RSS
Рекомендуем

15 лет «Спайдермедии»: Коллекционирование комиксов

27.12.2016, 16:15 — Станислав Шаргородский 6026 46

История «Спайдермедии» началась с форума, который два с половиной года назад официально умер. На самом деле, глобально умер он значительно раньше, но одна тема горела там до последнего. Это была тема про комикс-коллекции, где люди активно делились своими новыми покупками и рассказывали, чем они хороши. И эта тема в нулевых была по сути главным пристанищем коллекционеров оригинальных комиксов, первым полноценным шелфпорн-тредом, который в дальнейшем станет основой для множества новых ресурсов, блогов и пабликов, уделяющих этой тематике основное внимание. С момента закрытия форума «Медия» от этой истории отойдёт, но истоки нужно чтить.

Сегодня, в честь юбилея сайта главный человек в редакции по трате денег в зарубежных комикс-шопах Станислав Шаргородский, наконец-то поддался давнему искушению и рассказал о том, что для него значит коллекционирование комиксов.

Начну с одной закулисной истории. Сразу после полноценного закрытия форума (это когда с главной убрали ссылку) отец всея Спайдермедии Саша Моисеенко предложил перенести его последний оплот, легендарную тему «Наши Комикс-Коллекции / Shelfporn», в постоянную рубрику на сайте под моим «надзором». В задумке должен был быть небольшой пул постоянных авторов, которые регулярно рассказывали о новых изданиях, а я бы это дело условно курировал. Но я сразу отказался. Во-первых, тогда только-только наклёвывалась «Хэллбоймедия», и я просто физически не мог потянуть два проекта. Во-вторых, мне банально не нравился (и до сих пор не нравится) формат «шелфпорн»-статей.

На втором остановлюсь подробнее. «Шелфпорн», если кто не в курсе, — это буквально «полочная порнография». Когда вместо картинок с голыми женщинами вы разглядываете картинки с голыми комикс-изданиями и получаете от этого немногим меньше удовольствия. Это специфичный контент, острую потребность в котором испытывают коллекционеры комиксов и вообще любители всего прекрасного. Я, конечно, утрирую, т.к. такие материалы обладают вполне себе очевидной пользой (например, когда ты сомневаешься, стоит покупать или нет, пока не посмотришь на книжку подробнее), но основное предназначение всё же в банальном визуальном удовлетворении. Т.е. в голом виде этот формат представляет собой набор картинок (желательно высокого качества), который зачастую сопровождается кратким комментарием с авторскими наблюдениями. И вот тут возникает проблема.

Этот «голый вид» прекрасно подходил для форума, ещё лучше подходит для пабликов в ВК (где в основном и прижился), но не тянет на полноценную статью (очевидно, что везде в тексте подразумевается приписка «в моем понимании»). Для полноценной статьи требуется больше, простите, мяса, и оно заключается совсем не в описании содержимого книжки, как можно было подумать, а в фактике, которая это издание сопровождает. Чтобы вы сразу поняли, о чём я сейчас сложно изъясняюсь, предлагаю быстро глянуть на мой единственный полноценный шелфпорн-материал — обзор Hellboy in Hell and Other Stories Artist’s Edition, который я делал в рамках «Хэллбоймедии». К сожалению, далеко не о каждой книге можно сделать такую статью. И именно по этой причине я тогда и отказался. Так что теперь вы знаете, кого можно винить в том, что на «Медии» почти не мелькают красивые книжки, снятые во всём своём великолепии.

Тем не менее, рассказать о своём побочном хобби (основным в данном случае является непосредственное чтение комиксов) хотелось давно. Хотя бы ради того, чтобы примириться с самим собой =) Поэтому сегодняшний материал (с 99% вероятностью последний на эту тему от меня) будет именно о коллекционировании. Но т.к. я понимаю, что без красивых картинок он никому не будет нужен, материал будет и про них тоже. Этакое повествование с двумя параллельными и условно связанными между собой линиями. В общем, я вам не завидую, потому что сам не понимаю, к чему эта идея приведёт.

