«Тайные Войны» — это комикс из восьми выпусков, выпущенный издательством Marvel Comics. Этот комикс не следует путать с оригинальными «Тайными Войнами» восьмидесятых годов, взорвавшими обычное представление читателей комиксов об эпическом противостоянии добра и зла. Над серией работают Джонатан Хикман и Эсад Рибич, уже успевшие отметиться на других высокопрофильных комиксах издательства Marvel Comics. Сюжетная линия «Тайных Войн» основана на совмещении различных полюбившихся фанатам комиксов Марвел вселенных в один Мир Войны. Мир Войны — это особенный концепт, придуманный великолепным фантастом Хикманом. Представьте себе Землю, населенную вашими самыми любыми персонажами, среди которых Вижн из нового кинофильма «Мстители 2: Эра Альтрона», Мандарин из кинофильма «Железный Человек 3» и даже Человек-Паук из кинофильмов «Человек-паук 3: Враг в отражении» и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение». Но и это еще не все! Дэйенерис Драконорождверь отворилась и в тускло освещенный кабинет, заваленный всевозможными бумажками и криво стоящим столом поверх которого висел плакат «ЖУРНАЛИСТАМ-ПЕРЕДОВИКАМ РЕШИТЕЛЬНОЕ НЕТ» вошел Алексей Андреевич Еронченко. В кабинете он был не один. Ефрона Гузеговича Евонюхина почти не было видно, потому что сидеть он любил так, чтобы любой посетитель, входя в его кабинет, не видел, чем же Ефрон Гузегович собственно там занимается. У Ефрона Гузеговича также была привычка, уходя с работы, не выключать свет, чтобы иной прохожий, смотря на одинокое горящее, окно с радостью думал, что вот есть еще люди изо всех сил поднимающие, так сказать, творческую целину. Ефрон Гузегович однако же жестко просчитался, потому что такая привычка была у всех его коллег, поэтому ночью здание сатирического журнала «Жнец и Дудец» горело как новогодняя елка.
— Эх, Гузегович, все сидишь, да сидишь. Вытуживаешь! — со вздохом произнес Еронченко.
— Подожди маленько... — неслышно проборматал Евонюхин.
— Думаешь, чего бы еще выкинуть, как бы тебе еще из рожна полезть, и в хомут втиснуться?
— Я тут, Алексей Андреевич, работаю над одной занятной штукой. — Евонюхин поднял с захламленного стола маленький журнальчик в мягкой обложке, на которой серебряно-красными буквами было старательно выведено ТАЙНЫЕ ВОЙНЫ. Повертев журнальчиком перед носом Еронченко, Евонюхин с шумом положил его на стол. Раздался неприятный, хлюпающий звук.
— Это что, про шпионов что ли? Смотри доиграешься, ох дои...
— Да ну ты что, конечно же нет. Это, как бы тебе объяснить, вот ты борщ любишь?
— Люблю.
— А вот если взять борщ и...
— Насрать в него?
— Что?
— Ну борщ, то есть, с говном получится. Вот встать так над кастрюлей, штаны спустить и...
— АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, ПРЕКРАТИТЕ. ЭТО ВОЗМУТИТЕЛЬНО, МЫ ЖЕ СМИ!
— Да хоть ссы, хоть сри.
— Так. Ладно. Вот берем мы борщ и смешиваем его...
— С говном.
— Андрей Алексеевич, вы, кажется, даете мне понять, что моя работа — говно.
— Да уж даже не даю, вон с него и каплет. Весь стол уже в нем.
— Что вы несете?
— Да вы присмотритесь, у вас и по руке уже потекло.
Ефрон Гузегович пристально посмотрел на журнальчик, как ни в чем не бывало лежащий на его пухлой ладони. С журнала капало. Бесконечно испорчены были чертежи Стоиковича, годы работы были безвозвратно утеряны навсегда. Евонюхин застыл в безумном ужасе и в его голове свербила лишь только одна мысль:
ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Делать надо события. На смеси английского с нижегородским это будет евент (ивент). Я очень люблю летние события. Это такой первичный подтип комикса, где уже ничего не будет так, как прежде, где ставки высоки и где «кто же умрет?». ДЖЕРИКО ИЛИ КИД ДЕВИЛ? ГОЛИАФ ИЛИ ТВОЙ ДЕД? Красочные фигурки дерутся с другими красочными фигурками, все взрывается, озаряется героическими монологами, закатами, рассветами, сиюминутным спасением и ГЕРОЙСТВОВАНИЕМ.
