RSS
Рекомендуем

Лучшие экранизации манги #1: Blue Spring (Тосиаки Тоёда, 2001)

13.08.2015, 17:03 — Евгений Кольчугин 4175 2
Теги: Манга

Я продолжаю экспериментировать с форматами манга-рубрик. Существует множество замечательных фильмов в азиатском кино, в основу которых легла манга. Попробую высветить их лучом моего скромного прожектора перестройки.

Тайо Мацумото любят и ценят по всему миру, и есть за что. Его крупноформатные работы Sunny, Number Five и Tekkonkinkreet ждут своего часа для появления в нашем мастриде, а в 1993 году, практически на старте карьеры (четыре года с момента дебюта), он выпускает однотомник-антологию Blue Spring про школьников, которым не удается встроиться в центральную социальную систему Японии.

В принципе, манга Blue Spring мало чем примечательна. Художник ещё только ищет себя и формирует свой узнаваемый в будущем стиль. Короткие истории с большим трудом цепляются и удерживаются в желобе медиапотребления, а емкость повествования раскрывает сюжет только очень вдумчивому и внимательному читателю.

Тосиаки Тоёда — молодой и, на мой взгляд, слишком переоцененный гений, которому досталась слава слишком рано, чем он с ней смог справиться. Родители отправили Тоёду с девяти лет в школу сеги (японские шахматы), где он проучился до семнадцати лет.

Но стать профессиональным гроссмейстером Тоёде было не суждено. В двадцать один год он посмотрел фильм Дзюндзи Сакамото «Нокаут», и с шахматами было покончено.

Тоёда пишет короткое письмо режиссеру: «Я посмотрел „Нокаут“ в Осаке и был потрясен. Сделаю всё что угодно. Пожалуйста, разрешите работать с Вами». Бросив всё, он уезжает в Токио, где бросается в ноги к Сакамото. Дзюндзи тронут таким решительным шагом и берет двадцатиоднолетнего мальчишку к себе в ассистенты, после чего они вдвоем снимают шесть фильмов за последующие десять лет. В 2000-м году Тоёда полностью окреп для самостоятельной деятельности и получат благословение от Сакамото на дебют (тот выделил своему ученику своего бессменного оператора — Норимити Касамацу).

«Порнозвезда» — первый фильм Тоёды — сразу выстреливает в лицо японскому обществу своей злостью и непримиримостью к их равнодушно-трусливому отношению к якудзам. Опытный оператор сгладил большинство недостатков дебютанта, и о Тоёде заговорили в киномире. Ну а дальше — выстрел за выстрелом и титул чуть ли не главного нового режиссеря Японии от поколения Х. И тут как гром в 2005-м: «Тосиаки Тоёда арестован и приговорен к трем годам заключения за хранение и употребление наркотиков». В 2009-м, выйдя из тюрьмы, он продолжает карьеру режиссера, но образ в японском обществе смазан, титул просран, запал ушел, и ничего лучше своей второй картины («Голубая весна») Тоёда пока так и не снял.

Режиссер взял лишь первую историю из антологии Мацумото, но и её оказалось достаточно, чтобы фильм стал культовым. Фильм «Голубая весна» — это обнаженные вены подростков, задыхающихся от гормонов, весны и неясных порывов. Подростков, которые понимают, что период цветения заканчивается, и впереди ждет лишь клетка из жестких социальных устоев и правил. Голубая весна — это точка невозврата, в которой тонкая паутина детства, инфантильности и беззаботности окончательно разрывается суровой жизнью взрослых.

Чтобы понять, чем была «Голубая весна» для японских подростков, и что она для них значит, надо пристально посмотреть на нашу легендарную «Ассу», запустить и послушать «Хочу перемен» Цоя. Я не зря сравнил эти два фильма. По нерву, по накалу, по сырому, рваному видеоряду они очень похожи. И там, и там мало диалогов, и всё построено на полутонах выражений и взглядов, а главную скрипку ведет саундтрек. «Асса» без всякого сомнения стала культовой благодаря музыке, играющей в фильме. Я подозреваю, что и в «Голубой весне» главная заслуга успеха лежит на музыкантах — группе Thee Michelle Gun Elephant, которая выдала мощный и грязный гранж в духе лучших песен Кобейна.

Однозначно большая удача для Тоёды — восемнадцатилетний актер Рюхэй Мацуда, который впоследствии станет, наверное, главным актером Японии (44 роли при 32 годах возраста на сегодняшний момент). Рюхэй красиво молчит, красиво щурится и вообще делает всё, как нужно (опять же стойкие параллели с Цоем и его молчаливым многозвучием).

«Голубая весна» — выдающийся порыв большого количества творческих людей, напоминающих нам, что проблема родителей и детей, при всем развитии современного общества, так до сих пор и не решена. Не проходите мимо, потому что когда-нибудь у вас тоже будут дети, которым надо будет отправляться в полет.

Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
16235 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
11562 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
6868 177