RSS
Рекомендуем

Вся правда о комиксах издательства «КомФедерация»

05.07.2017, 16:00 — Евгений Кольчугин 12095 1

В начале этого года «КомФедерация» совершенно внезапно ворвалась в тесный круг российских издателей, заявив о своих амбициях пятнадцатью яркими книгами в новом для рынка комиксов формате покетбуков и до ужаса обаятельным внешним видом всей своей команды. Настолько обаятельным, что мне неудобно за нижеследующий текст.


1. Пираты Летучего Голландца (Давид Б. по рассказу Пьера Марк-Орлана)

Страна создания комикса: Франция.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 46 страниц.

Оригинал Roi Rose: BD, издательство Gallimard, 2009, твёрдая обложка, 230×310 мм.

Ваншот (серия завершена).

Скажем спасибо издательству «Бумкнига», которое много лет приучало нас к французу Давиду Б. Теперь же, когда глядишь на обложку этой малюсенькой книги, его рисунок сразу вызывает приятное чувство узнавания. Внутри нас ждет bittersweet-притча про грехи наши, в красивой развлекательной оболочке. Именно такой, чтобы современный выкормыш медиа-индустрии не успел заскучать даже на короткой дистанции.

Теперь об издании. Из хорошего — живой перевод и приятная вёрстка. Всё остальное как минимум вызывает вопросы, а именно:

— Учитывая, что оригинал — большое BD, то при уменьшении рисунок должен приобретать особую графическую изящность, ибо контуры утоньшаются. В русском издании то ли макет подан на печать в совсем уж низком разрешении, то ли это цифровая (?) печать так поиздевалась. Возможно, в штате просто нет технического редактора (в выходных данных оный, кстати, и не значится). В итоге имеем заметно размытый растром контур рисунка, что весьма огорчительно: всё же Давид Б. не зря ест свой хлеб, и посмотреть тут было бы на что.

— Спорна сама идея делать из BD крохотулечку. С одной стороны — это сильно нивелирует заслуги самой работы. Трудно испытывать пиетет к карманной брошюре, а вот словить волну уважухи к BD-хардкаверу довольно легко. Видимо, надо быть воистину вольным пиратом в составе «КомФедерации», чтобы быть свободным от формата и бумаги. С другой стороны, если вольному воля, то что же тогда не сделать релиз сразу в цифре и бесплатно? При этом всё же надо отметить, что BD-формат — это 500+ рублёв в рознице и совершенно другие затраты на печать, чем сейчас. А значит, шансы увидеть оную книгу на русском были бы равны нулю.

И если выбирать между «прочитать хотя бы в таком формате» и «не прочитать вовсе», логично, что первое побеждает. Так что, «КомФедерация», спасибо, что живой, но лучше бы отдали книгу на попечение «Бумкниге». В конце концов, Давид Б. их автор. Давайте не оттаптывать друг другу пятки на нашем тесном рынке.

— Экономия на всём, что можно, сыграла злую шутку. На обложке нет ламинации, а значит, очень скоро она будет выглядеть довольно потрёпанной, даже если вы перед чтением протирали пальцы спиртом. Как итог: книга за 200 рублей внезапно превращается в чтение на один-два раза, после чего окончательно теряет свой достойный вид (если можно назвать достойной книжку такого скромного вида). Но где наша не пропадала! Предупреждён — значит вооружён. Следующие книги «КомФедерации» будем читать в медицинских резиновых перчатках (нет). Данный недуг, кстати, почти у всех книг «КомФедерации».

Итог: хорошая книга, которой не хватило немного издательской любви. (У бедняжки нет корешка, а даже котам известно, что корешок — это душа книги). Зато — за свои страдания сразу в книжный рай метафизически и в мусорку физически (тоже нет).


2. Круты пацан (Женя К. и Миша Самусенко)

Страна создания комикса: Беларусь.

Русское издание 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 32 страницы.


Первая история — стёб над комиксами, которые мы все (ну или почти все) рисовали на скучных уроках биологии (физики, химии, географии etc.) в школьных тетрадках для своего единственного, но очень близкого и дорогого читателя — соседа по парте. Как к стёбу. претензий нет, хотя бородатые шутки про шавуху и прививки — как-то не очень для авангарда (или андеграунда, смотря где своё творение видят авторы).

