Экземпляр книги Opus Comicum был послан мне на обзор издательством «Бумкнига», презентовавшим эту книгу на «Большом Фестивале». Доехал он, правда, не без помощи вереницы друзей, обеспечивших доставку из рук в руки, но предоставлен был совершенно безвозмездно.
Как и в случае с любой другой книгой, оценивать содержимое сборника я начал уже с обложки. И надо сказать, что к оформлению нет никакой возможности придраться. Стильно выполненный мягкий переплет из плотного картона, качественная полиграфия, крепкая склейка и добротная белая бумага. Держать томик в руках приятно, а читать удобно.
Содержимое книги можно условно разделить на три части. Во-первых, это абсурдистские рисованные истории Георгия (порой ссылающиеся друг на друга). Во-вторых, небольшие статьи, посвященные девятому искусству, из зарубежных и отечественных изданий. А третьим номером можно выделить одностраничные зарисовки, выходившие на страницах «Художественного журнала».
Последние кажутся мне самыми интересными из тех комиксов, которые представлены в книге. В пару штрихов нас остроумно знакомят с какой-то важной художественной концепцией или авторитетной персоналией, дразня возможностью расширить свои знания с помощью материалов, ждущих вас на страницах «Художественного журнала». Нередко в выбранных выпусках изображения и текст, объясняющие ту или иную концепцию, синтезированы настолько удачно, что получившийся комикс можно раздавать на лекциях, посвященных концептуализму.
Но давайте коснемся тех последовательных изображений, при чтении которых Георгий Литичевский предстает перед нами в роли рассказчика собственных историй. Самой ранней из работ, представленных в Opus Comicum, почти 40 лет, о чем вы вряд ли бы догадались, не будь год выпуска указан в оглавлении. Трюк в том, что хоть стиль рисунка и различается в зависимости от времени создания рассказа, само развитие комиксного языка в работах проследить сложно. Скорее идет своеобразное наслоение стилей, из-за чего сюжеты, представляющие из себя рисованные попурри на мотивы классической литературной традиции, просачиваются друг в друга. Перед читателем оказывается палимпсест из культурных аллюзий вместо какого-то четкого изображения.
Говорить о содержимом трудно. Левитантан и Милаша, Каренин, склоняющий Вронского к адюльтеру, Мюнхгаузен, спасающий Парфенон. В отличие от карикатур Бильжо, со стилистикой которого можно было бы сравнить работы Георгия, важное место в работах Литичевского занимает глубокое внимание к первоисточнику. Заигрывание с литературой и историей не ограничивается простыми упоминаниями дат и событий. Персонажи, за которым мы следим, объемны, пусть и совершенно плоско нарисованы. Правда, объем этот перенесен в какую-то абсолютно сумасшедшую реальность.
Если мне и есть что добавить к вышесказанному, то только факт того, что сказав, что в жизни не читал ничего абсурднее, я не совру. Если бы не интересные, качественные и весьма познавательные статьи, которые дают отдышаться во время чтения, я бы вряд ли вообще что-то понял из увиденного в сборнике.
Помимо комиксов в сборнике присутствует ряд публикаций разных лет, посвященных творчеству Георгия Литичевского и жанру рисованных историй в целом. Эти статьи можно воспринимать как ключ к содержимому комиксов, и тогда на сами картинки с текстом начинаешь смотреть под другим углом.
Например, в одном из интервью Литичевский высказывает довольно интересную мысль касательно неприятия этого медиума российским обществом. Институциональная «высокая» культура не только подавила на советском пространстве народную, но и не дала толком возникнуть массовой. Даже появившийся на первых перестроечных парах китч апеллировал к высокой культуре.
В этом контексте творчество Литичевского начинает выглядеть как такой мост, который бы позволил приверженцам высокого спуститься и взглянуть на новые жанры. Обыгрывание исторических реалий и сюжетов из классической литературы становится необходимым приемом для того, чтобы вызвать у образованного читателя интерес. Зашивая в такие профанские и откровенно кривые изображения россыпь остроумных и неочевидных аллюзий, Литичевский создает свою собственную культуру, массовую культуру одного человека. И этим его творчество и вызывает столь широкий интерес в искусствоведческих кругах — собственной исключительностью.
Интервью с Георгием Литичевским вы можете прочитать здесь.