но мне сказали, что нет, не будут покупать, давай поставим 16+. И начинается эта пурга с рейтингами. Сюжет уже расписан до конца? Ты знаешь, чем все кончится? Да. Расписаны все 18 выпусков. А расскажи что-нибудь для затравки, чтобы люди ждали. Как с «Неуязвимым», когда читавшие люди говорили всем, что самое крутое начинается в седьмом выпуске. Ок, давай так: Энцефалон, который упоминается в третьем выпуске – это разумный поезд. Искусственный интеллект, который ездит по метрополитену, и у него несколько вагонов-агрегатов с искусственным разумом. Это будет раскрыто уже во втором арке, «Кодексе двуличия», но это не главный спойлер. Сейчас в Америке опять бум на необычные обложки: голографические, 3D-обложки… Не думал поиграть с форматом? Ничего такого революционного в планах нет, но у нас была одна безумная идея: сделать у «Культа двуличия» две концовки и две вариантные обложки. Одна обложка с одной концовкой, другая – с другой. Или вообще одинаковые обложки, но везде разные концовки. Рома (Роман Онищенко, художник – прим. Ред.) не разрешает. А не пробовал сделать взрослый комикс, но без расчлененки и обнаженки? Ты путаешь причинно-следственную связь. Это не так, что вот у меня есть рейтинг R и надо уложиться. Я делаю то, что мне нравится: тут хочу сиськи, тут хочу всех разрубить, а здесь хочу политику. Мне самому нравится видеть эти вещи и про них читать. Но сейчас я занимаюсь спин-оффом, он будет полегче, от чернухи тоже устаешь. Это будет сай-фай про научное общество исследователей. Спин-офф? А как называется, кто рисует? Пока не скажу. Рисует не Рома, он занимается «Двуличием» до конца. В чем основная причина нерегулярности выхода комикса? Дело в отсутствии денег. Вот есть колорист, он красит, потом он устраивается на работу и мы уже без колориста. Также несколько месяцев было потрачено на Ромин диплом. И еще третий выпуск мы делали с тушевщиком. Раньше тушь Рома делал сам, но на втором выпуске мы поняли, что получается долго. На третий взяли тушевщика, вышли на нормальную скорость, но слетел колорист. А тут ушло определенное время на притирку к новому формату работы. Ты проект контролируешь полностью? Менеджер всего проекта? Да. Недавно ты назвал Kickstarter и прочий краудфандинг попрошайничеством. Но раз основная проблема в деньгах, ты не рассматривал возможность краудфандинга, который помог бы ускорить процесс? Это невозможно. Для старта постоянной работы нужны большие деньги, на русском Бумстартере это ничего не соберет. Но у тебя в отличие от других собирателей есть три выпуска, которые можно показать. Мне в моральном смысле очень неудобно этим заниматься и я просто не верю, что мы соберем нормальные деньги. Проще инвестора найти. Собственно, сейчас как раз решаем проблему со Штатами. А что со Штатами? «Пантеон» изначально позиционировали как русский комикс, выходящий одновременно в России и Америке. Но в Америке он так и не вышел, верно? Он вышел в том году небольшим тиражом на Денверском Комик-коне. Его выпустило небольшое издательство из Денвера. Потом они начали переговоры с Diamond (монополист среди распространителей комиксов в Америке – прим. Ред). Diamond одобрил, но они в Facebook узнали о моем тогдашнем состоянии и начали с темы съезжать. А потом еще и денверское издательство закрылось до кучи. Сейчас мы ведем переговоры с более крупными людьми, но они в ожидании третьего выпуска и исправленного первого. Поэтому мы не сунулись сами по себе в Comixology. Скажи, а насколько сложно найти в России инвестора на издание комиксов? Я пока еще не искал. Все, что сделано, делалось на свои деньги. Мы сейчас в плюсе, но небольшом, этого недостаточно для стабильности. Разве «Белый Единорог» не платит вам гонорар? Нет, мы имеем процент с продаж. Аналогично тому же Image. Права мы не продавали, они остаются у меня и Ромы. И за год, что мы издавали «Пантеон», я уже понял, сколько мне на что нужно денег, и когда и как отобьются затраты. То есть я приду к человеку и смогу точно сказать. А прошлым летом я еще точных цифр не знал, кто бы мне дал денег? Сделал какие-то выводы о выпуске комиксов в России? Сделал вывод, что сейчас эта тема растет. Появляются новые вещи. С