RSS
Рекомендуем

Рецензия: Until Dawn

31.08.2015, 13:21 — Сергей Мангасаров 7580 10

Until Dawn (в русской локализации «Дожить до Рассвета») — проект от студии Supermassive Games, игра, от которой никто не ждал ничего особенного, в том числе и я. И я очень рад, что ошибся.

У нее достаточно долгая история разработки, проект должен был выйти еще на PS3 и быть заточен под управление PS Move. Но не сложилось. Я не особо пристально следил за судьбой игры, но в июне посмотрел ролик, прикрепленный к E3, и у меня проснулся интерес, в первую очередь к актерскому составу.

Неожиданно? Но это так.

Стоит, пожалуй, сказать, что по механике и своей сути перед нами сплав Heavy Rain и игр Telltale Games, и для таких проектов актеры и их игра — один из главных элементов. В Until Dawn они не только озвучили героев, но и подарили им свою внешность и повадки. Пройдемся по списку, большую часть имен вы наверняка знаете.

Саманту играет Хайден Панеттьери. Думаю, каждый второй посетитель Спайдермедии смотрел «Героев» и вспомнит ее. Спаси чирлидера, спаси мир, вот это все.

Роль Майка исполняет Бретт Далтон, и в первую очередь он известен по роли поехавшего по всем осям и параллелям агента «Гидры» Гранта Уорда из сериала «Агенты „Щ.И.Т.“».

Джошуа играет Рами Малек, блистающий сейчас в роли Эллиота в сериале «Мистер Робот».

Роль Криса исполнил Ной Флейсс — не сильно известный актер, отметившийся в неплохом триллере «Кирпич» и в сериале «Грань».

Галадриель Стинман сыграла Эшли, лично я видел ее только в образе Венди в «Бесстыдниках». Я в восторге от ее имени.

Николь Блум, исполняющая роль Эмилли, — еще одна гостья из «Бесстыдников», также вы можете ее помнить по недавнему «Проекту Х».

Роль Джессики отошла Меган Мартин, известной в основном по ролям в молодежных комедиях, таких как «Дрянные девчонки 2», «10 причин моей ненависти» (сериал, не фильм с Леджером). Также участвует в озвучке игр серии Kingdom Hearts в роли Намине.

Джордан Фишер исполняет роль Мэттью, и я без понятия, кто он, но, судя по Кинопоиску, он играет в сериалах и ТВ-фильмах, и их названия мне тоже ни о чем не говорят.

Элла Лентин исполняет сразу две роли — сестер-близнецов Ханны и Бэтт. К сожалению, об актрисе, точнее об ее карьере, мне также нечего сказать, как и о вышеупомянутом Джордане.

Питер Стормаре воплотил образ Доктора Хилла. Я думаю писать, кто этот актер, не особо нужно.

Ларри Фессенден — актер и режиссер, чаще всего работающий с жанрами хоррор и триллер, сыграл небольшую эпизодическую роль. Извините, но подходящего скриншота из игры у меня нет.

Как видите, большая часть каста данного проекта — вполне состоявшиеся актеры, и, что самое главное, не обделенные талантом. Это на полную катушку работает в игре, персонажи ощущаются как никогда реальными, с исполнителями ролей Майка и Саманты (Панеттьери и Далтоном) получился отдельный эффект: так как и «Героев», и «Агентов „Щ.И.Т.“» я смотрел, то узнавал не только мимику и жесты, но и позы, типичные для актеров. В какой-то момент, когда Майку в руки попадет оружие, сходство с повадками его персонажа из «Агентов» становится поразительным. Лицевая анимация не отстает — мимика и правда выше всяких похвал.

Вообще, стоит выразить благодарность за титанический труд, который проделали люди, отвечающие за motion capture, анимацию и визуальную часть игры в целом. От общей визуальной составляющей не отстает и постановка, ракурсы камеры, свет и звуки, все играет на атмосферу, в течение игры меняющуюся несколько раз, а так как вы скачете между персонажами, то она и для каждого из них тоже слегка разная.

Не стоит забывать о музыке, ее автором является Джейсон Грейвс — человек, написавший музыкальное сопровождение не к одному десятку проектов и обладающий несколькими престижными наградами. Благодаря таланту постановщика и его плотной работе с композитором, в игре каждая музыкальная тема на своем месте.

Несколько слов о базовой механике.