Вопросов к авторам несколько: леттеринг можно было сделать и вручную (authentic up); переносов можно было избежать, у вас оригинальный контент, ребята. Посмотрите на Bubble, у них на несколько тысяч страниц ни одного переноса в облачках, потому что прежде чем делать страницу они её продумывают. И да, в стёбе продумывать заранее тоже было бы неплохо. Понимаю, когда есть манга, где облачка вертикальны в силу японской иероглифичности письма, и переносов не избежать вообще, понимаю, когда «Комильфо» надо выпустить срочно свою сто семьдесят пятую книгу про Деда Пуло, чтобы обогнать всех на этом белом свете, а увеличивать баллоны — это для плебса; понимаю, когда создатели комиксов нубы, неспособные в теорию, но вы то, вы то, мои дорогие Женя К. и Миша Самусенко, вступили на путь авангарда!

Советский (а позже российский) авангард появился тогда, когда художникам и другим деятелям искусства было тесновато выражать своё видение через классические формы. Т.е. они могли нарисовать Мадонну, не подглядывая в Википедию, расписать храм правильными иконами, нарисовать шторм в стиле Айвазовского, но хотели чего-то иного. Чего-то большего.

Смею только надеяться, что за вашими плечами опыт и мастерство академического рисунка, поэтому вам стало скучно, и вы пошли в столь трудное и требовательное направление авангарда, которое само по себе является острием искусства.

Вторая история прямо показывает, насколько художник беспомощен в графическом выражении своих мыслей. Видно, что его просто распирает изнутри и, не зная куда всё это деть, он буквально вываливает на читателя свалку бесполезных фреймов. Женя К., всех благ вам и процветания, но у вас даже коллега рядом под боком — Евгений Яковлев. Посмотрите насколько в совершенстве он освоил сиквенс арт! Его комиксы запоем читают и понимают даже малыши-трёхлетки (я проверял), а это высочайшая награда и признание мастерства для любого комиксиста.

И повторюсь, это действительно смешно, когда Bubble, имея за плечами продукты, которые легко стреляют выше среднего международного уровня, выпускают стёбные вещи в стиле «Игорь Угорь» и «Инок. Король вечеринок», и грустно, когда авторы претендуют на авангард и при этом не способны хотя бы в мейнстрим. И об этом им должен был рассказать издатель или учитель в школе, а не я.

Издателю можно же было и поднапрячься, чтобы форма соответствовала содержанию. Возможно, стоило напечатать книгу в виде школьной тетрадки в линейку. Это хоть как-то оправдывало бы цену издания. В общем, для коммерческой книги — ужасно. Бесплатно раздавать на фестах — нормально. Художника и сценариста — отправить учиться (ну или хотя бы купить им книги по искусству, если планируется и дальше делать с ними коммерческие проекты).


3. Приключения Лироя и Попо (Льюис Роскош)

Страна создания комикса: Великобритания.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 52 страницы.

Оригинал Leeroy and Popo: комикс, издательство Nobrow Press, 2012, мягкая обложка, 165×226 мм.

Ваншот в рамках серии Nobrow Serial Box.

Ленину и его команде мы обязаны не только тёплым домом, дешёвой круглогодичной горячей водой, дешёвой электроэнергией, бесплатной медициной и образованием, но и своим фундаментальным богатырским здоровьем, которое есть почти у каждого из нас, если его радостно не просрать в пубертатный период в обмен на алкоголь, наркотики или прочий клей.

Кушать кашу по утрам, в обед суп с мясом, обязательные фрукты в рационе, стакан кефира на ночь и зарядка по утрам: все эти правила разработаны в юной Советской России советскими врачами, чтобы снизить процент смертности детей и укрепить здоровье народа. Буквально. В царской России (по хрусту французской булки которой так тоскуют некоторые из нас) никто не следовал этим предписаниям, которые сейчас усвоены уже почти на генетическом уровне. Вы будете удивлены, но ни в просвещённой Европе, ни в других частях света нет такого здорового подхода к питанию растущего организма. Многочисленные кранчи, сладкие кукурузные хлопья, чипсы, до усрачки сладкая/жирная пища, отсутствие супов в рационе — вот быт западного человека. К чему я это всё веду? Наберитесь терпения.