Коллекционирование комиксов в моей жизни уже больше 8 лет (нашёл даже пруф). Речь, конечно, идёт об осознанном и самостоятельном коллекционировании, поэтому собирание «Черепашек» от «Махаон» в 90-х, как и синглы от ИДК я в это понятие не вкладываю. Предлагаю сразу, чтобы не мельтешить со словом «коллекция», дать ей имя (она же самая настоящая героиня статьи; да и вообще вполне себе здоровая история давать имена любимым неодушевлённым объектам, ведь правда?). Пусть будет Беатрис (на самом деле, я этим именем лет 8 назад шутки ради назвал свою машину, но уже давно так к ней не обращаюсь, так что она не обидится).

Так вот, за эти 8 лет Беатрис сменила три дома. Сначала ей было очень хорошо, потом очень плохо, сейчас вроде снова хорошо. Очень плохо ей было почти полтора года, в транзитный период, когда она хранилась в дюжине огромных коробок в коридоре, попутно выступая прекрасным тренажером для моего сына, только-только учившегося самостоятельно вставать. Помню, что когда транзитный период закончился, я в полной мере осознал, насколько вреден он был для Беатрис — некогда миниатюрная и компактная она превратилась в колоссальные 433 кг. Можете представить, насколько увлекательно было её поднимать на четвёртый этаж без лифта.

Зато сейчас ей снова хорошо, хоть её и не удалось разместить в одном месте — как любой здоровый коллекционер я, конечно, мечтаю об отдельной комнате для Беатрис, но прекрасно понимаю, что тогда за ней последует отдельная комната и для жены, а нам ведь нужно как-то всем вместе мирно уживаться? Поэтому живёт Беатрис теперь сразу в двух местах — в одном она встречает гостей, в другом встречает (утром) уже нас.

«Гостевая» часть Беатрис (одна из трёх основных) выглядит вот так и состоит преимущественно из делюксовых/оверсайзных изданий.

В нижней части за дверкой (это такая робкая попытка ухаживания за Бетрис, т.к. по идее она должна спасать от основной массы домашней пыли, а заодно и любопытных рук маленького исследователя), как и во всех трёх стеллажах, хранятся самые тяжёлые и большие издания. В данном случае это полное собрание абсолютов «Сэндмена», два лайбрари-сета Sin City (идеальный по соотношению цена/качество формат для крайне важной для меня серии — именно она стала первой прочитанной на английском) и два абсолюта «Планетария».

Чуть выше, опять же прикрытая дверью, есть бонусная полка, на которое всегда хранятся самые разные вещи. Конкретно здесь — полное собрание «Малыша Немо» Винзора МакКея в огромном (но всё равно меньшем, чем оригинальный) формате и Building Stories, последний труд (в печатной форме) неуёмного экспериментатора Криса Уэйра — набор из 14 разноформатных бумажных носителей (книжки, буклеты, постеры и т.д.), каждый из которых является законченной историей, и читать их можно в произвольном порядке. На коробке Уэйра лежат два артбука экранизации «Хэллбоя» и артбук одного из любимейших мультипликаторов, Макото Синкая (очень редкие для Беатрис пэйпербэки, просто из-за неимения альтернативы). Почему здесь? Пока что, к сожалению, нигде больше им места не нашлось.


Следующая полка практически авторская, т.к. состоит преимущественно из делюксов Брайана Вона. Вообще, раз уж мы приступили к подробному изучению Беатрис, расскажу об основных принципах её упорядочивания. Как и у всех, первичен безусловно формат изданий, потому что важен каждый сантиметр высоты и потому что ровно всё смотрится в разы красивее. Далее сортировка идёт либо по жанру, либо по автору, либо по какому-нибудь странному признаку (но никогда не идёт по издательствам, т.к. я не сторонник такого подхода). В данном случае рядом с BKV, чтобы тому не было скучно, собрана условная «слайсота» в аналогичных по размеру изданиях. Из представленного на этой полке милее всего сердцу великий I Kill Giants, да, наверное, Runaways, как одна из первых купленных не-иксовских книжек.

Затем следует крайм-сегмент. Т.к. этот жанр один из любимейших, его представителей хватило для единоличного заполнения одной полки (скоро начнут требовать вторую). Тут и весь Blacksad, и полное собрание делюксов Бруллипса (Fade Out оооочень долго никак до меня не доберётся, а про Scene of the Crime можете даже не заикаться — это комикс Ларка), и все авторские серии второго любимого дуэта, Риссо и Аззарелло, (за исключением Brother Lono, которого почему-то не издали в делюксе), и великий Scalped Аарона, и совершенно безумный в визуальном плане Blue Estate, на второй сезон которого Калвачёв, похоже, окончательно забил. Кстати, пусть вас не смущают пустые места на полках — это, конечно, не очень эстетично, но зато уберегает от постоянных перемещений книжек, т.к. остаётся потенциал для роста.