Как я уже сказал, перед нами сплав Heavy Rain и игр Telltale Games. В наличие имеется по сути одна механика, которая пронизывает все геймплейные элементы, — это механика выбора. Выбор пути, выбор в разговоре, даже выбор выстрелить или нет, все определяет дальнейшее развитие сюжета.

Присутствуют также еще две механики, иногда параллельно, а иногда напрямую взаимодействуя с системой выбора, — это QTE и манипуляци с гироскопом геймпада. Все эти механики в совокупности дают то, что здесь лаконично зовется «Эффектом Бабочки» («Взмах крыла бабочки на одном континенте может вызвать землетрясение на другом».)

Так как это хоррор, не думаю, что для кого-то будет сюрпризом тот факт, что персонажи умирают, а их жизнь и смерть полностью зависят от ваших решений, и совершенно не факт, что кто-либо доживет до рассвета. Причин для смерти много. Например, когда я бежал спасать персонажа, он умер лишь потому, что я споткнулся (не успел нажать на кнопку в QTE) и замедлился, и об этом я узнал, только заглянув в конце игры в специальное меню, где отразились все последовательности действий и их взаимосвязь.

Самым интересным моментом является то, что иногда в игре и правда лучше не нажать/не выстрелить/промолчать. Это может спасти не только жизнь персонажу сиюминутно, но и стать важным элементом истории.

Игра не сильно стремится напрямую сказать тебе, к чему приведут твои действия, но она подсказывает. На территории, где разворачиваются события, в некоторых укромных и не очень местах лежат тотемы. Взяв один из них в руки и заглянув ему в рот, вы видите фрагмент будущего. Есть несколько видов тотемов, они делятся по тому, к какому типу тотемных столбов принадлежат. К примеру, тотем удачи показывает фрагменты будущего, которые могут произойти, если твои действия в определенных ситуациях будут способствовать удачному стечению обстоятельств. Или же тотем смерти — он, как несложно догадаться, показывает смерть персонажа.

Суть тотемов в том, что это не просто предсказания, скорее это подсказки-предупреждения, и по обрывку сцены вы должны понять, как же такое может произойти. Все сцены подобраны и поставлены разумно, и подобрать к ним разгадку не составит особого труда, кроме, пожалуй, тотема удачи.

Если не считать несколько затянутого пролога, игра очень динамичная, что в целом не свойственно играм подобного жанра. Когда я говорю, что она динамичная, это не значит, что у нее скорость DMC. Но если сравнивать с Heavy Rain или The Wolf Among Us, сюжет по ощущениям движется быстрее.

Чуть не забыл, тотемы — не единственное, что предстоит собирать героям, также вокруг них будут разбросаны «улики», способные пролить свет на происходящее. Эти улики не столько двигают историю, сколько дают шанс докопаться до ее сути и успеть раскрыть тайну раньше персонажей.

Думаю, пора поговорить о сюжете.

Все действие начинается как типичный молодежный хоррор с мистикой, например «Зловещие мертвецы», или можете подставить свой любимый хоррор на эту тему. Персонажи обозначают свое отношение друг к другу, нам показывают пару тайн, закидывают несколько удочек на будущее. Следуя за вполне интересным, но предсказуемым повествованием, в какой-то момент игра меняет курс — уже увиденные сцены, а в чей-то версии событий уже и смерти, вызывают вопросы. Неожиданно перед вами предстает что-то, похожее на смесь «Пилы» и «Крика». События сменяют друг друга, дело доходит до неожиданной развязки, и вот вроде все становится понятно, но нет. В единый миг повествование разворачивается на 180 градусов и перед нами уже «Спуск» Нила Маршалла, который будто бы переписал Майк Миньола. Там реально есть момент, когда складывается впечатление что все это происходит в мире Хэллбойверса.

Если вам кажется, что вы прочли какую-то странную мешанину слов без смысла, в какой-то мере вы будете правы, описывать сюжет Until Dawn — дело неблагодарное.
Любое подробное описание может привести к спойлерам или искажению ваших действий при игре. Именно поэтому я отделался общими впечатлениями, эмоциями и ассоциациями.

Мы уже отметили работу разных участников процесса создания игры, пора похвалить и сценариста. У всего сюжета есть стержень, основные заложенные идеи, посылы и события, которые неизменны при любых выборах персонажей, так как они уже произошли или не могут не произойти. И этот стержень сюжета логичен от начала и до конца (в рамках мира хоррора, само собой), смешон, мистичен, жуток. Ну и еще пара-тройка подобных эпитетов.

