RSS

Рецензия: «Обитель зла: Раккун-Сити»

23.11.2021, 15:00 — Сергей Мангасаров 21980 3

У экранизаций Resident Evil тяжелая и непростая судьба. После более или менее адекватных первых двух частей фильмов Пола У. С. Андерсона и Йовович (заметьте, адекватных, а не хороших, но это тема для какого-то другого материала) франшиза укатилась в какое-то безумие, которого не было даже в играх серии, а мы ведь говорим о японской игре.

Некое безумие есть и вокруг этого фильма. После того, как Пол У. С. Андерсон в 2017 закончил свои фильмы Resident Evil, в разработку сразу (зачем?!) была запущена их перезагрузка, за которой некоторое время был закреплен Джеймс Ван, но не сложилось, а я бы посмотрел «Резик» от Вана. В итоге для перезагрузки в качестве режиссёра и сценариста выбрали Йоханнеса Робертса, которого я знаю только как режиссёра фильмов про акул-убийц. Вторым сценаристом был Грег Руссо, который написал как минимум первый скрипт, заинтересовавший Вана. Но это все лирика.

После анонса каста и синопсиса стало ясно, что снимают адаптацию, близкую к оригинальным играм, а точнее объединяют в один сюжет Resident Evil и Resident Evil 2. На этой стадии, конечно, уже возникают вопросы: при всей камерности первой части, там полно событий, чего уж говорить о масштабной второй. Без титров кино идет 100 минут, это очень малое время для того количества сюжета, которое заложено в сценарии оригинальных произведений, поэтому все нещадно режут в попытке создать цельное повествование. Но это не две параллельные истории, это сюжетный винегрет. Ладно, технически большую часть фильма нам рассказывают параллельные истории, которые в конце сходятся, но это все еще винегрет.

Я вот о чем. Стартует фильм с воспоминания о детстве Криса и Клэр Рэдфилд, потом действие переносится в актуальный для хронологии RE 1998 год, и начинается основной сюжет. Тут все знакомо: Ракун-Сити, небольшой отряд местных органов правопорядка, Вескер, Валентайн, все дела. Клэр приезжает к Крису, новичок Леон С. Кеннеди, особняк Спенсера ну и т.д. Все эти элементы перемешиваются друг с другом, выкидывая запоминающиеся вещи, например, никакого вам Мистера Х, ну а как харатеризация героев используются вроде бы их игровые архетипы, но почему-то получается мимо.

Главный промах — это, конечно, Леон. Он во многом характеризует худшие решения, принятые в ходе производства фильма. И дело не в том, что его играет чернявый Эван Джогиа. Вот в чем фишка: в оригинальной игре Кеннеди был новичком, опоздавшим на первый день службы и попавшим в почти что ад. Довольно простой сюжетный прием, который отлично работал. В фильме он новичок, который уже какое-то время находится на службе и которого сослали в Ракун-сити влиятельные родители, спасая от какой-то промашки. Окей, допустим. Но Леон в игре хоть и новичок, но умелый и умный полицейский, который смог выжить в суровых условиях. Леон в фильме — просто идиот и неумеха. Если бы не Клэр, он бы, скорее всего, умер по самой дурацкой причине. И это, возможно, имело бы хоть какой-то смысл, если бы остальных героев переписали бы столь же радикально. Хотя ладно, Вескер тоже идиот, но там дело в другом, не буду спойлерить. Брат и сестра Рэдфилды плюс-минус попадают в те образы, которые знакомы игрокам, а вот Джилл Валентайн слишком мало, чтобы хоть что-то сказать толкового, но она как минимум компетентный солдат. Всех героев рисуют широкими мазками, я вообще не уверен, как их будет воспринимать зритель, совсем незнакомый с оригинальными персонажами. Но мне понравилась Клэр Каи Скоделарио, да и братец Аммелл вполне хороший молодой Крис. К Ханне Джон-Кэймен я питаю слабость, так что ставлю ее Джилл заочный плюс. Про Вескера Тома Хоппера я где-нибудь поговорю со спойлерами.

Такими же широкими мазками обозначают влияние Umbrella на Ракун-сити, его жителей и на происходящие события. История про город, который в одночасье потерял все, когда корпорация ушла из него, и который затопила зомби-инфекция, могла бы быть интересной. Но город — лишь декорация, даже какой-то продолжительной сцены с заражёнными на улицах города нет, лишь зомби, ломающие ворота полицейского участка.

Знакомых локаций из игры фактически две — особняк из первой части и полицейский участок из второй. Они не то чтобы сильно выразительные или интересные, но они просто есть как факт.

Вообще, у меня есть тейк. Кино ощущается как будто снятым в том самом 1998. Графики в нем не так много, операторские и хоррор-приемы устаревшие — это отдельный момент, что фильм совсем не страшный. Честно говоря, если включить это кино кому-то, кто не знает всех этих молодых актеров, а узнает лишь мало изменившегося Нила Макдонафа, такого человека вполне можно убедить, что это кино 20-летней давности. Ну и ощущение 1998 года придает очень странный взгляд на персонажей, который как бы законсервирован в пределе двух частей игр, кроме Леона — Леон все еще просто идиот. И да, поспешность третьего акта вызывает недоумение. Вместо раскрытия всех нужных сюжетных линий и изобретательной схватки с финальным боссом мы получаем кучу беготни, пустых диалогов и один традиционный выстрел из ракетницы.

Желание запихнуть в один фильм две части сюжета я мог бы объяснить желанием всех причастных к проекту перейти к более экшен-ориентированным историям третей и четвертой части. Но сюжет «Обитель зла: Раккун-Сити» не оставляет возможности для экранизации третьей игры в принципе, а весь сюжет Леона ставит под вопрос возможность адекватной экранизации четвертой части. Мы живем в эпоху франшиз, и, естественно, снимая перезапуск, студия все равно нацелена на несколько частей, и я не до конца понимаю, куда они собираются двигаться в парадигме «мы придерживаемся оригинала», если первая же часть рубит кучу важных вещей. Но благодаря неномерным частям есть куда крутиться.


Почти все игры серии Resident Evil были добротными Б-муви-хоррором про зомби с колоритными героями и злодеями. И фильм тоже Б-муви, но ему отчаянно не хватает напряжения, колорита и вкуса. Это не такое уж плохое кино, актеры вполне неплохо справляются со своими ролями, есть запоминающиеся моменты и даже парочка визуальных и практических эффектов сделаны в нужном ключе. Но это все еще сюжетный винегрет, с очень скучным монтажом, очень странной музыкой и большим количеством сюжетных дыр, которые в другом хорроре закрыл бы страх, но тут самое страшное — это удар по барабанным перепонкам в некоторых сценах.

Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
23762 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
16989 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
11725 177