Дальше идёт условно «сказочная» полка. Остатки сэндменовской части Беатрис в виде двух артбуков МакКина, Joe the Barbarian Моррисона и Мёрфи, полное собрание прекрасного Oz Скотти Янга (предпочёл отдельные книжки омнибасу в силу удобства) и самые сказочные из здесь представленного — Fables. По-соседству временно разместились «Черепахи», которых скоро выселят «Сказки» и спокойно самостоятельно добьют полку. «Черепахи», кстати, не только от IDW, но и классический миражевский элсворлд Soul’s Winter (можно купить на русском!), behind-the-scenes издание золотой эры Истмэна и Лэрда, а также прекрасная книжка про историю всего черепашьего феномена (ха-ха, она же даже не распакована, откуда ты знаешь, что там внутри? — прим. ред.).


Завершает весь ансамбль самая разнообразная полка, условно делящаяся на несколько частей. Первая — биззарная по самым разным причинам супергероика: моррисоновский дуплет из Doom Patrol и Flex Mentallo, перезапущенная Glory, кейп-манифест Джо Кейси, Butcher Baker, и лучший комикс Мэтта Фрэкшна, Casanova (притянуто, но ничего! кстати, никак не решусь избавиться от первого двухцветного издания «Похоти»). Вторая — хорроры: акварельные Beautiful Darkness и Beasts of Burden, безумный Nameless и один из любимейших комиксов — Locke & Key, ждущий третий том. Третья — в задумке авторская (есть Хикман, есть Гиллен x МакКельви, есть Мёбиус), но сейчас разбавленная великим WE3 и двумя артбуками (ещё не переизданный в лайбрари первый артбук Мака, Reflections, и крутейший и самый полный сборник постеров к японским кайдзю-фильмам).

Ладно, редакция, хочешь узнать о запакованных книгах, я расскажу тебе о них. Но сначала давай поговорим о крайне неудобной для всей комикс-индустрии теме — пиратстве. Прежде, чем меня попробуют зацензурить (ха-ха, как вы это сделаете, если я сам публикую статью!), я выскажу противоречивую мысль о том, что пиратство — это хорошо. Но есть ключевая оговорка — пиратство должно быть благородным. Заключается это благородство в честности перед самим собой.

Когда мы начинали читать комиксы, пиратство было неизбежным: на русском издавался только Marvel, никакого Comixology не было и в помине, заказывать из-за рубежа котов в мешке мог только отчаянный, либо богатый человек. Понятно, что мы говорим о специфичной ситуации, в которой была наша страна 10 лет назад, но именно пиратство в конечном итоге принесло издательствам деньги отсюда. Которых в противном случае они бы не получили. Т.е. всё работает на честности — ты читаешь комикс бесплатно, если он тебе очень нравится, ты благодаришь автора покупкой коллекционного издания. С этого всё начиналось, этим принципом руководствуюсь и сейчас.

Понятно, что с тех пор ситуация изменилась, но не для меня. Появление широкого выбора комиксов на русском теперь уже роли не играет, потому что я сторонник чтения в оригинале (исключение я озвучивал в одном из подкастов — это когда комикс изначально выходил не на английском). Ну а что же с цифрой, почему тогда не собирать её, раз она стало такой доступной? Потому что есть банальный фетиш. Никакой цифровой файл (а я к чтению на планшете отношусь прекрасно) не заменит настоящей книги и тех ощущений, что ты получаешь от перелистывания страниц. Да, повторюсь, это фетишизация, но любое коллекционирование физических объектов построено на ней.

И тут мы возвращаемся к запакованным книгам. 95% того, что у меня стоит на полках, было предварительно прочитано. Когда приезжает книга, я её не распаковываю, потому что в плёнке она проживёт дольше. Да, я наслышан про возможные браки и дефекты, которые ты можешь найти внутри, но это осознанный риск, на который я иду. Более того, я могу о таком дефекте даже при его наличии никогда и не узнать, потому что ни разу не прочту этот конкретный комикс повторно (а пленка снимается только в этом случае). Такой вот парадокс. Почему тогда я не беру издания попроще? Потому что фетиш. И потому что готов щедрее отблагодарить авторов.

