RSS
Рекомендуем

Паукомиксы: Spider-Gwen

05.09.2018, 20:00 — Алексей Замский 14028 4

Даже если на вашей стороне опыт десятилетий и целая машина по производству запоминающихся персонажей и навсегда западающих в душу историй, новый хит может получиться случайно. Какая-то одноразовая выдумка, по ходу дела брошенная шутка или почеркушка становится идеальным отражением момента, западает в душу читателям — и вот, пожалуйста, три года в углу марвел-вселенной цвёл отдельный огороженный сад. Появился он, потому что Робби Родригез однажды нарисовал очень крутой концепт (впрочем, он как раз недавно перестал быть постоянным художником серии), а не увядал всё это время… а чёрт его знает, почему, но наверняка Джейсон Латур знает какой-то секрет. Наверняка знает, раз все остальные новые Паучки из «Спайдер-верса» не полюбились читателям до такой (измеряемой продажами) степени и не взлетают и сейчас, несмотря на попытки повторно разжечь им интерес в «Web Warriors» и «Edge of Spider-Geddon», говорить о которых совершенно не интересно.

Три года Латур и Родригез занимались тем, о чем мечтает каждый второй сценарист супергероики: строили свою маленькую марвел-вселенную, где можно играть с любыми персонажами и заново пересказывать любые истории. Маленький полушуточный выпуск «Что если…», в котором Слотт смешал Спайдермена с «Джем и Голограммами», первоначально ждала судьба всех историй с яркой, но недолговечной концепцией — за полгодика из него выжимается вся новизна, а дальше остается точно такая же комикс-серия, как первоисточник, «только меньше и другая». А когда и первоисточник продается не так чтоб миллионами…

Спайдер-Гвен же каким-то чудом выжила. В том числе пережила закрытие и перезапуск серии по обе стороны от «Сикрет ворс», притом что сами «Тайные войны» ее никак не освежили (кто запомнил ее в «A-Force»?), а потом ещё и вторгающиеся раз в год в течение серии пауко-кроссоверы. Вот казалось бы — заводишь ты себе комикс в ДРУГОЙ вселенной, баррикадируешься от разных там «Гражданских войн» и «Заговоров с клонами», но всё равно раз в году кто-нибудь прибегает через межпространственный портал и приносит с собой чужие проблемы. Причем Латур на удивление показал себя как хороший корпоративный солдат — оба раза в кроссоверах происходят сверхважные события, меняющие статус-кво серии на всё обозримое будущее. Ну мы же чего обычно ждём от вторжения ивента или кроссовера в серию? Или что сценарист будет максимально отвлекаться от кроссоверного сюжета, чтобы его серию можно было читать подряд, не отвлекаясь на другие онгоинги (а оба кроссовера либо начинаются, либо заканчиваются НЕ в серии «Спайдер-Гвен»), или что «всё, происходящее в кроссовере, остается в кроссовере», чтобы связанные с ним номера можно было счастливо выбросить из серии и забыть. А тут три энергичных сценариста (Латур, Хоуплесс и Томпсон, все очень интересные, но по-разному) меняют базовую проблему серии «Спайдер-Гвен» в событии, на которое обычно и внимания не хотелось бы обращать. Не знаю, так ли были велики перемены в сериях про Силк и Джессику Дрю, но в «Гвен» тогда произошел первый перелом. А второй — когда серия стала «Спайдер-Г-Веном».

Пора бы уже сказать про сам комикс. Я не могу назвать «Спайдер-Гвен» шедевром или даже особенно запоминающимся комиксом — он как будто бы хороший, но таких «хороших» еженедельно появляются десятки. В нем нет какого-то большого центрального посыла, к которому привязываешься, или супер-увлекательного сюжета. Но если он «средний», то средний в том же смысле, в котором большую часть времени «средним» ощущается основной онгоинг какого-нибудь героя с полувековой историей. В смысле, очень легко представить мир, в котором «Спайдер-Гвен» — это основная паучья серия, Латур и Родригез сидят на ней десять лет, и никаких других пауков мы не знаем (а Майлз Моралез снова воспринимается как «альтернативный» Паук).

Преимущество «слегка альтернативных» земель в том, что они одновременно новые и привычные, как стосотая серия любимого «процедурного» сериала. Всех персонажей мира радиоактивной Гвен Стейси мы видим впервые, но про всех уже что-то знаем. Кто-то оказывается одноразовой шуткой, как офицер полиции Бен Гримм, кто-то сквозным злодеем серии, как другой офицер полиции, Фрэнк Касл, о прошлом которого достаточно обмолвиться двумя словами — мы ведь и так знаем, в чем фишка «Фрэнка Касла», что с ним случалось и что у него в голове, а рассказать нам нужно только о том, чем ЭТОТ Фрэнк Касл отличается от уже известных нам. Латур и Родригез могут легко ввести в сюжет любой элемент марвел-вселенной и задержаться на нем ровно настолько, насколько их это развлекает. Захотели порисовать немножко Росомахи в кимоно? Пожалуйста. Не захотели задерживаться на прошлом злодейского Мэтта Мёрдока или Фрэнка Касла — отделались парой кадров и поехали дальше.