Высокое экономическое состояние западных стран (не нужно напрягаться, чтобы иметь кусок хлеба на обед) вкупе с плохим детским рационом (см. выше) дало удивительный эффект: ожирение, олигофрения, дегеративность, низкая маскулинность, апатичность — всё это черты современного западного подростка. Медиа-культура пытается это красиво упаковать и подать под видом гикерства, но мы-то знаем, что к чему.

Приключения Лироя и Попо — как раз история про двух таких западных олигофренов, успешно маскирующихся под гиков. Следя за их грустными бесхитростными телодвижениями на чрезвычайно узком пространстве бытия проникаешься сочувствием к убогим. Если позволите, история Лироя и Попо — это некая light-версия «Призрачного мира» Дэниела Клоуза.

В конце автор даёт подсказку, что надо делать, чтобы не быть героем истории, да и Пашка Корчагин подмигивает вам из могилы. В общем, будьте как советский подросток, но оставьте место в сердце для сочувствия угнетённым отсутствием правильного воспитания детям из стран изнеженного капитализма. Рисунок вкрадчив, режиссура фреймов отменная, удовольствие от чтения высокое. Очень хорошо.

P.S. У этой книги даже корешок есть! 52 страницы забарывают 44. Учись, Давид Б., и рисуй больше!


4. Джефф ищет джунгли (Джек Тигл)

Страна создания комикса: Великобритания.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 48 страниц.

Оригинал Jeff Job Hunter: комикс, издательство Nobrow Press, 2010, твёрдая обложка, 165×226 мм, 24 страницы + веб-комикс The Jungle для издательства McSweeney, 16 страниц.

Ваншот в рамках серии Nobrow 17×23 series.

В нищие девяностые, чтобы хорошенько трипануть, дети использовали пакет и клей «Момент». Из телевизора вылезали люди, по полу ходили необычные существа, стены хрущёвки раздвигались, открывая необычайные миры: умирающие от клея клетки мозга предоставляли разнообразный спектр сюжетных впечатлений. Сейчас на дворе всё-таки двадцать первый век и люди для трипов придумали VR-технологию, да и денег на неё наскрести может любой работающий человек (а в России, как известно, нет безработицы). Ну а те, кому страшно надевать на себя виртуальный шлем или пробовать вредные психотропы, но очень хочется галлюцинировать, есть комиксы Джека Тигла. Вэлком. Всего 200 рублей за книжку и, voila, вы в фантасмагорическом полёте of unconsciousness.

Кстати, не подумайте, что я зря наехал на «Круты Пацан» (мне до сих пор неудобно за это). При кажущемся примитивизме рисунка Тигла, он как раз не поленился закончить университет искусств в Плимуте и знает, где у кобылы хвост и как его рисовать. В общем, всё очень хорошо и с нетерпением ждём Тигловскую «Драку-2» от «КомФедерации», которая выходила в Nobrow Serial Box, раз уж бОльшую часть этой подсерии они издали.


5. Девочка и камень (Евгений Яковлев)

Страна создания комикса: Россия/Казахстан.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 60 страниц.

Я фанат Евгения Яковлева. Вместе с детьми зачитаны до дыр и «Зигги», и «Bansi». Это великий мастер. Яростно теребонькаю на то, что Евгений Яковлев очень молод, а, следовательно, его мастерство будет расти и в итоге пронзит стратосферу мировой комикс-индустрии.

Вот без шуток. Евгений Яковлев — художник мирового класса. Читая его комиксы, забываешь, что читаешь комиксы, тебя просто под белы рученьки подхватывает история, и ты качаешься на волнах из чудесного коктейля юмора, остроумия, тяжёлой (не твоей) работы и таланта.

Должен констатировать, что в истории «Девочка и камень» просто не за что зацепиться. Сделано всё безупречно, но её мало. Очень мало. Где добавка?


6. Ч.У.Ж.О.О.И (Луис Трондем)

Страна создания комикса: Франция.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 88 страниц.

Оригинал A.L.I.E.E.N.: BD, издательство Gallimard, 2005, твёрдая обложка, 170×226 мм, 96 страниц (куда русский издатель дел 8 страниц?).

Ваншот (серия завершена).

