RSS
Рекомендуем

Манга: Спортивный жанр

13.02.2018, 13:04 — Вадим Палонин 2390 3
Теги: Манга

Заметным отличием японских комиксов является жесткое разделение азиатской культуры по гендерному признаку и по возрастам. Если целевая аудитория американских комиксов — это мальчики-подростки, и только вот последнее десятилетие активно попер феминизм, то манга изначально делилась на четыре крупнейших направления — сенэн (комиксы для мальчиков), седзе (для девочек), сэйнен (для взрослых детей) и дзесэй (для девушек и женщин). Разделение это существовало задолго до всех этих ваших Милларов и Миллеров, потому что манга для японцев — это больше, чем комиксы для американцев. Манга для японцев — это не гиковское ответвление национальной культуры, это для них и есть современная национальная культура. Аналог кинематографа по распространенности.

Другое отличие — формат. На странице манги обычно меньше кадров и реплик, чем в комиксах, она быстрее читается и нередко походит на раскадровку кино. В манге значительно важнее движение «камеры» и перемещения персонажей между кадрами и между страницами. Манга более пластична и часто более динамична, чем американские комиксы. Она больше места уделяет боям и погоням — экшну. Не так уж и редко несколько 200-страничных томиков манги могут быть целиком, с начала и до конца, посвящены одной драке между ключевыми героями, что невозможно себе представить в комиксах других стран.

Жанровый набор в японском комиксном мейнстриме богаче. Огромным направлением является любовная манга, огромное количество т.н. слайсов — «slice of life» — комиксов о жизни обычных людей. Невменяемые горы порноты всех мыслимых (и ряда немыслимых) направлений.

А также спорт.

На первый взгляд азиаты какими-то особо спортивными не выглядят, однако у японцев в школах существуют спортивные кружки, и каждый ребенок обязательно как минимум в один записан. То есть крайне сложно найти японца, который бы никаким спортом с детства не занимался. В том числе спорт яростно пропагандируется на государственном уровне, и манга является частью этой пропаганды. В общем, спортивная манга — это отдельный большой и популярный жанр, и сегодня я попробую познакомить вас с несколькими его представителями. Не так чтобы вот самыми известными, но любимыми лично мной.

Hajime No Ippo

«Иппо» — банальная история в основе. Школьнику надоело, что его чморят хулиганы. Он пошел заниматься боксом. Занимался-занимался, занимался-занимался, занимался-занимался, аж больше тысячи глав (сотни томов) занимался. И дозанимался до чемпиона Японии. Хулиганов, кстати, так и не покарал. Пожалел.

«Иппо» это одна из длиннейших серий в истории мирового комиксостроения, из тех, что не меняли автора. Идет без перерывов по главе в неделю с восемьдесят девятого года и до сих пор, и конца и края ей не видно. (Изредка мангака позволяет себе выпустить укороченную главу-другую, и в таком случае извиняется перед читателями на последней странице.) По ней вышли два очень приличных аниме сериала и одна не менее приличная полнометражка. Я ее читаю, наверное, с пятнадцати лет, уже вдвое перерос главного героя и даже когда-то порвался сам заняться боксом, не без влияния сего магнум опуса. Чем она хороша?

В первую очередь тем, что каким-то совершенно невероятным способом автору удается все эти годы находить интересные темы. В серии нет филлеров, она постоянно рассказывает что-то новое, и каждый бой чем-то интересен. Хотя главный герой редко проигрывает поединки (но пара поражений за все годы у него есть), мангаке до сих пор удается держать напряжение. Нет ни одного боя, где сразу и до конца было бы очевидно, что главный герой победит. Всегда под конец не знаешь, кто свалится.

Автору удается разворачивать на ринге настоящие детективные расследования, противники строят огромные стратегии и контрстратегии. Отдельное удовольствие в принципиальном отличии от героических комиксов, где герой в какой-то момент убивает злодея или как минимум сажает его в тюрьму, и потом, если авторы хотят его вернуть, они должны оживить его или устроить ему побег, и в любом случае общение между героем и злодеем после такого не клеится. В боксе же хоть противник и побежден, он остается жив и сохраняет с протагонистом отношения, нередко дружеские, и даже может через какое-то время снова подать на рематч. Представьте, как если бы после тяжелого рабочего дня (рабочей ночи?) Бэтмен заходил бы в бар выпить стаканчик пива с Джокером, Пингвином и Риддлером, а потом бы они расходились по своим делам. Было бы приятно и интересно, по-домашнему как-то, не правда ли? А в «Иппо» линии антагонистов продолжаются и развиваются — обычное дело, когда за новым боем из зала следят несколько прошлых «злодеев», комментируя происходящее по ходу. А с младшей сестрой самого стремного своего противника у героя вообще любовь.

Отдельно «Иппо» прекрасен постановкой экшна. На мой взгляд, нет вообще в мире ни одного комикса, где режиссура боев была бы лучше, чем здесь. Попробуйте для примера пролистать триста девяносто пятую главу, даже особенно не вчитываясь в реплики, только не забывайте, что кадры идут справа налево. Это один из множества случаев, когда раскадровка сделана так, что удары ощущаешь почти физически. Еще один хороший пример — тысяча сорок восьмая глава.