разным качеством, разным подходом. Я сам начинал читать с переводческих сайтов, в 2008-2009-м, тогда еще издательство «Комикс» не начало выпускать ТПБ. Это еще с 2010-го пошло, а раньше было не достать. Даже переводческих сайтов было три. Сейчас совсем по-другому. Переводные серии запускаются, что-то свое делают. Конечно, не все понимают, куда суются. Чем ты вдохновлялся из того, что читал? Заметно, что ты любишь тему альтернативной истории. Мне очень нравится супергеройская трилогия Эллиса, периодически перечитываю (речь о Black Summer, No Hero и Supergod издательства Avatar - прим. ред). Вообще очень много смотрю и читаю. Смотрю японские кайдзю-сериалы без звука под Infected Mushroom, немое кино, нарубка такая. Если что-то конкретное, я перечитываю Neonomicon Алана Мура. Еще нравится Lex Luthor: Man of Steel. Не ожидал, что может быть такой взгляд на персонажа. Kingdom Come еще. Не верится, что вот это все может так просто родиться в голове. Явно же и чем-то определенным вдохновился. Даже не специально. Вот у нас завязка: трех зэков выпускают из тюрьмы, они вынуждены работать на копов. Один из них альбинос. Написал, думаю: да, круто! Потом вспомнил аниме, которое смотрел в детстве, нагуглил «Кибер-город Эдо», включил, и эээ. Ну да. (смеется) Получилось, что вдохновился им, хотя и забыл. Но не скажу, что было прямое заимствование, образ альбиноса много менялся. Из аниме что любишь? Онгоинги особо не смотрю, они меня утомляют, больше авторские полнометражки. А так «Призрака в доспехах» очень люблю, постоянно пересматриваю. Первого люблю больше второго, во втором слишком много всего.
Расскажи теперь про Романа Онищенко. Откуда ты его взял? Ты постоянно в Интернете, а у него даже лицо никто не видел. Образовалось Вконтакте комикс-сообщество. Художники, пара сценаристов, что-то делали. Я туда влился с «Пантеоном». То есть, до Романа еще несколько художников сменилось. Последний из них ушел в запой, на месяц пропал, и мне знакомый порекомендовал Рому. Мол, есть парень, круто рисует, но рисует полную херню, хуже «Комиссии». Мы познакомились, еще долго друг к другу притирались. Изначально планировали сделать графический роман. Тогда все планировали графические романы, никому не приходило в голову, что комиксы будут синглами издаваться. Был проект Sandgarden: 8 глав, 400 с чем-то страниц, клип с Нойзом MC. Рисовался, рисовался, и вот. Дима Лапаев, который D’Oh Jones собрал, планировал нуарный графический роман. Но в один момент у меня возникла мысль, что если я сейчас не выпущу сингл, то все распадется и до полноценного романа не дойдет. Сколько свободы дают Роману твои сценарии? Ты как Алан Мур, который пишет «здесь должно быть зеленое, там на заднем плане флаг японский», или Марк Миллар, который пишет «а теперь офигенный разворот»? (смеется) Ближе к первому варианту, у меня очень подробные сценарии. Начиналось с вордовской страницы описания одной страницы комикса, теперь это занимает две с половиной-три вордовских страницы. Многие вещи обсуждаются с художником в скайпе: существо на заднем плане в аквариуме, символика, которая имеет под собой такие-то и такие-то отсылки. Рома предлагает какие то новые фишки по дизайну или ракурсам. Некоторые дизайны менялись на ходу, персонажи сливались в одного, разделялись по сюжетным функциям. Сколько же времени занимает написание сценария одного выпуска? Я их очень много раз переписывал с нуля. Есть определенная сюжетная схема, которой я придерживаюсь, что в каком выпуске произойдет. Но как это будет исполнено, я решаю вместе с художником. Многие авторы говорят, что в процессе написания книга начинает их удивлять, воображение виляет не в ту сторону, меняются ключевые моменты. У тебя между выпусками проходит по полгода. Наверное, у тебя со времен первого выпуска тоже что-то изменилось? Сам подход к написанию сценария? Да, есть такое. Например, в третьем выпуске я изменил сторителлинг, повествование стало более густое. Во втором выпуске был разворот без диалогов, больше такого не будет. Третий – это вообще два выпуска сразу. Изначально я хотел сделать два выпуска про Августа, два про наемника, два про Мытаря. Теперь схема более сложная.