К слову, 5% комиксов я всё же купил «вслепую», так как иначе достать и заглянуть внутрь не было возможности. И они все распакованы. Кроме той самой истории черепашьего феномена — до неё просто ещё не добрался, но слышал про книгу исключительно хорошее =)

Со второй части Беатрис всё и началось. Можете ещё раз открыть пруф начала коллекционирования и увидите фразу «Сразу говорю, я ярый фанат Иксов, поэтому кроме них у меня в коллекции мало для чего найдется места». На самом деле, так было недолго, но иксовская часть Беатрис всё равно первые года 4 превалировала. Сейчас, конечно, всё изменилось — «Иксы» составляют лишь треть от общего объёма. С одной стороны — из-за существенного увеличения не-иксовской части, с другой — из-за пересмотра подхода к части мутантской. Если раньше форматные рамки были шире (помимо оверсайзов допускались покупки значимых вещей в премьерках и трейдах), то со временем я их сузил, из-за чего много мягких книжек сменило своего хозяина. Много, но не всё — то, что ждёт момента выхода в лучшем формате (тех самых оверсайзах), временно складируется в бонусной части второго стеллажа. Аж в два ряда.

Да, кстати, для хранения я использую икеевские БЕСТО. Они достаточно глубокие (почти 40 см), благодаря чему вмещают книги почти любого формата (за одним исключением, до которого ещё доберёмся) + достигается большая надёжность полок. И да, за счёт такой глубины полок возможен вариант с размещением второго ряда книг, как вот в случае с «Иксами». Выглядит это вот так.

Остальная часть стеллажа отсортирована по хронологии, снизу вверх. Да, омнибасы идут вперемешку с оверсайзами, но меня это ни капли не напрягает. Здесь собраны почти все увеличенные издания «Иксов», исключения составили либо несущественные вещи, либо те, что я жду в ином формате.

Сверху полка с изданиями отличных соло-приключений икс-персонажей (тут я избирательней подхожу к качеству комиксов). «Капитан Британия» Мура и даже Клэрмонта, ключевые сюжеты «Росомахи» + два омнибаса, и лучшие комиксы про Дедпула (не верьте Лёше Замскому, Deadpool MAX прекрасный комикс), к которым скоро присоединится свежий омнибас с раном Дуггана и Посэна.

Мы уже выяснили, что коллекция (не конкретно Беатрис, а вообще в целом) является по сути зеркалом читательского вкуса хозяина. Это идеальный сценарий, который, к сожалению, не всегда осуществим. Часто на коллекционеров (особенно начинающих) давит фактор общественного мнения. «Этот комикс должен быть у каждого!» (привет, Watchmen), «Это мастрид, почему ты его ещё не купил?» (привет, мастрид) и прочие аналогичные заявления. В принципе, этот подход тоже имеет право на жизнь, но в основе всё равно нужна идея. Если не «мой вкус» (самая лучшая на свете идея), так хоть «собрать весь мастрид Медии» или «всех лауреатов Айзнера» или «только gross out комиксы!». Но обязательно что-то конкретное.

И тут мы подходим к понятию системности. Совсем не хочется такое эмоциональное явление, как коллекционирование, загонять в строгие границы системы. Но мы всё ещё живём в рамках бюджетных ограничений и в мире рационального поведения (ведь так, да?). Поэтому главный совет, который я могу дать любому начинающему коллекционеру, — это первым делом выработать системный подход к коллекционированию. Из этого не следует, что нужно писать подробный свод правил, от которых ни на шаг, но общее понимание и ключевые позиции должны быть намечены сразу. Звучит, возможно, странно, но это в дальнейшем позволяет сэкономить просто кучу времени и денег.

Конечно, эта система не может быть сразу конечной, она тоже развивается вслед за читательским вкусом. Как развивается и Беатрис, более того, она находится в перманентном состоянии совершенствования — книги могут как добавляться, так и убавляться. Как раз, чтобы второй поток был меньше, и нужна последовательность. Но ещё раз, всё это работает только при условии предварительного прочтения. В случае слепой покупки all bets are off.

