RSS
Рекомендуем

ИМХО: Индустрия – это мы

26.11.2015, 12:46 — Роман Котков 19951 80

Привет, друзья. Меня зовут Роман Котков, я бывший автор SpiderMedia.ru, а ныне главный редактор издательства Bubble. Целью, побудившей меня написать вам сегодня, стало одно простое высказывание — «комикс-индустрии в России не существует». Казалось бы, сколько уже копий сломано в этих спорах, сколько камней кинуто, но не утомляется обзорщик русский писать, что нет в стране индустрии комиксов. Сегодня приходится срывать покровы и писать вам то, о чем по ряду странных причин предпочитают не говорить вслух. Индустрия у нас есть.

Сразу оговорюсь, что в данном случае речь не об издательствах переводных комиксов. Они хорошие, много чего делают и стараются. В глазах новых издателей виден тот запал и задор, которые когда-то были и у меня в конце 2000-х, когда я, работая в издательстве «Комикс», убеждал начальство издать «Громовержцев» Эллиса, «Старика Логана» и «Новых Людей Икс» Моррисона. Это бравое и похвальное дело, и здорово, что этим занимаются профессионалы. Вот только лично я со своей точки зрения уже это перерос. Порой, интереса ради, переведу комикс-другой, но это является теперь совсем уж редким исключением. Потому что ощущение от адаптации работы другого и ощущение создания чего-то нового — это совсем разные вещи.

Так это всё о чём. Хочется рассказать вам о том, чем занимаемся мы в BUBBLE. Дело в том, что мы придумываем истории. Героев, злодеев, миры, костюмы, детали, оружие, сюжеты, приключения, взаимоотношения, экшен. Вот прям с нуля. А потом рисуем про это комиксы. Про самых разных персонажей и героев, про то, чем они занимаются, делаем фреймы, раскадровки, готовые страницы, цвет, вёрстку, баллоны и так далее. В общем, делаем ту сложную работу, которая и называется «комикс». И знаете — делать комикс с нуля совсем не просто. Тут огромное количество подводных камней и проблем. Сценарист должен придумать интересный сюжет с обязательным клиффхэнгером, персонажными сценами, экшеном, раскрытием линий и прочим. Художник должен все это отлично срежиссировать, раскадровать, сделать приятный лайн, узнаваемых героев — причём успеть сделать полноценную (и очень крутую) страницу комикса за один рабочий день. А потом колористу необходимо опять же за один-единственный день всё красиво покрасить. Затем в дело вступают редакторы, верстальщики и дизайнеры. Расставляют пузыри, делают леттеринг, дизайн страниц, вступления, кредитсы, вычитывают и редактируют номера. В общем и целом, команда тратит огромное количество времени, сил, творчества на выпуск каждого такого журнальчика. Журнала, который стоит в магазинах всего 60 рублей. «Ну, вы представляете, просто грабеж», — порой пишет среднестатистический пользователь. Но не будем даже о ценах, правда. Речь сейчас не о том, что самый трудоемкий (ни один перевод с этим не сравнится, поверьте) продукт на рынке еще и является самым доступным для всех, нет.

Речь о том, что создать комикс — очень тяжело. Огромное количество аналитиков и критиков так не считают, мол, что там картинка да текст. Нет. Это отнимает столько человеческих усилий, что вам даже не снилось. Те, кто называет криворукими художников и косноязычными сценаристов, увы, никогда не поймут, какой это тяжелый труд — создать, написать и нарисовать комикс. Артём Габрелянов, я и Евгений Еронин, то есть люди, которые непосредственно отвечают за сюжеты и направление комиксов BUBBLE, за свою жизнь прочитали огромное количество комиксов. Вот только читать, критиковать, как мы с Евгением делали на Медии, и пытаться создать сценарий, расписать его, предусмотрев всё, — вещи настолько разные, что это было реальным откровением. Так вот, это труд. Труд, который не каждый сможет сделать и вытянет. Возможно, в этом и кроется секрет отсутствия огромного количества российских издательств? Возможно, им это просто не по силам? Возможно им, но точно не нам.