Луис Трондем довольно плодовитый автор. Из под его кисти на родине вышло за сотню альбомов BD, включая длинные серии на 10+ томов. Я благодарен «КомФедерации» за то, что она познакомила меня с этим чудиковатым автором. Как сетовал выше, идея запихивать BD в малюсенькие покетбуки странноватая, но если это единственная возможность познакомиться с творчеством европейских художников такого уровня, как Трондем, то я согласен. Спасибо.


7. Банда (Джен Ли)

Страна создания комикса: США.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 28 страниц.

Оригинал Vacancy: комикс, издательство Nobrow Press, 2015, мягкая обложка, 165×226 мм, 24 страницы.

Ваншот в рамках серии Nobrow 17×23 series.

Издательство Nobrow позиционирует Джен Ли как восходящую звезду, но на самом деле это обычная безработная родом из Айдахо, которая перечитала «Sweeth Tooth» Лемира.

Издателям: зачем вы запихнули в книгу рекламу какого-то тщедушного кона? Фестиваль прошёл в мае. Книгу я купил в июне. Зачем мне эта абсолютно бесполезная информация, причем на всё оставшееся время, пока книга будет в моей библиотеке? Спасибо, но больше так не делайте. Реклама, а уж тем более скоропортящаяся реклама — дурной тон в издательском мире.


8. Винни Бартон (А. Гончаров)

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 90 страниц.

Всё, что вам нужно знать об издании, это вот:

В остальном это просто плохой комикс, который зачем-то довольно изнурительно тратит 15-20 минут вашей жизни. Автор косит под мангу + Скотта Пилигрима, но ему банально не хватает опыта и желания понять принципы хорошей режиссуры в комиксах. Уверен, что через несколько лет активной практики А. Гончаров даст жару, а пока сидим, ждём цветения.


9. Герои у психолога (Вандрий и ко)

Страна создания комикса: Франция.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 80 страниц.

Оригинал Héros sur canapé: BD, издательство Vraoum Editions, 2014, твёрдая обложка, 160×220 мм, 100 страниц.

Есть второй том, а за ним целая серия книг на тему «Психолог и...». Последняя работа вышла совсем недавно, в апреле 2017: Psychanalyse du bad guy («Злодеи у психолога»).

На каждой странице короткая зарисовка признаний известного медийного героя: Марио, Чужой, Волан-де-Морт, Флэш и т.п. Всё это нарисовали друзяки или знакомые художники Вандрия. (Имел бы я столько друзей-художников, я бы такого наворотил!) Юмор тупой. Не смешно. Возможно, я просто стал старым. Возможно, просто не смешно.

С другой стороны, можете использовать книжку, как личный тест знания медиа-культуры и известных произведений. Каждая короткая зарисовка перекликается с сюжетом произведения и, возможно, вам будет интересно понять, весь ли контекст вы улавливаете.


10. Бэтумен (Мари Ахокойву)

Страна создания комикса: Финляндия.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 48 страниц.

Второе русское издание: 2017, мягкая обложка, формат американского сингла, 48 страниц.

Оригинал Batuman: комикс, издательство Daada, 2016, мягкая обложка, 210×148 мм (выходило тремя синглами).

Самый лёгкий и удачный комикс издательства, хоть и неистово паразитирующий на лоре Бэтменвёрса. С другой стороны, паразитировать тоже надо уметь, и вот Мари умеет! Очень приятное послевкусие от комикса, словно после тыквенного латте. Magnifico.


11. Тихие подставы (Кари Сихвонен)

Страна создания комикса: Финляндия.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 64 страницы.

Оригинал Silent badness: комикс, издательство Like Kustannus, 2010, мягкая обложка, 56 страниц.

Когда я прочитал эту книжку, я подумал, что художник — женщина. Погуглив обнаружил, что мужчина. Что бы на это сказал Фрейд? Вообще рисует он отменно. Очень похоже на Дэниела Клоуза, а это высшее визуальное эпикурейство. Я бы с удовольствием купил увесистый хард какого-нибудь стандартного мейнстримного проекта Синхвонена (он бы украсил любой сценарий). По комиксу сказать нечего — это просто набор странных шуток.

Сама книга почему-то жутчайше воняет. Видимо, просто химическая реакция очень дешёвой бумаги и очень дешёвой краски. Я положил её выветриваться на балкон на неделю, но и это не спасло. Может, она вообще радиоактивная?