Третья часть Беатрис самая разнообразная. Связано это с тем, что в ней по остаточному принципу собрано много разноформатных изданий. И именно на третьем стеллаже больше всего менее известных комиксов, о части из которых я прошу рассказывать Женю (в том числе, можете заспойлить себе тайтлы будущих выпусков, правда не ждите никаких намёков). *рекламная пауза* Вы же все читаете Лучшую рубрику о комиксах? Ещё раз, Женя Еронин пишет про обделённые вниманием комиксы, что вам ещё от жизни нужно? *конец рекламной паузы*.

Нижняя полка традиционно заставлена большими (по высоте) изданиями. Здесь от стройности первых двух стеллажей не осталось и следа, поэтому всё идёт в разнобой. Идём по порядку. Мартини-издание великолепного «Паркера» Дарвина Кука (светлая память) — один из немногих комиксов, которые у меня присутствуют в двух форматах (потому что я нерешительный и не могу понять, какой мне нравится больше), мелкую версию томов увидите на одной из будущих фотографий. Дальше идёт ещё один дубликат — Locke & Key в формате крутейших спец-изданий (пока вышло только три тома), включающих помимо мини полный сценарий Хилла и наброски Родригеса. Потом отличный weird western The Six Gun, который на данный момент издан ровно наполовину. Следом идёт пара артбуков и одна энциклопедия по любимому «Варкрафту» (нет, я ни минуты не играл в WoW, но лор «Военного ремесла» очень люблю со времён третьей части). Следом «абсолютные» издания Chew (ждём заключительный том), Umbrella Academy (в спокойном режиме ищем редкий первый том) и Fabulous Killjoys. Потом четыре издания по вселенной Hip Flask/Elephantmen (пиратский выпуск Бачало, артбук Ладронна и первые три тома «Хипа Фласка»), ждут неизбежного комплит-издания. В конце ещё один дубликат, от которого в ближайшее время хочу избавиться, никому не нужен?

На этот раз бонусная полка самая нестандартная, потому что на ней нет ни одной книги, зато есть очень много крутых реплик от Skelton Crew Studio, о которой я уже рассказывал в другом спецвыпуске «Хэллбоймедии». Здесь все вышедшие реплики по B.P.R.D. (кроме безумной по стоимости «троллиной ложки»), Mouse Guard и Locke & Key (недостающие ключи в пути).

Следующая полка идёт под чёрно-белым знаменем (к вопросу о причудливых способах упорядочивания). Прекрасный европейский комикс District 14 (реклама!), великая «Навсикая» Миядзаки (одна из двух манг в коллекции) и пять томов «Саги Усаги» (шестой тоже где-то в пути, помимо него ещё три тома, и мы нагоним текущий онгоинг). Временно на полочке разместил несколько детских комиксов (два тома Little Endless от Джилл Томпсон и три self-published книжки от талантливого Джейсона Брубейкера) и пару книг про Миядзаки, которые уступят место будущим томам «Усаги» по приезду.

Эта секция способна удивить настолько же, насколько могло удивить наличие иксовских книжек, т.е. никак. Да, это весь вышедший в стандартных хардах Миньолавёрс. А вот компания у них поинтересней: 7 подписанных хардкавер-изданий Atomic Robo (за что ещё раз благодарю Женю Еронина и Сашу Моисеенко), да три книжки по любимому «Гуну» (да, это тоже дубликат, но расстаться с ним пока не готов).

Пришло время отличных детских комиксов! Про Snowy Valentine Дэвида Питерсена я уже рассказывал в одном из подкастов, про Space Dumplins рассказывал Женя (реклама!), про «Боуна» вы итак всё знаете, но про него тоже на всякий случай рассказывал в подкасте. Я не любитель однотомного издания «Боуна» в силу его огромного размера при сохранении размера страницы, отдельные тома удобнее читать (ха, как будто ты это будешь делать — прим. ред.), к цвету отношусь нейтрально. Зато в таком виде можно собрать все приквелы и сиквелы, чтобы был полный комплект. Следом идёт небольшой путеводитель по миру «Аватара», ещё один «Усаги», который готов продать (желающие?), «Чимичанга» Пауэлла, да Escapists, ещё один комикс Вона (пожалуй, самый недооценённый). Завершает полку подборка комиксов О’Мэйлли.

