RSS

Бэтмен и Еронин

15.09.2018, 11:00 — Евгений Еронин 5084 2

Быть фанатом комиксов — тяжкая ноша, потому что трудно найти тех, кто ненавидит комиксы сильнее, чем их фанаты. Из-за идиотских правил идиотского мира они приучены чувствовать стыд и неловкость за свое увлечение. В каждого гика и нерда общество заложило отчаянное желание доказать миру, что они не дети и не дебилы, что они такие же серьезные взрослые люди, живущие серьезными взрослыми жизнями. И страшный стыд делает фанатов комиксов собственными худшими врагами, он переносится на все, что связано с их увлечениями. Ведь как доказать окружающим, что ты серьезный? Показать, что твои увлечения серьезные. И в этот процесс заложено много противоречий.

Фанаты хотят, чтобы экранизации их любимых супергеройских серий были максимально близки к постоянному первоисточнику: точно такие же костюмы, точно такие же персонажи с точно таким же цветом волос (и, конечно, кожи, но в это углубляться не будем), точно такими же сюжетами — и, естественно, с сохранением некого «духа» первоисточника, чем бы это ни было. Но с этим желанием борется необходимость сделать свое увлечение легитимным: кино обязательно должно быть «настоящим» (что кроется за этим термином, объяснить ещё труднее).

Фанаты хотят, чтобы экранизации их любимых комиксов снимали не непонятные люди, за плечами у которых по одной документалке или инди-драме, которую никто никогда не посмотрит. Они хотят именитых, общепризнанно «хороших» режиссеров, до этого снимавших фильмы, не похожие на серую массу, выдаваемую Голливудом. Они почему-то думают, что автор, понравившийся им своим уникальным видением, применит это видение для переноса их любимого комикса на экран в нужном им виде. Но когда они получают что хотят, страшно злятся, ведь если у режиссера действительно есть видение и студия готова дать ему свободу, он переделает все под себя.

Как это всё сочетать — не их проблема, но особенно сильно фанаты комиксов ненавидят компромиссы.

Идеала не существует. Борьба за признание комиксов серьезной штукой для серьезных людей длится бесконечно. Сейчас у гиков и нердов состоялась хоть какая-то победа, когда Голливуд умудрился раскрутить супергероику до основного вида блокбастера, и каждая студия хочет себе расширенную вселенную. Коммерческий успех — это счастье со слезами на глазах.

Всё это я говорю не просто так. Репутация, сложившаяся у фильма «Бэтмен и Робин» за 20 лет после выхода, когда многие, даже не глядя, считают его чуть ли не «Комнатой», только для супергероики — это же чисто продукт рефлексии фанатов (и не подумайте, что я от них дистанцируюсь, я долгое время был таким же, и частично до сих пор остаюсь, от этого сложно излечиться). Понятно, почему фильм провалился в прокате и получил плохую критику: никто не был к нему готов. Если поставить «Бэтмен и Робин» напротив «Бэтмена» Тима Бертона, то действительно трудно будет поверить, что это части одной серии и одной вселенной — хотя для Forever это вполне логичный сиквел.

В общем, у критиков произошел полный разрыв шаблона, для обывателей такое кино уже не выглядело крутым, а фанаты смертельно обиделись: только-только один автор начал пробивать комиксы в мейнстрим (пусть и очень своеобразно) и сделал шаг вперед, как другой взял и сделал несколько шагов назад. Все усилия, вся БОРЬБА, оказались напрасными, нужно было выбираться из ямы и начинать бороться с новой силой с врагом, который стал только мощнее.

Тогда были одни эмоции. Сейчас, 21 год спустя, когда мы успели проститься с еще двумя Бэтменами и пересмотреть сотню новых супергеройских фильмов, из которых 10 собрали по миллиарду, а какие-то уже пытаются выдвинуть на Оскар, все давно могли бы успокоиться и пересмотреть «Бэтмена и Робина» — но нет, ничего не меняется. Ощущение победы и захвата поп-культуры как будто не сделало гиков и нердов смелее, они все так же чувствуют зыбкость занятых позиций и боятся, что в любой момент может прийти новый Джоэл Шумахер. Фанаты комиксов не могут показать слабину. Тот фильм — некрутой. А крутые ребята его травят и издеваются над ним — значит, тебе тоже надо над ним смеяться, чтобы быть таким же крутым. Крутые ребята не поймут, если ты вдруг заступишься за тот фильм, они скорее решат, что ты не такой уж и крутой, и начнут смеяться и над тобой. А это ведь худшее, что может быть.

Если вы читаете эти строки и вам кажется, что это полный бред, не имеющий к вам никакого отношения, то вы вполне открыты к тому, чтобы сесть и посмотреть фильм «Бэтмен и Робин» заново — возможно, впервые за 15-20 лет. А возможно, и вовсе в первый раз. Если вам не становится стыдно, когда люди в общественном транспорте видят, что вы читаете комикс, то вы совершенно спокойно сможете вслух заявить, что «Бэтмен и Робин» вам на самом деле нравится. Или, может, все равно не нравится. Это тоже нормально — я не говорю, что это единственно правильный ответ. Речь о том, чтобы избавиться от комплексов, отринуть предрассудки и взглянуть на него как на самостоятельное произведение.

Вообще я пишу эту статью не только для того, чтобы лишний раз вас пожурить, я могу предложить и способ посмотреть на фильм под другим углом. Не обязательно открыть великую правду, но хотя бы посеять мысль, что «Бэтмена и Робина» можно всерьез рассматривать не только как объект насмешки. Идея следующая: большинство претензий к фильму, если вообще не все, отпадут, если представить, что он не игровой, а анимационный.

Попробуйте посмотреть на картинку, не обращая внимания на звук: образы героев яркие и вычурные, в кадре постоянно что-то происходит, каждая следующая сцена — новая уникальная декорация, в фильме вообще нет ни одного короткого или лишнего фрагмента, он весь разбивается на полноценные эпизоды. И особенно внимательно посмотрите на работу с цветом — она очень прямолинейная, сцены часто целиком красят в красный или синий, в зависимости от настроения или приоритетного персонажа. Да тут вообще каждая ледышка ещё и отдельно подсвечена, просто потому что это выглядит красиво! Цвет тут чисто анимационный, или, если хотите, комиксный. Но анимация в этом плане без труда может копировать комиксный оригинал.

Вообще получше присмотритесь к картинке в этом фильме, она потрясающе красивая и всё действо смотрится сейчас ничуть не хуже, чем в 1997-м — натуральные эффекты рулят.

Ещё попробуйте послушать звук, не обращая внимания на картинку. Да, Ума Турман намеренно переигрывает до невозможности — но то, что вам кажется неуместным в кино, считалось бы за блестящую работу в сфере озвучания, voice acting, когда именно что играть только голосом и можно, чтобы дополнить образ всеми тонкостями и эмоциями, для которых недостаточно рисунка.

Вероятно, такое прочтение не совпадает с задумкой режиссера на все сто, но нельзя отрицать, что у фильма есть свой визуальный язык — и очень даже осмысленный. А раз заложен смысл в него, он явно должен быть заложен и во все остальное. Мы с вами выросли, стали умнее, хочется надеяться, что и смелее, и свободнее — давайте еще раз подумаем, есть ли смысл в том, как мы этот фильм избегаем?

Настоящая победа для фанатов комиксов настанет тогда, когда они разрешат самим себе любить все, что хочется и не оценивать фильмы по выдуманным стандартам.

Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
23708 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
16926 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
11682 177