 

За три долгих года мы ни разу не сорвали срока по выпуску наших серий. Каждый месяц читатели получали 4 серии, потом 6 серий, а сейчас уже 7 онгоингов + многочисленные сторонние проекты. Вам лично может это все не нравиться, но вы не можете не признать того титанического объема труда, который проделали мы в BUBBLE. На прошлом российском Комик Коне издательство выступало всего-навсего с первыми томами книжек первых серий, а сколько произошло после этого? Мы делаем настольные игры, по нашим героям выйдут фигурки, мы делаем игру для мобильных устройств, первый фильм по российским комиксам и еще массу всего другого. Мы съездили в Сан-Диего, где совершенно чужие люди воспринимали наше творчество на ура и покупали книжки и комиксы, мы добились того, о чем никто даже не думал несколько лет назад. Это успех, это признание, не правда ли?

Тем обиднее видеть практически полное игнорирование со стороны отечественной критики и прессы. Почему же в комментариях комиксных пабликов или на профильных сайтах, или вообще на сайтах не пишут том, что мы делаем, не кричат, не строчат статьи, не анализируют? Почему люди, которые до дыр засматривают каждый плохо нарисованный кадрик комикса про Дэдпула, игнорируют продукцию собственных талантливых авторов? Я безумно рад каждому нашему фанату (и они есть, и огромное им спасибо за это), но большая масса людей совершенно не видит нас или поставила воображаемый крест и старается не видеть? На их глазах творится история (да, теперь это можно смело заявить), на их глазах встаёт та самая индустрия. Если вы не согласны — оспорьте меня, поговорите со мной. Но не признать этого факта вы не можете.

И когда слышишь, как вроде бы умные люди говорят: «Да нет у нас индустрии комиксов, нет ничего своего», хочется каждому такому человеку просто тыкнуть пальцем на всё, что мы сделали за 3 года существования. Вы говорите, нет индустрии с профессионалами, с зарплатами, с уровнем работ? Да вот же. Как нет, разуй глаза, есть, вот она. Все как у взрослых, как у старших братьев, которые сами признали существование российского собрата на comixology, которые подходили в Сан-Диего и искренне восхищались. Почему западные люди могут с удовольствием читать наши комиксы и любить картинки, но не можете вы?

Вам не нравятся старые выпуски? Хорошо. Мне тоже не нравятся «Люди Икс» Стэна Ли, они там похотливые и тупоголовые подростки. Но отрицать, что наше издательство, как и в свое время издательство Marvel, сделало огромный шаг вперед за годы своего развития, вы не можете. Точнее, можете, но не хотите. А всё потому, что не читаете их и не пробуете читать, потому что западный Человек-Паук всегда круче в ваших глазах. У нас есть комиксы для всех, и наше качество выросло в сотни раз. Хотите мистический комикс — «Бесобой» даст множество очков вперёд новым запускам «Константина». Свой авторский мир — вот «Экслибриум», раз за разом удивляющий своими сюжетными поворотами. Фэнтези-концепции — «Инок». Классический разухабистый комикс 90-х вкупе с фантастикой — «Красная Фурия». Экшен-детектив с обилием харизматичных героев — «Майор Гром». Продуманная космическая концепция, разбавленная юмором, — «Метеора». Не верю, что есть люди, которые попробовали все это, и ничего им не понравилось. И в данном случае не будем говорить о качестве рисунка. И тут мы подходим к главной проблеме.

Предубеждение. Это то, с чем вы почему-то относитесь к продукции нашего издательства. И то, что мне порядком надоело. И то, что я, как главный редактор, очень хотел бы изменить. Потому что по большей части ваша позиция весьма необоснованна.

Я когда-то писал список самых частых фраз, которые применяют хейтеры по отношению к нам. Приведу тут:

№ 1 — Не читал, но наверняка говно.

№ 2 — Ничего своего придумать не могут, просто своровали все у Марвела с ДС.

№ 3 — Ну я, короче, читал первые пару выпусков, говно какое-то, наверняка и 3 года спустя говно.

№ 4 — Папка денег дал, армянская мафия вокруг.