Дальше идёт полка с самой большой форматной дискотекой в Беатрис. Widescreen-комиксы Panther и Tribes, весь вышедший на данный момент Mouse Guard (за исключением третьих «Легенд», застрявших где-то в лимбо), пара томов Stuff of Legend, проза по Fables, обещанные ранее в статье дополнительные книжки по Parker, стыдное по формату издание Корнеллы, весь любимейший Джейсон в твёрдом переплёте, Battling Boy Поупа и все три тома Polar (реклама!).

Финальная часть третьего стеллажа отдана на откуп большим изданиям. Те самые книжки, что не уместились даже в БЕСТО — два тома «Малыша Немо» уже в оригинальном размере, первый от Zangavar и антология Dream Another Dream от Locust Moon. На них три артист-издания двух любимейших художников, Майка Миньолы и Эрика Пауэлла.

На самом деле, растущий курс доллара/евро/фунта, закончившийся тираж, битые книги, проигранный аукцион — не самое страшное, что может случиться в «увлекательной» жизни коллекционера. Самое страшное происходит в тот момент, когда ты берёшь свою первую книгу в руки. Именно тогда просыпается голод. Который лично у меня за восемь лет не утих ни на йоту.

В чём он может и обычно проявляется. Представьте фантастический сценарий, что бережно составленный вишлист, который пару лет назад казался бесконечным, потихоньку заканчивается и вот-вот ты перейдёшь на график «покупаю только новинки». Со мной такое случалось пару раз. В тот момент, когда вишлист окончательно оскудевает, внутри возникает пустота, которой там никогда не было. Скверное ощущение, я вам скажу. Конечно, не все так драматично, но проблема тем не менее возникает, и она требует решения. Есть хороший вариант — максимально расширять свой комикс-кругозор, выходя из зоны комфорта в поисках новых «своих» произведений. Это полезно и вообще замечательно.

Но иногда такое решение не работает (ну, скажем, кругозор ты расширяешь, но «свои» произведения не находишь), тогда в голову приходят дурные сценарии. Например, повысить психологический максимум стоимости за одну книгу — раньше ты не брал, скажем, артист-издания из-за цены, но сейчас на безрыбье ты готов их уже потянуть, и этот первый шаг становится роковым, потому что одним изданием дело не ограничивается — теперь новые желанные артист-издания будут автоматически раздувать твой вишлист. Или, скажем, ты решаешь посмотреть в сторону мерчендайза. Ты находишь такой, который действительно выглядит качественно, уникально и... мастхэвно. И проваливаешься ещё в одну нору. И цикл обнуляется.

Это забавное наблюдение, основанное на вполне себе реальных случаях. Забавного в этом, конечно, ничего нет, т.к. как в определённый момент понимаешь, что находишься в настоящей такой зависимости от своего хобби. Она, конечно, не критичная, но осадочек остаётся. Всё-таки чувство гипотетической конечности дела должно присутствовать, оно стимулирует. Когда оно в принципе невозможно, начинаешь смотреть на всё это совсем другими глазами.

Помимо трёх основных стеллажей Беатрис простирается ещё и на внушительный комод из той же линейки Икеи, в котором имеется аж 9 дополнительных «отсеков» аналогичной ширины. Не все из них мне удалось отвоевать у жены, но пять штук уже официально моя территория, хотя хватит этой территории совсем не на долго. Но это всё лирика.

По факту есть три дополнительные полки оптимальной высоты для «альбомных» изданий — это европейский формат, формат лайбрари, называйте, как вам удобно. Он больше делюксов, но чуть меньше абсолютов. И, кажется, это идеальный формат для большинства комиксов. К счастью, в последнее время к нему стали всё чаще и чаще обращаться.

Первый из пролётов отдан на откуп самым любимым сериям — «Хэллбою» и «Гуну», каждой не хватает ровно по одному тому для комплита. По соседству расположился цветной Мёбиус от Zangavar, потому что на стандартную полку с русскими изданиями (я не буду о них тут рассказывать) он банально не влезает, и замечательный олскульный сай-фай от Рика Ремендера — Fear Agent.

