RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Рагнарёк. Последний выживший бог»

01.12.2017, 15:02 — Александр Кириллов 1602 0

Сказать по правде, я бы прошёл мимо этого комикса, если бы не Рома (Котков), который посоветовал обратить на него внимание. Прошёл бы потому, что для меня, человека не знакомого ни с автором (хотя, как я узнал уже во время написания обзора, с творчеством Уолтера Симонсона, писавшего и рисовавшего одни из главных сюжетов за всю историю марвеловского Тора, я всё-таки был знаком, просто забыл об этом) ни с, собственно, самим комиксом, его выход выглядел как очередной маркетинговый ход издательства АСТ — аккурат под премьеру фильма «Тор. Рагнарёк» выкатить на прилавки комикс с созвучным названием. А как это обычно бывает, такие произведения, которые крупные издательства стараются усадить в хайп-трейн популярных франшиз для получения быстрой прибыли, особой культурной ценностью не отличаются. Но на каждое правило всегда найдётся исключение. В данном случае им стал комикс «Рагнарёк. Последний выживший бог».

Я сразу уточню, для тех, кто не заметил отсутствие значка Marvel на обложке, что «Рагнарёк» — это авторский комикс, абсолютно не связанный с супергеройской вселенной Marvel. Также, вопреки тому, что приходит в голову после прочтения названия, он не является графической адаптацией мифа о последней битве асгардских богов. Это оригинальная история, рассказывающая о том, как через много лет после Рагнарёка наёмная убийца из народа сумеречных эльфов получает от таинственного Хозяина Мертвецов задание, которое приводит её к богу, что спит мёртвым сном, скованный цепями в крепости на краю миров. Тёмная эльфийка и набранные ею для пушечного мяса головорезы пробуждают бога ото сна и погибают, не справившись с его мощью. Тор же (а это был именно он) узнаёт от асгардской белки Рататоска о том, что Асгард пал и все боги мертвы, и отправляется домой — увидеть собственными глазами, что от него осталось. В это же время муж погибшей эльфийки вместе с дочерью отправляется на поиски не вернувшейся жены.

Совсем недавно, в обзоре «Локи» я уже писал о том, как сильно люблю скандинавские мифы. Поэтому уж не обессудьте, но я предвзят (если честно, то этот комикс купил меня с потрохами первыми же страницами, цитирующими Старшую Эдду). Но «Рагнарёк» я бы стал хвалить даже не будучи фанатом скандинавской мифологии. Потому что есть за что. Прежде всего, за то, что Симонсон не придумывает свой мир, заставляя его работать по своим правилам — он берёт уже готовую мифологию, и рассказывает историю в рамках уже существующей вселенной. И делает это так органично, что ни на минуту не возникает сомнений в том, что всё это действительно могло быть сюжетом скандинавских саг. «Рагнарёк» — это концентрированный миф, мастерски высеченный карандашом и пером на бумаге, в виде комикса. В этом постапокалиптическом фэнтези нам представляет такого Тора, каким мы его ещё никогда не видели — не красавца-балагура, любителя хорошенько надавать кому-нибудь по морде, а потом хорошенько за это выпить, но иссохшегося полутрупа с отвалившейся нижней челюстью, чьё лицо внушало бы ужас всем вокруг в прежние времена — но после Рагнарёка он просто очередной ходячий труп среди многих. Но, несмотря на то, что он потерял свой облик, потерял дом и всех родных и друзей, Тор остаётся верен своему долгу — да, он скорбит, но не долго, понимая, что не все ещё дела сделаны, что надо вернуть долги тем, кто погубил Асгард, и защитить тех, кто ещё жив. Тор у Симонсона получился очень характерным, именно таким, каким и должен быть настоящий скандинавский бог. А история и её подача — очень живой и выразительной, не отпускающей до последней страницы.

Про рисунок я могу сказать только одно — он охуе восхитителен! Сочетание современного компьютерного цвета с классической графикой, изобилующей штрихами, идеально подходят этой истории, подчёркивая её брутальность.

Издание на русском, хоть и близко к отличному, но без ошибочек всё ж таки не обошлось. Есть одна ошибка в переводе, за которую у меня сразу же зацепился глаз при чтении (фото 1). При переводе было потеряно местоимение, а как следствие поплыл и весь смысл фразы, которая должна была быть переведена как «До того, как ты покинешь эти руины, Дрифа станет бессмертна». И ещё есть небольшой косяк в виде непонятно откуда взявшейся не на своём месте части рисунка (фото 2). Видимо, во время ретуширования недосмотрели.

Я бы хотел ещё порассуждать о том, правильно ли поступило АСТ, выбрав для издания во время проката третьей части «Тора» этот комикс, никак не относящийся ко вселенной Marvel, опираясь, судя по всему, исключительно на название (но если это было осознанное решение, и где-то в АСТ сидит хардкорный фанат олдскула, который неспроста выбрал именно этот комикс — то это очень круто, а я был не прав). С одной стороны — да, конечно правильно, ведь теперь на русском можно приобрести отличный комикс. С другой — а кто об этом узнает? Те, кто знают, кто такой Уолтер Симонсон? Вполне вероятно, что они и так уже прочитали его в оригинале. Те, кто прочитали мою статью? Хорошо, значит, я не зря потратил время. А те, кто, как и я, ничего про этот комикс не слышали? Скорее всего, потратят деньги на что-то более им знакомое, сочтя «Рагнарёк» всего лишь вторичным маркетинговым продуктом. И самое главное — что насчёт обычных людей, не фанатов комиксов, которые только-только вышли с сеанса и внезапно загорелись желанием «почитать чё-нибудь про Тора»? Я отчетливо могу представить себе эту картину — вот приходит такой человек в ближайший «Читай-город» (потому что он, естественно, не знает о существовании комикс-шопов), с трудом находит в детском отделе полочку с комиксами, отыскивает на ней вот эту книжку, на которой большими красными буквами написано «Рагнарёк». Открывает посмотреть... и нихрена не может понять, что это за синие эльфы, где Локи и почему у Тора вместо лица обтянутый кожей череп. А в обычном книжном объяснить разницу между этим авторским проектом и марвеловским Тором покупателю никто не сможет. Вот и получается, что и мимо массового потребителя этот комикс пролетает мимо, и комиксные фанаты могут просто-напросто пропустить его в череде более значимых новинок. А это печально, ведь «Рагнарёк», безусловно, заслуживает того, чтобы его прочитали.

Что же в сухом остатке? В сухом остатке у нас череполицый Тор, отличный комикс и непонятная маркетинговая программа. Надеюсь, что люди, прочитавшие мою статью и не знакомые с трудами Симонсона, доберутся до «Рагнарёка» и по достоинству оценят это произведение. А если вы хотели узнать, стоит ли читать этот комикс, для того, чтобы получить дополнительные впечатления после просмотра третьего «Тора», — вы получили ответ на свой вопрос.

Ещё много интересного
11.12.2017, 18:05 — Алексей Замский
Последний в своем роде РосКомНадзор!
738 6
07.12.2017, 12:00 — Евгений Еронин
Сегодня в «лучшей рубрике о комиксах» душевная самотерапия в форме взрослой сказки от португальского картуниста.
928 2
23.12.2016, 11:40 — Роман Котков
В честь юбилея «Спайдермедии» Роман Котков предаётся ностальгии и вспоминает, как работалось в предвестнике современного российского комикс-бума — легендарном ИДК.
4575 42