№ 5 — Что хорошего в России могут придумать и издать вообще.

А теперь перечитайте эти претензии и скажите, серьезно? Вот это ваши аргументы? Да ладно? Мне кажется, что умным людям они покажутся, мягко говоря, неубедительными.

На самом деле не знаю, для чего я все это пишу и кого пытаюсь убедить. Не знаю. У нас есть поклонники, есть преданные, любимые читатели, которые любят нас, косплеят наших героев и радуют своим оптимизмом и заряжают классной энергией. И этим людям мы бесконечно благодарны. А убедить, наверное, хочется тех людей, которых обычно называют той самой аудиторией комиксов. Тех, из кого я сам пришел, тех, с кем днями напролет обсуждал комиксы, тех, кто почему-то никак не хочет признавать очевидный факт того, что в нашей стране уже есть невероятная платформа, на которой строится сооружение еще более грандиозное. Тех, кто часами готов строить теории о новом выпуске Хикмана, но почему-то игнорирует замысел своих соотечественников. Не могу сказать, что я когда-то был или буду невероятно преданным патриотом, но, черт возьми, Холмс, почему? Как? Неужели вы правда считаете, что много талантливых людей могут все одновременно делать продукт низкого качества и в разы хуже, чем делают люди на Западе? Я в это не верю и знаю, что это не так. Раз и навсегда, от лица нашего издательства я заявляю — BUBBLE сейчас делает хорошие комиксы. Самые лучшие комиксы в России. И докажите, что это не так.

Я всю свою жизнь читал комиксы и, несмотря на все трудности, примерно представляю, что и как в них должно происходить, чтобы комиксы нравились и затрагивали какие-то струнки в душе человека. И наше издательство будет упорно работать, пока мы не достучимся до каждого из вас. Прежде всего, потому, что BUBBLE издает комиксы не для себя, не для Артема Габрелянова и Романа Коткова, ни для кого-то еще, а для вас. Надеюсь, когда-нибудь люди это поймут и оценят уникальные вещи, которые творятся на их глазах.

Но в одном вы правы. Нужно больше разнообразия, больше российских комиксов. Больше хорошего, потому что есть множество талантливых людей, которые могут сделать и уже сделали свои истории. И русский Image, и русский DC и так далее. Именно поэтому от имени издательства BUBBLE вот здесь, в этой самой статье, я объявляю об открытии подразделения BUBBLE VISIONS. Мы хотим помогать авторам комиксов расти и развиваться, поэтому этот импринт будет издавать авторские комиксы. Несколько важных моментов, которые мы усвоили за годы работы — задумок у людей много, но все эти задумки обычно остаются на этапе задумки. Поэтому BUBBLE VISIONS будет помогать людям издавать уже готовые комиксы — написанные и нарисованные и присланные нам в редакцию. Более того, эти комиксы должны нам понравиться, что немаловажно. Сразу предупреждаем — наши художники не будут рисовать ваши истории, какими бы гениальными они ни были. У наших художников есть свои прекрасные серии, над которыми они трудятся и которые им нравятся. Наше дело — издание, редактура и прочее, остальное — ваше. Так что если у вас есть материал, художник, сценарист и куча идей — реализуйте их, а с тем, чтобы эти идеи стали книгой, — мы вам поможем. Первой ласточкой импринта станет новая книга потрясающих стрипов «Кошки-мышки» нашего постоянного автора Евгения Федотова. В дальнейшем же мы всё-таки надеемся издавать сольные проекты как своих авторов, так и новых людей. Поэтому ждем работ от вас.

Вот так мы выходим на новый уровень, друзья. Мы работаем и развиваемся для того, чтобы люди могли читать отечественные комиксы. Для того, чтобы росла и развивалась эта культура, для того, чтобы больше людей могли заинтересоваться этим видом искусства и его формами. Чтобы можно было сказать, что и у нас есть в стране индустрия комиксов. Такая индустрия есть, и имя ей — издательство BUBBLE. И вам нужно поскорее запрыгивать на борт нашего корабля.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35374 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34659 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28112 103