При этом «альтернативные» земли хороши тем, что однозадачны. Как в далекие годы, о которых никто не помнит, всё в комиксе «Спайдер-Гвен» вращается вокруг заглавной героини. Нам не нужно оборачиваться на другие уголки мира, нам не режет глаз отсутствие эха какой-нибудь глобальной катастрофы, авторам не мешает то, что где-нибудь в мейджорной серии решили разрушить пол-Нью-Йорка или «навсегда» выключить какого-нибудь персонажа из сюжета. Если в «основной» марвел-хронологии где-то в мире что-то есть, то оно есть не потому что нужно автору сейчас, а потому что автор должен считаться с работой сотни других творцов и ожиданиями читателей. А пространство «Земли-65», с которой родом Спайдер-Гвен, остается пустым, пока мы в него не посмотрим. Только что в мире не было никакого Зеленого Гоблина — а вот теперь он есть, и всегда был, и хорошо встраивается в систему образов, вращающуюся вокруг Гвен и иллюстрирующую вопросы, которыми задается она, а через нее — авторы. Всё, что происходит, происходит по замыслу Латура и работает на центральные темы комикса.

Темы, которые нам давно известны. В этом и минус того, что Гвен-комиксы стали в итоге «почти как Спайдер-мен, только с девчонкой». Предлагая новый заход на знакомые метафоры о большой силе и большой ответственности — угроза близким, потеря и обретение супер-сил, хищный черный симбиот — Латур и Родригез не могут предложить прям такой уж ОЧЕНь новый взгляд, им не позволяют собственные правила игры. Ну Веном — так что, мы Венома не видали? Ну снятие маски — так это всё время с каким-нибудь Пауком происходит, вот недавно у Здарски… Во многом это мотивировано изначальным «концептом» комикса, в котором мир натурально вращался вокруг Гвен Стейси — Питер Паркер и мутировал почти тем же способом, что и она, и погиб, сражаясь с нею.

Своё место «второстепенной» паучьей серии прекрасно видит и Латур, и его ирония по этому поводу иногда превышает приятные границы: временами комикс слишком уж отвлекается на колкости по поводу современной кейпоты, или законов жанра, или даже собственных прежних решений сценариста.

Основное «рассуждение» при этом остается цельным, комикс не разваливается на отдельные арки. Латур методично исследует свою героиню, и его вопросы следуют один из другого. Большая сила и большая ответственность, да? А что будет, если придется выбирать между ними? А что будет, если сила пропадет, а ответственность останется? А что будет, если силы дать конечное количество, и нужно будет определять, что «достойно» ее затрат? А что будет, если силу можно вернуть, но для этого нужно пойти на сделку с совестью и злодеями? А что будет, если потребуется повторная сделка с совестью, но злодейство будет уже не снаружи тебя, а внутри? Не то чтобы это такие уж сложные вопросы, но они задают серии тематический стержень. Который удерживает ее вместе куда лучше, чем почти сквозной сюжет на три с лишним года.

Он тоже одновременно и плюс, и минус для гвен-онгоинга. Всё, происходящее в «Спайдер-Гвен», развивается от первого номера серии, как падающая цепочка из домино. И это дает серии собственное лицо. Но будь у «Спайдер-Гвен» множество сменяющих друг друга сюжетов, на их сходствах и различиях это «лицо» проступило бы ярче. «Архетипическими» супергероев делает не цельность образа, а наличие узнаваемых формульных элементов.

Впрочем, узнаваемости Спайдер-Гвен не занимать. Ее маска есть в наборах стикеров, а фигурка — в самых разных сериях игрушек. Она будет в следующем мультфильме про Пауков. Комикс-серия ее закрывается, но саму героиню уже обещают в следующем большом пауко-кроссовере, а потом наверняка притянут куда-нибудь ещё. И ещё. Не пропадать же такому эффектному костюму — а под ним героине, которая всё-таки выделилась среди однообразных неудачных попыток «Марвел» делать «диверсифицированные» серии с помощью «недиверсифицированного» набора сценаристов.

Лучший способ читать «Спайдер-Гвен» — это представить, что ее комикс попал к вам из параллельной вселенной. Где всё почти такое же, как у нас, только в моде, например, не новая школа хип-хопа, а возрождение ню-метала. Или Санта-Клауса придумала «Пепси». А комиксы про Человека-Паука рассказывают про девушку в белом костюме. Но в них точно так же с большой силой приходит большая ответственность. И вы даже наперед знаете, что от людей с фамилией Осборн добра не жди.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33500 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26821 103