Ты прислушивался к отзывам? Глобальных изменений после отзывов читателей не было, но мне подсказали использовать черные рамочки вокруг кадров, а не белые, мне это даже в голову не приходило. (речь о gutters, пространстве между кадрами – прим. Ред) В американской версии переделали две страницы с текстом, людям оказалось тяжело воспринимать сразу столько информации. Еще я переписал некоторые диалоги в первом выпуске, сейчас они менее топорные. Но это пока в американской версии. Сейчас вышла вытянутая до нормального размера русская версия первого номера. Ты весьма негативно высказался про «Комиссию». Считаешь, она оказывает плохое влияние на индустрию? Очень плохое влияние. Русские комиксисты зациклены на себе, не думают о читателе. Не знаю, может процесс и доставляет им удовольствие, но результат ничего не привносит и никуда не ведет. Вот я хочу рассказать такую-то историю, при прочтении которой получу такие-то эмоции. Я получу боевик, детектив, политику, сиськи. То, что хочу я сам как потребитель. Я не пишу для абстрактного дебильного школьника, этим другие люди страдают, считающие, что их читают только умственно отсталые. Я понимаю, что читателей будет меньше, но по крайней мере они поймут, что я хочу донести. А на «Комиссии» все просто приходят и друг друга хвалят. Может, конечно, есть алмазы и я пропустил кого-то талантливого. Из конкурсных работ мне запомнился Борис Дятлов, делал что-то про ведьм, так и не продолжил. И в «Чуке и Гике» видел книжку про бабушку-смерть. Остальное не запомнилось. Хорошо, что «Баббл» появился. На «Комиссию» многие приходили с амбицией создать серию, показывали шесть листов, им говорили «О, хорошо. Когда продолжение?» А они в ответ «Не знааааю. Я не знаю, где это продавать». Они с тобой пересекались? Звали участвовать? На «Комиссию» меня никогда не звали. Два раза приглашали на «Большой магазин комиксов» в Санкт-Петербурге. Если не ошибаюсь, это те же люди, что «Бумфест» и лавка комиксов “Апельсин”. На «Старконе» был два раза. Один раз выступал, второй раз просто в гости. Ты упомянул «Баббл». Что можешь про них сказать? Они молодцы, что плотину прорвали. Но про само качество контента я промолчу. Как ты прокомментируешь фразу Артема Габрелянова про то, что он перекупил бы художника «Пантеона»? Но не перекупил же. (смеется) А что тебе нравится из русских комиксов? Мне в принципе нравится то, что «Доу Джонс» готовит. Я читал обе серии на стадии сценариев. Сейчас вообще много новых издательств появляется, запускается много проектов. Конкуренции не чувствуешь? Нет, не сказал бы. Я представляю свою нишу и буду ей следовать. Реагировать на события в стране, подчиняться какой то моде не вижу смысла… я просто делаю свой продукт.
