Несмотря на то, что уже январь подходит к концу, я продолжаю закрывать «хвосты», которые тянутся ещё с 2017 года. Сегодня я наконец покончу с гештальтом по скандинавским мифам, а заодно расскажу вам про комикс «Тор и Локи. Заклятые братья» — что это за сборник такой, и как издательство Parallel Comics подошло к его изданию (спойлер: спустя рукава).
За прошедший год я уже, как мне кажется, достаточно писал про скандинавскую мифологию в комиксах и, наверное, успел вас ею утомить. Был у меня обзор и на свежую молодёжную серию «Локи. Агент Асгарда», в которой сильно омолодившийся Локи превратился из просто шаблонного злодея в трикстера-героя. Был и обзор на комикс «Рагнарёк», который представляет собой авторский взгляд Уолтера Симонсона на миф о Рагнарёке — конце света. Но это были не единственные комиксы про Тора и его сводного брата, которые вышли в прошлом году. Был среди них и сборник «Заклятые братья», выпущенный под выход фильма. И я думаю, что обзором на этот комикс поставлю финальную точку, после которой вряд ли ещё когда-нибудь вернусь к этой теме. Ну, разве что только выпустят что-то сверхнеобычное.
Сборник «Заклятые братья» состоит из трёх частей. Первая и самая объёмная — это четыре номера лимитки «Локи» — сюжет о том, как Бог Зла смог захватить Асгард. Как он пленил Одина, Тора, Бальдура, Сиф. И как он столкнулся с последствиями своего успеха — с бременем правления, с необходимостью раздать долги союзникам, которые помогли ему получить трон, и с необходимостью сделать то, чего все от него ожидают — казнить своего брата Тора. Вторая часть — это выпуски 85 и 112 Journey Into Mystery от Стэна Ли и Джека Кирби. В 85 номере Локи дебютировал в комиксах издательства Marvel и впервые столкнулся с Тором. Во 112-м читателям впервые рассказали историю усыновления Локи. Эта могучая классика, как я понимаю, добавлена в сборник для этакой ретроспективы, мол, вот, смотрите — первое появление Локи, тот самый момент, с которого всё и началось. Третья история — это 12 номер из рана Стражински на «Торе», того самого рана, с которого я когда-то начал своё знакомство с Богом Грома. Это история о том, как Локи путешествует в прошлое и подстраивает своё усыновление Одином. Другой взгляд на те же события, которые впервые были показаны лет 60 назад, в этот раз уже с большими подробностями.
Впечатления у меня от трёх частей сборника были разные. Например, старые номера 60-х, на мой взгляд, представляют исключительно ностальгическую ценность — вспомнить, какие безумные комиксы были раньше и порадоваться, что они такими остались в тех годах. Использовать антиматерию, вырабатываемую Мьёльниром при вращении, для того, чтобы «расколдовать» людей, которых Локи превратил в негативы, — такое могли придумать только в Серебряном веке! В те времена это было забавно, сейчас это кажется слишком наивным, но эта черта, присущая всем комиксам тех лет, и сделала этот жанр популярным. Основная история, про Локи, захватившего Асгард, мне понравилась гораздо больше, и прежде всего рисунком Эсада Рибича. Он безумно красивый, и сравнение с Алексом Россом, приведённое на клапане суперобложки, было абсолютно справедливым. Сама история, написанная Робертом Роди, тоже пришлась мне по вкусу: было интересно наблюдать за душевными терзаниями Локи, за тем, как он постепенно осознавал, что без Тора он теряет смысл своего существования, и как он постепенно от ненависти пришёл к прощению. Третья история... Ну, это же Стражински! Это же Куапель! Что тут можно добавить, я даже не знаю. Для меня этот ран — один из любимейших про Тора, и я с удовольствием перечитал этот небольшой отрывок из него.
Ладно, не хочу больше тянуть — перейду к разбору издания. Начать можно прямо с названия — не знаю, в какой вселенной и по каким учебникам учился переводчик, но в нашей вселенной, в которой Iron Maiden записали песню Blood Brothers, это устоявшееся выражение точно не переводится как «заклятые братья». Кровные — да, но не заклятые. Я не знаю, зачем переводчик решил поиграть со смыслом названия и исказить оригинал. Это было совершенно не к месту.
С названием разобрались, а что там по вёрстке? Тут у нас есть почти полный набор «мелких» косяков: пропущенные пробелы и кавычки, повторяющийся текст. Поехавшие баллоны или их элементы, кривая центровка текста (да, я понимаю, что со старыми баллонами работать сложно, но кое-где красиво вверстать текст не представляет совершенно никаких проблем, однако это не было сделано). Оформление звуков тоже оставляет желать лучшего. Всё, что я перечислил, вы можете увидеть на фотографиях ниже.
Но всё это фигня по сравнению с тем, что ждало меня в истории про Локи. В той истории, нарисованной живописнейшим рисунком, целых 4 (четыре!!!) страницы зашакалены в пиксели. Я сфоткал часть одной из таких страниц для того, чтобы объяснить вам, о чём я говорю. Это уже не просто косяк, это КОСЯЧИЩЕ. По сравнению с этим как-то отходят на второй план все те мелочи, про которые я писал выше. И, к сожалению, это неприятное впечатление возникает в самом начале прочтения книги, и его не может сгладить ни красивый двусторонний плакат, вложенный в книгу, ни её увеличенный размер и «пацанский» твёрдый переплёт.
Теперь можно и итог подвести. Этот сборник получился очень неплохим по содержанию, и Parallel Comics не прогадали, выпустив его к фильму «Тор. Рагнарёк», о чём нескромно так намекает обечайка с рекламой фильма. Но, к сожалению, издательство очень сильно подкачало с технической стороны. Можно понять и простить мелкие косяки (на самом деле нет), но провафлить в макете четыре страницы с низким качеством картинки... Ну, это, мягко скажем, непрофессионально. И очень обидно за саму книгу.