Однако уже довольно долгое время я не вижу собственно ивентов. Даже ИВЕНТОВ. Я вижу митинг рум, забитый усталыми людьми, записывающими в блокнот возможные романтические треугольники. Я вижу бойкого редактора, который с улыбкой звонит проклинающему его сценаристу и спрашивает
ЭЙ МЭТТ ДАВАЙ СДЕЛАЕМ ИЗ ТВОЕГО РАНА СОБЫТИЕ
МЫ МОЖЕМ ВЫПУСТИТЬ ПО НЕМУ ФИГУРКИ МЭТТ
МЭТТ
ФИГУРКИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ
НОВЕЛИЗАЦИЮ МЭТТ
ТО ЕСТЬ КНИЖКИ БЕЗ КАРТИНОК
С БУКВАМИ
АУДИО КНИГИ МЭТТ
АРТБУКИ МЭТТ
Я ЗНАЛ ЧТО ТЫ СОГЛАСИШЬСЯ МЭТТ
Давайте посмотрим на список недавних «ивентов» Марвел. Мы не будем брать в расчет комиксы DC, потому что, да че потому что, не хочу я в этот осиный улей суваться просто и все.
2010: Siege
2010: The Thanos Imperative
2011: Fear Itself
2012: Avengers vs. X-Men
2013: Age of Ultron
2013: Infinity
2013-14: Inhumanity
2014: Original Sin
2014: AXIS
2014-15: Spider-Verse (Spider-Man)
Как видите, все эти ивенты являются КУЛЬМИНАЦИЕЙ РАНОВ. Простите меня, конечно, я в жизни ни за что не поверю, что четыре года назад Хикман пришел к редакторам и сказал: «Я тут буду четыре года писать билдапы к евенту и закончу слэшфиком Игра Престолов x Вселенная Марвел Rated Teen».
Засунуть излюбленную гиковскую забаву «а что если» (а что если бы я не был таким чмом, а что если бы я дал отпор им вчера, а что если бы я познакомился с ней) в декорации другой излюбленной гиковской забавы «Игры Престолов» (я Санса XD) — это, конечно, RIGHT ON THE MONEY, но что насчет бессмертной души писателя? Я помню, как я удивлялся честным глазам Алонсо, когда читал интервью про Авенжерс версус Иксмен с Мэдисоном Джефризом, ВОТ ЖЕ ВРЕТ ВОТ ЖЕ ВРЕТ А, но я уж никак не ожидал, что можно опуститься вот до такой креативной лепки из пластилина в детском саду.
Первые «Секретные Войны» (Хикмановские, значит, проходят уже третьими) в этом смысле были гораздо честнее.
Первые «Секретные Войны» — это комикс, который был выпущен ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для того, чтобы подписать контракт с компанией Mattel, занимающейся выпуском конечно же игрушек, то есть простите action figures with 70 points of articulation. Вот что говорит Джим Шутер, тогдашний едитор-ин-чиф, который бился за не всякий там хай арт, а за прибыльность и узнаваемость:
Kenner had licensed the DC Heroes. Mattel had He-Man, but wanted to hedge in case superheroes became the next big fad. They were interested in Marvel’s characters, but only if we staged a publishing event that would get a lot of attention, and they could build a theme around. Fans, especially young fans often suggested to me „one big story with all the heroes and all the villains in it“, so I proposed that. It flew. Mattel thought that kids responded well to the word „secret“, so after a couple of working names bit the dust, we called the story „Marvel Super Heroes Secret Wars“.
Mattel had a number of other requirements. Doctor Doom, they said, looked too medieval. His armor would have to be made more high-tech. So would Iron Man’s, because their focus groups indicated that kids reacted positively...etc. Okay.
They also said there had to be new fortresses, vehicles and weapons because they wanted playsets, higher price point merchandise and additional play value. Okay.
When time came to actually do it, I realized that only I could write it.
У Джонатана Хикмана есть нехорошая привычка не «дожимать». Это такой «синдром коллекционера», когда ожидание что-то получить ценее чем собственно то, что ты затем получаешь. Так и читатель все время ждет Время Ч, все время думает, когда же на его голову свалится пресловутая Люстра, а она все не падает. А когда эта люстра падает, она оказывается торшером. И лампочка даже не разбивается. Так было с Fantastic Four и S.H.I.E.L.D., так сейчас с «Мстителями», так будет с «Востоком Запада». Но дело даже не в особенностях Хикмана как писателя. Дело в том, что такая ситуация происходит почти со всеми ивентами. Вернитесь еще раз на списочек недавних ивентов. Вот, скажем, AXIS это ведь никакой не ивент на самом деле. Это необязательно помпезное завершение рана Рика Ремендера на Uncanny Avengers. Или вот Age of Ultron — это отложенное на несколько лет завершение рана Бендиса на New Avengers из Heroic Age, который, как вы помните, начинался тем, что война Канга и Ультрона ломает время. А Fear Itself — это раздутое расширение рана Фрэкшна на «Торе».