Отдельно прекрасно, что «Иппо» — история совершенно серьезная, здесь не бывает магии и чудесных спасений. Если персонажа побили — он вдруг не встанет во имя луны и не отколошматит всех одной левой. Ринг квадратный, кулаки, ну, скажем, круглые, бежать некуда, помощи ждать не от кого. Серия будет интересна не только любителям бокса, но и всем, кому хочется увидеть красивые, умные, разнообразные, крепкие драки.

Break Shot

Достаточно старенькая серия из восьмидесятых, посвященная биллиарду. Казалось бы, что может быть скучнее? Биллиард неплохо идет под пивко в баре, но кто в своем уме станет смотреть чемпионаты по разбиванию состоящего из шаров треугольника?

В принципе, мангака с таким мнением согласен, и поэтому он добавляет происходящему умеренную абсурдность. Главный герой здесь подбрасывает шары над столом на целые метры, его соперники пользуются не менее сумасшедшими тактиками. В норме вещей, когда под конец партии стол покрыт вмятинами, один из бортов пробит кием, а в другом кие обнаружился особый секретный механизм, позволяющий закручивать шары по каким-то немыслимым траекториям. Каждый раунд — набор шизофренических финтов, за которых с реального чемпионата персонажей бы давно выгнали.

Break Shot — это такие «Люди Икс» от биллиарда, суперспособность против суперспособности, приемы, тактики и just as planned на марше. Этим он и хорош.

Bowling King

«Король Боулинга» это, строго говоря, корейский комикс — манхва. Но какая разница, по большему счету?

Посвященный, как несложно догадаться, боулингу, он заходит в сторону абсурда куда дальше, чем Break Shot. Официальные чемпионаты выкинуты на помойку. Вместо них — корейская гопота, пытающаяся отжать спортзал. Во главе бандюков оказывается пафосный боулер (такое слово ведь существует?), который готов отказаться от недружественного поглощения, если проиграет матч. Противники в BK даже не пытаются играть честно, они без стеснения мордуют друг друга, читерят и издеваются над несчастной игрой, как только могут. Но даже этого недостаточно, чтобы сделать боулинг интересным, поэтому Bowling King истерически смешной.

Знаете, есть вот забавные сюжеты. Есть по-умному забавные, с этаким английским юмором. Есть ироничные, вроде «Симпсонов». Бывает юмор грубоватый, как в каком-нибудь Deadpool. Но бывает невменяемый адовый угар на уровне «Рика и Морти». Именно такой и BK.

Добавлю, что в главе, которая на данный момент переведена последней, герои застряли в падающем самолете и пытаются его посадить по подсказкам из Интернета, а в это время их летят сбивать несколько истребителей, чтобы они не рухнули на город. А герои, в попытке не быть сбитыми, устраивают межнациональный конфликт. Манга при этом, напомню, про боулинг, и это еще не самое абсурдное, что в ней происходило.

Happy!

Ровно противоположный подход выбрал Наоки Урасава (о котором я уже рассказывал) в своей ранней спортивной работе, посвященной большому теннису.

Главной героине отчаянно нужны деньги. Ее брат умер, умудрившись перед смертью задолжать огромную сумму мафии. На шее у нее свора голодных детей, и единственный способ выбраться — это, конечно же, победить в теннисном чемпионате.

Здесь никаких вам шуточек, сплошная непрекращающаяся драма. Героиню безбожно таскают по говнам, и в какой-то момент читать мангу становится тяжело, просто потому что невозможно смотреть, как гнобят несчастную девочку: все ее ненавидят, все хотят ей воспользоваться, все ее предают, подставляют, обманывают, а она все равно каким-то чудом держится. Хуже со своими персонажами обращались, кажется, только авторы всевозможных военных драм вроде Grave of the Fireflies. В Happy все тоже так плохо, что героине не хватает только лучевой болезни в терминальной стадии.

Не знаю, специально ли, но манга эта даже несет какой-то здоровый посыл, в том смысле, что если с тобой потом случается что-то плохое, думаешь, ок, ладно, все же не так плохо, как в Happy!

Там героиня пережила — значит, я тоже переживу.

Кроме вышеперечисленных четырех работ, совсем кратко перечислю еще несколько неплохих. Во-первых, бойцовские Shamo, Ningen Kyouki Katsuo! и Hakaiou Noritaka, характерные тем, что в них протагонистам попадаются в противники какие-то совершенно чудовищные монстры, и неясно, как герой будет этих громил забивать. Это при том, что ничего сверхъестественного в этих историях нет. Далее серия Hikaru no Go от художника Death Note. Она рассказывает об обычном японском школьнике, который наладил контакт с призраком древнего игрока в го, и замечательна тем, что можно прочитать ее до конца и с удовольствием, при этом самих правил го не зная и играть в него не умея. Про американский футбол есть адски смешная Eyeshield 21, которую я с огромным удовольствием когда-то читал, опять же, правил американского футбола не зная. Наконец, одни из самых популярных спортивных серий в манге — это Prince of Tennis, сами понимаете о чем, гоночная Initial D, футбольная Captain Tsubasa, баскетбольная Slam Dunk и волейбольная Haikyuu. Я с ними знаком плохо, но у них огромные фанбазы, и люди много хорошего про них говорят.

В целом спортивная манга — это огромное направление, и вы легко найдете хорошие годные серии совершенно по любому виду спорта — и серьезные и смешные и трагические. Выбирайте, что больше нравится, Google в руки и вперед.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
19100 272
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
19282 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
14887 103