Не так давно в издательстве «Бумкнига» вышел комикс творческого дуэта Питерса и Леви «Замок из песка». Фредерик Питерс — известный и признанный швейцарский автор. Ранее на русском языке уже публиковалась его работа «Голубые таблетки», а у нас на сайте он появлялся дважды: о Pachyderme можно прочитать в Лучшей рубрике о комиксах , а о The Smell of Starving Boys послушать в подкасте «На панелях».
В 2010-м году он объединился с именитым французским режиссером и сценаристом Пьером Оскаром Леви, с которым познакомился как раз во время работы над экранизацией «Голубых таблеток». Вместе они создали метафорическую, сюрреалистичную и жуткую историю о неотвратимости времени, которая легла в основу нового фильма короля неожиданных сюжетных поворотов М. Найт Шьямалана «Время» («Old» в оригинале). Но обо всем по порядку.
В уединенную, отрезанную от цивилизации морскую бухту приезжают несколько очень разных семей. Но, не успев толком начаться, отдых на диком пляже оказывается испорчен, когда волны прибивают к берегу труп молодой девушки. Шокированные граждане быстро вспоминают, что видели неподалеку алжирского беженца. Именно он сразу же и становится главным подозреваемым. До этого момента сюжет напоминает завязку детектива или триллера в ограниченном пространстве морской бухты. Но все далеко не так просто.
Первым сигналом, что творится что-то из ряда вон выходящее, становится заявление одной из женщин, что ее ребенок вырос за несколько часов пребывания на пляже! Поначалу ее подозревают в помешательстве или плохом самочувствии, но вскоре обнаруживаются и другие признаки, открывающие страшную правду: для наших героев время пошло гораздо быстрее, чем должно. При этом, участок пляжа, на котором они находятся, оказывается отрезан от окружающего мира чем-то вроде силового поля — почти как у Стивена Кинга в «Под куполом» (тем забавнее, что один из персонажей внешностью подозрительно напоминает писателя в молодости). Как поведут себя стремительно стареющие герои в этой пугающей, необъяснимой ситуации и удастся ли им совладать со своими внутренними страхами?
По своей сути, комикс как раз и является европейским представителем хорошо знакомого нам жанра «обычные люди оказались в необычной ситуации». Что отличает «Замок из песка» от его американских побратимов, зачастую, хоть и пытающихся в психологизм и драму, но все же остающихся сугубо развлекательными произведениями — так это немного большая, извините, глубина. Нет, откровенно говоря, образы персонажей все еще весьма поверхностны и отклоняются от стереотипных не сильнее героев комиксов Роберта Киркмана. Да и эволюция их отношения к сложившейся, кажущейся безвыходной ситуации показана как-то чересчур стремительно. Но, с другой стороны, в таком раскладе нет ничего удивительного при длине книжки всего в сто четыре страницы. И тут возникает очень любопытный эффект: ведь, когда речь идет о нехватке времени, о том, как оно убегает, словно песок, сквозь пальцы, иначе и быть не может. Всего не успеть. Главная же ценность комикса состоит в том, что Питерсу и Леви удается каким-то незримым образом уловить самую суть затрагиваемой проблематики и использовать гиперболу напряженного, фантастического сюжета для того, чтобы, на самом деле, поговорить о скоротечности жизни и о том, как важно во что бы то ни стало оставаться людьми и стараться насладиться каждым отведенным тебе моментом.
В дополнение к замечательному содержанию в комиксе еще и первоклассный рисунок. Но первоклассность эта совершенно не того плана, как мы привыкли, когда речь заходит о более-менее мейнстримных комиксах. И дело вовсе не в том, что рисунок черно-белый. И не в том, что герои изображены как обычные люди, а не как атлеты с голливудской внешностью. Таких примеров в медиуме достаточно. Но перед художником стояла задача не только нарисовать представителей трех семей непохожими друг на друга, но и суметь передать несколько этапов взросления/старения каждого персонажа. Фредерик Питерс справился мастерски.
Возвращаясь к сюжетной составляющей, для некоторых читателей в произведениях подобного типа — в историях с центральной тайной, с сюжетообразующей загадкой — одним из главных критериев ее, истории, успешности и состоятельности является наличие толкового объяснения, логически обоснованной разгадки. Вынужден вас разочаровать: следуя заветам дедушки Линча, авторы посчитали, что их творение лучше сработает, оставшись в поле недосказанности. (При всем при этом, прекрасно понимая, в каком жанре они работают, ироничные Питерс и Леви устами пожилого писателя-фантаста [который, подозреваю, тоже с кого-то срисован, но мне опознать не удалось] предлагают читателю сразу несколько вариантов объяснения происходящего. Так сказать, на выбор.) Общая гнетущая атмосфера повествования совершенно гениально усилена при помощи лишь одной короткой, «необязательной» сцены, оставляющей еще больше вопросов и замешательства. Тут обойдемся без спойлеров — это просто надо видеть.
Основная загадка теперь, экранизирует ли М. Найт Шьямалан этот комикс «как есть» или добавит еще какой-нибудь ТВИСТ?!?..
Об издании:
Классическая ТПБ, то бишь книжка в мягкой обложке, 108 страниц, плотная бумага. Формат 170×240 мм. Сам комикс черно-белый, переведен с французского языка. Русскоязычная локализация читается замечательно, опечаток замечено не было; как и отличий по части оформления при беглом сравнении с французским изданием. У обложки приятная цветовая гамма и два клапана с дополнительной информацией.
Книга для обзора предоставлена издательством «Бумкнига».