Мне кажется, это неверная тенденция. Я понимаю, что на словах ситуация, когда комикс становится таким большим и важным и популярным и нужным для аудитории, что усидеть в своем собственном болоте он уже не может и ему нужен водоем побольше, звучит круто и классно, но на деле это не работает. Что нужно в первую очередь для ивента? Это вовсе не хороший писатель и хороший художник. Нужна четкая и понятная причина зачем этот ивент делать. Эта причина может быть любой — от желания компании заключить контракт на производство игрушек до желания компании показать ВОТ ТАКОЙ КУКИШ «Фоксу» с его правами на мутантов. Причина делать ивент в том, чтобы искусственно раздуть какой-то комикс до неприличных пропорций, сделать своего рода маркетинговую акцию для привлечения к нему внимания, людей и очень кратковременных продаж, мне кажется недостаточной для того чтобы делать ивент.
Так называемые билдапы для ивента они ведь просто губительны. Secret Wars Хикмана можно сравнить с несколькими другими ивентами с почти таким же премизом. Это House of M и дисишный Flashpoint, который мы опустим. Есть и другие ивенты, которые используют «а что было бы если» в качестве движущей сюжет завязки, но мы остановимся на House of M. Потому что это Secret Wars Хикмана done right.
Я не очень люблю евенты типа What If и Elseworld, потому что радости от того, что смотрите в этой вселенной Аквамен ПИРАТ ОГОГОГО БЛ* я не испытываю. Больше всего я люблю ивенты, где есть настолько НЕПОБОРИМАЯ УГРОЗА, что ради нее все герои собираются на Herogasm и улетают в космос бороть гнидогадоидов. И Secret Wars, и House of M — это симбиоз двух типов ивентов. Непреодолимая угроза в лице Скарлет Витч (тото бл**ь они начнут в кино скрести ложкой по дну) настолько непреодолима, что создает себе собственную вселенную, где она не хочет быть вольною царицей, а хочет быть владычицей морскою. Непреодолимая угроза в лице неких Бейондеров, решивших взорвать все земли в мультиверсе одновременно с помощью Молекул Менов, получила отпор в лице Доктора Дума, который стал этих Молекул Менов убивать, что побудило Бейндеров вручную сталкивать Земли, что побудило Доктора Стрейнджа... видите в чем проблема? В первом случае у нас есть четкие исходные данные «Ванда Максимофф сошла с ума, давайте ее зарежем» и последствия данного решения. Сикрет Ворс же начинается с «все **анулось». Почему **анулось? ДИ ЧИТАЙ 80 НОМЕРОВ СУКА НЕБЛАГОДАРНАЯ. Я не против в общем-то противостояния даже такого позорного «Игра Престолов» inspired карманного мира Дума и Бейондеров, которые конечно же этот мир найдут и будут его ворошить, это потенциально может быть интересно. Но без вот этих восемьдесят+ номеров я не знаю, почему Земли сталкиваются. Я не знаю, кто такие Бейондеры, я даже не знаю, откуда взялся Рид Ричардс с железным гондоном на голове, а это еще как минимум 20 номеров «Ультимативных Авенжеров» того же Хикмана.
В комиксах есть такое понятие как «декомпрессия». Это особый вид сторителлинга, когда происходящее на страницах растягивается для создания эмоционального эффекта. Ну это если намерения у писателя самые чистые, а так декомпрессию чаще всего используют для того, чтобы сократить работу для художника. Вот, например, как здесь:
Хикман это, кажется, первый автор, который придумал использовать декомпрессию не только для панелек, а для целых номеров. История, которая могла быть done in one искусственно растянута на минимум три номера. Отсюда и получается монстроузная сотня. Можно, конечно, тоже поспорить, что, не прочитав пятьсот номеров иксменов, я не пойму всей эпической грусти Ванды по ее детям, но вы че серьезно? В одном месте у нас есть четкая проблема, а в другом ее нет и ее надо искать в непонятном месте. Первый номер Secret Wars должен был сразу начинаться «Игрой Престолов» (а судя по интервью Хикмана, второй номер как раз и был написан самым первым), а вот эти все взрывы и Айрон Фист, спасающий детей, это все должно было быть посередке в каких-нибудь флешбеках страдающего Стрейнджа.
IT’S A GODDAMN MESS.
Евенты как правило читают гораздо больше народу, чем непосредственно серии, потому что они больше, они значат, там погибнет тетя Мэй, там рисует Эсад Рибич, а не Эмануэла Лупаччино. А ведь получается, что на руках Хикмана это уже целый второй евент, который тоже не евент вовсе, а очередной раздутый арк, потому на носу Стражи Галактики, Авенжеры там вот это все. Что-то я не припомню положительных впечатлений от «Инфинити». А вот Secret Wars уже ACCLAIMED SERIES. А ведь там тоже самое все. Билдеры/Бейондеры, Танос/Дум, только вот «Игры Престолов» нет.
Может все дело в ней, в «Игре Престолов»?
Нет.
Дело в том, что ты — инфантильное чмо, которому стоит начать читать #НАСТОЯЩИЕВЕНТЫ