12. Мишка алкоголик (Маша Богатова)

Страна создания комикса: Россия.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 28 страниц.

Каждый долбанный раз, когда надо честно написать про русский комикс, ощущение такое, словно надо наступить грязным кирзовым сапогом на кавайного пушистого белого котёнка. Ну серьезно. Маша Богатова выглядит like милейшая девушка. I... must... resist...

Что хотел сказать про комикс... Маша, должен вам сказать, как человек, который имеет диплом сомелье (как бы гнусно это ни звучало) и который отработал с вином пять лет ежедневных приёмов внутрь: От вина ТАК НЕ ПРЁТ. Вы лукавите. В бутылке у Мишки какой-то другой напиток! Сознайтесь, выговоритесь, вам станет легче.

Немножко включу профессора, раз уж повезло с темой. При большом количестве употребляемого вина скорее наступит рвота, чем приятные приходы, потому что в желудок много вина тупо не влезет, а этанола в вине недостаточно, чтобы вы приехали. При злоупотреблении этого напитка скорее происходит банальное пищевое (переброженный виноград при передозировке довольно тяжёлая штука для желудка) и этаноловое отравление (у кого слабая сопротивляемость). Это первое.

Вообще, при правильном употреблении вина, когда вы пытаетесь разложить аромат/букет/вкус вина на составные части (вкусы трав, фруктов, других органических элементов) мозг довольно знатно раскочегаривается. Ученые доказали, что при органолептике мозг начинает работать с бешеной скоростью, потому что он сканирует вашу память на поиск нужных элементов, чтобы сопоставить их со вкусом/ароматом, которые вы ощущаете. В этом плане вино скорее повышает интеллект, чем наоборот. При повышенном ителлекте смотреть по телеку кинчик не очень удобно. Это второе.

Алкоголики довольно противны и неприятны. Мне довелось жить с несколькими из них. Запои, белая горячка, чрезмерная вонючесть — всё это довольно грустно и некрасиво. Зачем делать из этого комикс, мне трудно понять. Возможно, это был какой-то мем? Это третье.

Ну, вроде всё, Маша. Извините, если что не так. Жду ваших следующих работ.


13. Фанте Буковски (Ной Ван Скивер)

Страна создания комикса: США.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 80 страниц.

Оригинал Fante Bukowski: комикс, издательство Fantagraphics, 2015, твердая обложка, 108×172 мм, 80 страниц.

Ной Ван Скивер — это художник-комиксист, который создал себя сам. Он с завидным упорством шесть лет публиковал сам себя, прежде чем его заметил Fantagraphics. Это хороший пример и хороший вектор всем начинающим или продолжающим русским комиксистам. 29 июня, буквально несколькой дней назад, у Ван Скивера вышел Fante Bukowski Two. Хочется надеяться и на русское издание.

«Фанте Буковски» на данный момент лучшая книга «КомФедерации» и стоит своих денег до последнего пенни. Вообще, комикс безумно грустный. Закрываешь последнюю страницу, и призраки Пиросмани, Ван Гога, Гогена, Модильяни смотрят на тебя грустными глазами. У Винсента был Тео. О-о-о-о, я хотел бы жить в мире, в котором у каждого настоящего художника был свой Тео! С другой стороны, величие настоящего искусства и проявляется, когда создатель выходит за рамки мещанского бытия.


14. Клуб дрянных девчонок (Райан Хешка)

Страна создания комикса: Канада.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 28 страниц.

Оригинал Mean Girls Club: комикс, издательство Nobrow Press, 2015, мягкая обложка, 165×225 мм, 10 (?) страниц.

Ваншот в рамках серии Nobrow 17×23 series.

Райан Хешка — искрящий иллюстратор и (возможно?) плохой комиксист. Ещё одна acid trip история, на этот раз с отсылками к Golden Age американской комикс-героике. Попробуйте найти их. Ах да, мы же не имели возможность читать Golden Age, поэтому и отсылки непонятны. Ха-ха.

Burn the paper!


15. Мегачереп (Кайл Платтс)

Страна создания комикса: Великобритания.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 52 страницы.

Оригинал Megaskull: комикс, издательство Nobrow Press, 2012, твёрдая обложка, 160×220 мм, 50 страниц.

Ваншот в рамках серии Nobrow Serial Box.

HOROSHO.