Но штука в том, что работает не только костяк истории, но и каждый из возможных вариантов развития событий, накладывающийся поверх, не теряет не одного эпитета из вышеприведенных. Да, они могут вам не нравиться, вы можете посыпать голову пеплом из-за совершенных действий и их последствий, но никогда история не будет приходить к своему состоянию просто так. Это очень здорово, ты не ощущаешь каких-либо провисаний в сюжете, и история продолжает развиваться, следуя изначально заложенным правилам. Ближе к тому моменту, когда, условно говоря, начинается фильм «Спуск», мне показалось, что теряется логика повествования, но благодаря одной из закинутых в начале удочек, все встало на свои места, и это был крутой момент.

Стоит отметить, что отдельные сцены из разных моментов игры при определенных обстоятельствах оборачиваются из плохих в хорошие, и наоборот. Все это в совокупности заставляет болеть за своих героев, потому как умереть может каждый, и тот факт, что сюжет пойдет дальше без почившего, заставляет думать над выбором, а иногда и глушить эмоции, чтобы не совершить необдуманный поступок.

Далеко не последней составляющей истории являются оммажи. Игра наполнена ими. Майк в определённой точке сюжета и при содействии принятых мною решений и совершенных действий становится похож на Эша. А вся роль Ларри Фессендена является оммажем на целый ряд культовых персонажей. И так во всем: ракурсы, звуки или целые сцены. И главное, все это остается всего лишь отсылкой, не более, игра ни на минуту не теряет своей атмосферы.

Не подумайте, что я переваливаю игру. У Until Dawn несомненно есть свои недостатки, например, уже упомянутый долгий пролог или несколько неровные QTE. Да и в плане сюжета найдутся недовольные, я уверен. Как говорится, на вкус и цвет.

Также на игру можно смотреть абсолютно под другим углом — как на развлечение для всей компании, не заморачиваясь попытками угадать сцены или отсылки. И даже в таком случае вы получите от нее удовольствие, только несколько иного рода. Рецензия же писалась с точки зрения человека, любящего жанр хоррор, и вполне спокойно относящегося к интерактивным историям с достаточно ограниченной геймплейной составляющей.

И я со своей позиции полностью удовлетворен тем, что получил. Я не возлагал на проект особых надежд, и тем радостнее, что часы, проведенные за игрой, не были потрачены впустую. Я потратил на игру 7 часов: сел играть в 12 ночи и закончил в начале восьмого утра. Соответственно, игру проходил залпом, делая пятиминутные перерывы на чай. Забавное и жутковатое ощущение, когда время за окном и время в игре почти синхронны.

Буквально за несколько часов до того, как я сел писать рецензию, я рассказывал другу про Until Dawn. И он меня спросил, достойна ли игра звания эксклюзива для PS4.
Мой ответ — однозначно да, хотя все же жаль, что она не вышла еще хотя бы на PC, для охвата большей аудитории.

Подводя итог: Until Dawn — одна из лучших игр своего жанра, стоящая наравне с Heavy Rain, и, пожалуй, лучшая игра жанра хоррор из тех, что я видел за последние несколько лет. И несомненно, это достойный эксклюзив для PS4.

P.S.: все вы знаете, что происходит с курсом валют, и в следствие этого с ценами. В данный момент в PS Store игра стоит 3.999 рублей. И я думаю, многие читатели согласятся, что это достаточно большая сумма на покупку видеоигры. И даже у тех, кто может позволить такие траты, встает вопрос: стоит ли?

И в случае с Until Dawn, я отвечу на него так: если вы любите хорроры, хороший сюжет и проходить новинки сразу после их выхода, а также ненавидите спойлеры и то, что вам могут испортить удовольствие, ну и главное, обладаете PS4 и имеете возможность купить игру за 4 тысячи, то я скажу вам, игру брать стоит. Но в любом другом случае стоит все же подождать распродажи.

P.P.S.: Начиная с этой рецензии, все игры будут оцениваться классической 100-балльной шкалой.

Ещё много интересного
27.11.2015, 16:35 — Евгений Кольчугин
Суровая правда о ММО! Кровавые подробности школьников. Шок! Студент изнасиловал женского игрового персонажа!
6285 35
29.12.2015, 15:24 — Сергей Мангасаров
Название говорит само за себя.
5744 33
25.09.2015, 13:00 — Сергей Мангасаров
Была ли жизнь до Arkham? Была, и еще какая!
5636 26