RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Имущество»

12.08.2021, 12:00 — Станислав Распеченко 18267 0

Завершаем нашу трилогию рецензий на изданные «Бумкнигой» хорошие несупергеройские комиксы историей под названием «Имущество» — шестой по счету работой именитой израильской художницы Руту Модан.

У престарелой Регины Сегал умирает сын, и в попытке смириться с этой тяжелейшей утратой она отправляется из Тель-Авива к себе на родину, в Варшаву. Дабы поддержать и помочь своей бабушке в это нелегкое время с ней едет ее внучка Мика. Но это отнюдь не только путешествие по закоулкам памяти. Перед двумя героинями также стоит и практическая задача: Регина узнала о существовании некоего документа, который может помочь ей вернуть дом, до войны принадлежавший ее родителям. (Небольшая историческая справка: в 1940 году оккупировавшие Польшу нацисты постановили, что все евреи должны быть переселены в гетто, а принадлежащее им имущество — передано государству.)

Тематически все это звучит максимально серьезно. Так оно и есть. Тем любопытнее, что произведение Модан является редким случаем, когда автору удается говорить на очень тяжелые темы не то, чтобы легким, но, я бы сказал, необременительным языком. Комикс по атмосфере больше всего походит на кино Вуди Аллена. За семь дней, которые охватывает действие комикса, помимо поисков того самого дома, мы увидим отложенное на много лет завершение одной романтической линии и зарождение другой, флэшбэки времен Второй мировой войны и современную инсценировку оккупации; будет даже, в некотором смысле, комикс в комиксе...

Среди множества колоритных персонажей, отвечающих за «легкость внутри серьезности», одним из ключевых является Аврам Ягодник. Он тоже прибывает в Варшаву и оказывается подослан дочерью Регины (и, соответственно, матерью Мики), которая боится, что ее попытаются исключить из последующего дележа имущества. Ягодник — очень забавно изображающий из себя шпиона мужичок и настолько стереотипный еврей, насколько это вообще возможно. Как видно, Модан, сама будучи израильтянкой, совершенно не стесняется заигрывать с расовыми предрассудками.

На атмосферу также работает и явно импонирующий стилистике Эрже рисунок. Но там, где образы Эрже склоняются в сторону некоторой «мультяшности», с лицами своих персонажей Модан и вовсе обходится крайне минималистично. Будто следуя заветам Скотта Макклауда, художница для передачи внутреннего состояния героя порой ограничивается всего несколькими линиями. И хотя из-за такого подхода персонажи не всегда выглядят красивыми в классическом смысле слова, поспорить с эффективностью данного метода в плане передачи эмоций и экспрессии крайне трудно. Кроме того, в комиксе есть несколько панелей, наглядно демонстрирующих, как еще умеет рисовать Руту Модан — чем как бы подчеркивается, что выбранный для комикса стиль рисунка является именно сознательным творческим решением.

Разговор об источниках вдохновения подводит нас к тому, что работу Модан, в целом, так и тянет назвать «европейским комиксом». По всем критериям — от качества исполнения до смыслового содержания — «Имущество» вполне соответствует высокому уровню комиксов франко-бельгийской школы. Что же касается самого сюжета, не так уж сложно догадаться, что центральной мыслью в итоге станет незначительность каких бы то ни было материальных ценностей по сравнению с искренними человеческими взаимоотношениями. Но в данном случае это совсем не плохо. Ведь такие истории — несложные, понятные, но трогательные и искренние — тоже нужны и важны.

Об издании:

Книжка в мягкой обложке, 224 страницы, плотная бумага. Формат 126×215 мм. Комикс цветной, но использует слегка приглушенную цветовую палитру. Перевод выполнен с иврита. Русскоязычная локализация читается замечательно, опечаток замечено не было. Не была упущена при адаптации и особая фишка комикса: реплики на разных языках переданы разным шрифтом.

 

При сравнении с англоязычным изданием единственное отличие, которое я заметил — на внутренней стороне передней и задней обложки там еще есть красивое изображение с видом Швеции. У нас обошлись без этого. Зато есть два клапана с дополнительной информацией.

Книга для обзора предоставлена издательством «Бумкнига».

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34540 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33485 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26803 103