В центральном отсеке сборная солянка, набранная по остаточному принципу. Здесь и классические «Черепахи» (только в ч/б и никак иначе), и почти полный комплект «Кабуки» Дэвида Мака (что интересно, у меня весь комикс за исключением одного тома был до этого собран в стандартных хардах, с судьбой которых ещё не определился), и артбуки по «Боуну» и «Усаги», и четыре тома «Хильды» (первый не беру из-за меньшего размера книжки, надеюсь на репринт увеличенного формата), и первый том волшебного Fantasy Sports, и новый «Малыш Немо» от IDW, от них же «Годзилла» Стокое, а также «Шаолиньский Монах» Дэрроу с первым делюксом Deadly Class. Полный винегрет.

В последнем пролёте находятся одни из любимейших изданий во всей моей коллекции — полный набор артбуков на английском языке по мультфильмам студии «Джибли», в качестве бонуса — первый сценарий с зарисовками к великой «Принцессе Мононоке». По соседству тоже прекраснейшие артбуки к «Аватару» и «Корре», а также библиотечные издания с официальным продолжением событий The Last Airbender. Обрамляют всё это великолепие ещё три артбука. В начале — по первым 10 годам серии Mouse Guard, гигантская книга. В конце — два артбука одного из любимейших художников, Джеймса Джина. Первый общего характера, второй собирает все его звёздные обложки к Fables.

Последние две полки заполнены исключительного хардами стандартного размера, и в их сортировке тоже не сказать, чтобы много логики. На первой полке все вышедшие на данный момент тома Elephantmen и American Vampire, полный комплект серии The Immortal Iron Fist, ещё одна книжка Вона, а также первые тома «Чёрного жука», «Фелла» (специальное издание в твёрдой обложке для какого-то Комик-Кона), «Южных ублюдков» и «Реалиста» (реклама!). В конце два выдающихся графромана — Asterios Polyp Давида Маззучелли и The Nao of Brown Глина Диллона.

На второй полке все шесть омнибасов «Стармена», два тома лучшего супергеройского комикса Seven Soldiers of Victory, 3 тома The Secret History и 4 тома Okko (обе серии «Архайи», обе европейские, и обе, кажется, не закончатся из-за каких-то проблем с контрактом, но я не теряю надежды — по «Окко», например, остался всего один том), полный комплект «Фрикангелов», сборник с обложками к Locke & Key, OGN к Fairest, «чёрное издание» Rachel Rising (Рома, спасибо!) и первый том The Hero замечательного Давида Рубина (ещё один и серия собрана).

Ещё есть три больших бокс-сета One Piece, у которых пока своего места нет, и они обычно соседствуют с кем-то на полке вторым рядом. Бокс-сеты, к слову, потрясающие (я один открыл, так что говорю не понаслышке =). И ещё пара неприкаянных книжек, которые пока не найдут покоя на какой-то из полок, поэтому закрывают собой как можно больше других изданий.

Думаю, что никого не удивлю, если скажу, что отношение к хобби не может быть постоянным. Большую часть времени оно радует, являясь настоящей отдушиной, но иногда начинает напрягать, становясь существенным бременем. И я слукавлю, если скажу, что у меня никогда не возникало мыслей бросить это всё и не париться. Но в эти редкие моменты я вспоминаю простую истину, что все эти книги нас ещё переживут и, я очень на то надеюсь, пойдут по следующим поколениям. Я не тешу себя надеждами, что любовь к коллекционированию передастся к кому-нибудь из моих потомков (не дай бог =), но если какой-то ребёнок или подросток или уже взрослый человек наткнётся на всю эту гору «рисованных историй», и они его вдохновят на большие свершения, то всё это уже точно было не зря.

Ещё много интересного
26.05.2017, 11:00 — Дмитрий Андреев
Обзор новостей российской комикс-индустрии. В выпуске вас ждут эксклюзивные превью комиксов «Джокер» от издательства «Азбука» и «Черная наука. Книга 2. Добро пожаловать в никуда» от «Фантастики Книжного Клуба».
1857 5
13.04.2010, 23:32 — Александр Моисеенко
Вам всегда были интересны комиксы, но ничего кроме "Веселых картинок" и "Микки-Мауса" в руки не попадалось? Вам интересно, почему комиксы часто становятся источником вдохновения для Голливуда? Вы хотите понять, отчего взрослые люди зачитываются
261961 30
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
15324 271