16. Серый и кот (Олег Тищенков)

Страна создания комикса: Россия.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, покетбук, 115×165 мм, 32 страницы.

Первая полноформатная работа Олега Тищенкова! Поправьте, если я ошибаюсь. Я яростно отметаю мысль, что первая длинная сюжетная работа Олега является злой политической сатирой на текущую власть (сама мысль, что художник способен тратить свой талант на столь мелочные вещи, мне уже делает неуютно). С рисунком всё потрясно. Он так вырос над собой, что это даже делает честь Space Dumplings Томпсона. К сожалению, книга тоже ОЧЕНЬ плохо и ядовито пахнет, поэтому живёт на балконе, увы.


17. Кибермир (Рэн МакДональд)

Страна создания комикса: США.

Русское издание: 2017, мягкая обложка, формат американского сингла, 28 страниц.

Оригинал Cyber Realm: комикс, издательство Nobrow Press, 2015, твёрдая обложка, 130×190 мм, 24 страницы.

Ваншот в рамках серии Nobrow 17×23 series.

«КомФедерация» перешла на формат синглов! Ура! И бумага как будто бы лучше. Почему именно с такого неудачного комикса, как «Кибермир», — вопрос издателю, но я всё равно буду рад, если традиция сохранится, а у ребят будут находиться деньги на такие излишества. Второе издание «Бэтумена» исполнено, кстати, в аналогичном формате, что тоже здорово.

Итак, «Кибермир». Дебют Рэна МакДональда в формате полноформатной истории. К сожалению, это просто плохая копия Prison Pit. Кстати, «КомФедерация» уже спалилась в Твиттере, что будет издавать Prison Pit, и знаете, что? Купите плохой «Кибермир», чтобы у хороших ребят появилась возможность издать Prison Pit быстрее. С вас не убудет, зато на полке у многих появится одно из лучших произведений своего жанра.


Выводы по первому полугодию работы издательства «КомФедерация» в субъективном и зашоренном разрезе Женька, фаната и коллекционера комиксов:

Pro:

— Комиксы со всего мира. Необычайные комиксы со всего мира. Никому не известные комиксы со всего мира. Разнообразные комиксы со всего мира. Истинная палитра хаотической жизни этого искусства.

— Доступность. 150-200 рублей, и вот вы уже потрогали сердце финнского комикс-авангарда. Разве это не прекрасно?

— За всем этим хаосом всё же прослеживается некая логика, некое осмысленное движение издательства, начиная от единого формата и заканчивая общим приятным флёром пёстрого приключения после прочитанных 16-ти книг. Это безусловно вызывает уважение. Очень хочется верить, что это только начало, и в будущем «КомФедерация» прочно будет восприниматься как лидер по изданию в России немейнстримных ярких и замечательных комиксов.

— Издательство очень быстро растёт. Контракт с Fantagraphics, издание Prison Pit — всё идёт к тому, что нас будут знакомить с настоящими шедеврами самых разных направлений в искусстве комикса.

Contra:

— Небрежное отношение к изданиям. Опечатки есть у всех издательств: у кого-то больше, у кого-то меньше. Shit, как говорится, happens. Но нарастить штат хорошим корректором, редактором, верстальщиком и техническим директором не помешало бы. Всё-таки эти профессии — фундамент любого издательства.

Мой учитель по дирижированию говорил мне, что лёгкость игры музыкантов достигается изнурительными репетициями и сотнями часов кропотливого труда. И эта лёгкость — для зрителя. Все пришли слушать музыку, а не смотреть на спотыкающегося в нотах исполнителя. В книгах, по идее, должно быть так же. В хорошей книге читатель не должен видеть труд издателя. Он должен просто парить в потоках сюжета и наслаждаться. Не всегда получается этого достичь, ребята, но стараться нужно. Ну и совсем немножечко любви к книгам, как к материальным объектам. Где-то ламинацию положить, где-то корешок нарисовать, где-то не побояться отправить русского художника переделывать комикс.

P.S. Желаю «КомФедерации» всех благ. Извините за резкость в ряде мест, не сочтите это за пляску на ваших натруженных мозолях. Всё абсолютно от самого сердца и с самыми добрыми намерениями.

Ваш поклонник и читатель, Женёк, фанат комиксов.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34545 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33489 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26812 103