RSS
Рекомендуем

Стив Дитко – 1927-2018

07.07.2018, 15:18 — Редакция 3218 3

Опубликованы официальные подтверждения смерти Стива Дитко, одного из величайших художников американских комиксов.
Дитко умер в возрасте девяноста лет в своей художественной студии-квартире на Манхэттене.

По вкладу в то, как рисуют и пишут современные комиксы, по влиянию на то, как мы вообще представляем себе «миры за гранью понимания» и фантастические пейзажи космических и психоделических пространств, с Дитко может сравниться едва ли две-три других фигуры среди иллюстраторов двадцатого века. Как и по масштабу личности.

Как сказал сегодня Нил Гейман, «Он видел вещи своим особым образом, и подарил нам особые способы видеть». Этот на вид совершенно обычный и даже скучный человек обладал такой удивительной фантазией и внутренней жизнью, что смог определить — и опередить! — своё время. Приемы Дитко копируют до сих пор, но мало кому удается приблизиться к его энергии и смелости. Космические пейзажи Дитко могли бы стать первоисточником вопроса «Что курил автор?» — но в том-то и прелесть, что автор ничего не курил. Любят вспоминать байку о том, как в марвеловские офисы приходили битники и хиппи, желающие лицом к лицу встретиться с «богом психоделического комикса», чей рисунок «Пинк Флойд» поставили себе на обложку альбома, и находили… ворчливого «норми», гораздо более охотно рассуждающего о политике, чем о «дверях восприятия».

В до-марвеловские годы Дитко был невероятно плодовитым автором хоррор— и саспенс-комиксов для многочисленных антологий. В «доме идей», у истоков которого он стоял, он оказался одним из самых работоспособных и разносторонних художников, и без него, как и без Джека Кирби, представить себе успех «Марвел» просто невозможно. Однако Кирби зовут «Королем комиксов», а замкнутый и необщительный Дитко не получил настолько же высокого титула — хотя безусловно заслуживает его.

Стив Дитко создал Человека-Паука — героя, большую часть истории «Марвел» бывшего самым популярным — и Доктора Стрэнжа, комиксы о котором вывели вселенную Марвел на новый уровень.

После ухода из «Марвел» Дитко успел поработать едва ли не на все существовавшие тогда издательства комиксов (так, его «генокод» есть и в «Watchmen», потому что это он создал для «Чарльстон комикс» персонажей Вопрос и Капитан Атом), а ближе к концу жизни полностью переключился на самиздат. Его чем дальше, тем меньше интересовала супергероика, и в авторских приключенческих комиксах он занимался выражением своей идейной позиции — непримиримой и принципиальной, «черное это черное, а белое это белое». Некоторые утверждают, что с годами он и вовсе перестал выходить из своей манхэттенской студии.
Всю жизнь Стив Дитко не любил общаться с поклонниками, давать интервью и вообще «попусту» тратить время. Однако всегда отвечал на письма начинающих художников и давал им дельные советы — в легендарно строгом тоне. Почивать на лаврах он не любил и не хотел, и если вам всё-таки удалось бы встретить его и заговорить, он обязательно отмолчался бы насчет Человека-Паука, Крипера или других супергеройских дел, а поговорить предпочел бы о самых свежих своих комиксах.

Дитко был до невозможности принципиальным, упертым и уверенным в своих идеалах человеком. Считается, что он практически не получал роялти от «Марвел», потому что контракты шестидесятых годов их не предусматривали, а пересматривать контракт Дитко не хотел по идейным соображениям. Единожды дав слово, он всегда его держал, как бы невыгодно это ему ни было.

Гений-затворник, флегматик с фантазией, вмещающей галактики, Стив Дитко при жизни стал образцом для подражания нескольких поколений художников. А теперь ушел в вечность. Ту Вечность, постичь которую ему удалось, а нам ещё только предстоит.

Знакомство с работами Дитко за пределами привычной супергероики стоит начать с больших сборников Steve Ditko Archives, шесть томов которых можно найти там, где вы обычно находите комиксы.

Ещё много интересного
16.08.2018, 11:00 — Олег Ершов
Этот год у Marvel богат на возвращения именитых персонажей, но, наверное, самым громким стоит считать именно Fantastic Four #1 — хоть бы потому, что уход Фантастической Четвёрки со сцены изначально был больше, чем
2222 4
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
19834 272
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
19826 142