Думал о том, чтобы превратить «Пантеон» в нечто большее, чем просто комикс? Да, у меня есть черновики для карточной настольной игры. В качестве фильма представляешь? Да. В русской версии Августа должен играть Епифанцев. Больше никого не вижу. Вообще если продавать права на кино, у меня будет жесткий контроль. И я не хочу повторять комикс, фильм будет частью истории, но не дословным повтором. В комиксе много событий осталось за кадром. Если брать американцев, я был дал снимать фильм Невелдайну и Тейлору. Из русских мне понравилось как была снята «Чужая». Я бы сделал фильм криминальной драмой с налетом грязной фантастики. Как «Робокоп». Или «Элизиум». Я трезво понимаю, что мне никто никогда не даст 200 миллионов на фильм. Где проще заниматься комиксами: в Москве или Петербурге? Для нас расстояние не имеет значения. Я в Питере, все остальные в Волгограде. Колорист вообще в Воронеже живет. Я из дома редко выхожу, со всей комиксной тусовкой общаюсь в Интернете. Как относишься к пиратству? Сканы больше рекламную роль играют, чем вредят. Антипиратские законы – бред, маховик запущен и его не остановить. А комиксы все равно будут покупать в бумаге. Вот в четвертом выпуске много сцен будет так построено, что в сканах будет неудобно читать. Если увидишь в сети выложенный «Пантеон», что ты сделаешь? Я ничего не сделаю. Заметит издатель – удалит. Сколько выпусков планируете выпустить в этом году? Минимум один, в идеале два. Финал первого арка в феврале. Всего выпусков 18, три арка по 6. Хочется книжками выпустить? Да, само собой. Я уже это подготавливаю потихонечку. В первой ТПБ будет порядка 50 страниц дополнительных материалов. Ждешь что-нибудь из новых комиксов? Что должно случиться в комиксах, чтобы тебя поразило как раньше? Я хочу дочитать Batman Incorporated и начать читать всего моррисонского Бэтмена с начала. Это пример очень хорошего и стройного онгоинга. И очень авторского, причем на корпоративной серии. Он доказывает, что чтобы хорошо продаваться, не обязательно делать Халка вампиром или клонировать мозг Ксавье, типа он сейчас перепрограммирует всех героев и они между собой подерутся. В основу «Пантеона» положены какие-то реальные события? Есть такое, но если я стану рассказывать, какие именно события из реального мира легли в основу сюжета, это будет огромный спойлер для всей серии. Но в основе есть много реальных событий обернутых в фарс. Самый очевидный пример в первом выпуске с Диснеем: Адольф Гитлер стал мультипликатором и открыл свой парк развлечений. Ты читаешь комиксы Уоррена Эллиса для Avatar, смотришь немое кино и аниме про роботов, но в твоей работе не сильно заметно их влияние. Нет, все эти вещи влияют, но нельзя же сразу соединять все, нужно подавать порционно. В этом году вышел фильм Джосса Уидона «Много шума из ничего». Он экранизировал Шекспира, но помимо этого еще и любит американские комедии 30-х годов, поэтому снял фильм как черно-белую комедию 30-х. Не хочется сделать что-то подобное, совместить вещи, которые тебе нравятся? Теоретически это возможно. Я сейчас подумываю снять короткометражку по одному из рассказов Филипа Дика. В мире «Пантеона» есть мехи. То есть я могу сделать серию про пилотов мехов, у меня под это есть черновая сюжетная линия. Но не знаю, когда я это реализую. Просто пока есть главная сюжетная линия с которой надо разобраться, иначе все превратится в кашу. В общем, «Пантеон» - твой главный проект и в ближайшее время ты будешь заниматься только этой вселенной? Да, именно так.
Филипп Соседов и редакция Spidermedia.RU
OMG in the car, 29.08.2013 13:08:00
Хороший мужик, жалко меня там не было.
Linc, 29.08.2013 14:08:31
Согласен, есть определенный вкус.Интересно было прочитать его точку зрения о комиссии.Вообще интервью истересное .Спасибо.
alel29, 29.08.2013 20:08:50
Спасибо за интересное интервью
, 29.08.2013 23:08:15
Отличное вью, заинтересовался Пантеоном, нужно ознакомится.
ZAGRABASTAL, 31.08.2013 00:08:31
Огромный плюс за честность, прямоту и полное отсутвие понтов.

Признаюсь, с трудом удержался от того, чтобы не последовать примеру редакции и самому не побежать в магазин за синглом. Даже не смотря на то, что превью мне совершенно не понравилось и я придерживаюсь своего прежнего мнения.

Но, если дело дойдёт то ТПБ, то, пожалуй, прикуплю. Харизма — страшная сила.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34487 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33429 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26732 103