RSS
Рекомендуем

Новинки Азии: манга Rin (2012, Kodansha)

16.07.2015, 17:00 — Евгений Кольчугин 10381 9
Теги: Манга

Харольд Сакуси из тех художников, которые прежде всего думает о читателях, когда рисуют свою мангу, не выпячивая авторское мнение о мироздании. «Я работаю, чтобы развлечь читателя, а не себя», — говорит Сакуси в одном из своих интервью. Знаете, у писателя Харуки Мураками есть простое кредо — он должен написать свою книгу так, чтобы у читателя не возникало желания отложить её на середине или прерваться на другое занятие. Вот Харольд Сакуси — это самый настоящий Мураками, только в мире манги. Открыв любую его работу, можно легко войти в транс, выход из которого состоится лишь ранним утром с остаточным явлением мелкой дрожи в руках.

Харольд Сакуси собственной персоной и главный герой в Rin.

Несмотря на то, что Харольд до сих пор выглядит почти как студент (кстати, почти все японцы выглядят моложе лет на десять, если не на двадцать, чем им есть, и я не знаю в чём тут секрет, но ОЧЕНЬ хотел бы им воспользоваться в личных целях, хе-хе), ему уже стукнуло 45, а первый дебют состоялся аж в 1987 году на Tetsuya Chiba Newcomer Award.

После дебютного успеха Харольд подписывает контракт с Kodansha и за пять лет создает 19(!) томов уморительной комедии для взрослых — Gorillaman.

Как рассказывает мангака, организаторы хотели присудить ему главный приз, но сам Тецуя Чиба посчитал его мангу недостаточно хорошей для первого места и сместил ее на второе. Кстати, этот момент из своей жизни Харольд включил в Rin.

Тецуя Чиба. Легендарный мангака. Ashita no Joe — его самая известная работа до сих пор регулярно переиздается из-за спроса в книжных магазинах, хотя манге уже 50 лет отроду.

Если проследить всё творчество Сакуси-сенсея на протяжении тридцати лет — это истории про то, что ему нравится самому: рок-музыка, бейсбол, боевые искусства (банальный, но на самом деле довольно типичный набор для мальчишки японца).

Dokaben от Синдзи Мизусимы первая манга, которую Харольд прочитал в детстве. Собственно она же и оказала основное влияние на последующее творчество мангаки.

Все мы в детстве чем-то страстно увлекаемся, а потом, полностью окунувшись во взрослую жизнь, как бы предаем свои детские страсти, больше к ним не возвращаясь. Харольд же нашел способ продлить своим увлечениям жизнь: он рассказал о них с большой любовью в своей манге.

Позже Харольд сполна отдаст долг Dokaben’у, нарисовав 12-ти томную историю про бейсбол (Stopper Busujima).

Например, Beck — самая известная, самая яркая и самая великая его работа, родилась буднично и просто. Редактор, зная, что Харольд увлекается рок-музыкой, предложил нарисовать историю про неё. Мангака пожал плечами и сделал первые главы про молодых японских музыкантов, которые без ума от зарубежного рока. В итоге родилась величайшая сага о музыке длиною в 34 тома, которая сейчас входит в золотой фонд манги с замечательными аниме- и киноэкранизациями. А саундтрек у аниме получился настолько замечательным, что я лет пять потом его слушал в машине с огромным зарядом драйва и удовольствия.

Шеститомник Seven Man Shakespeares — нетипичная работа для Харольда.

Rin выпускается в ежемесячном журнале Gekkan Shounen. За месяц Харольд с ассистентами успевает нарисовать 60 страниц, что дает 4 тома в год (очень хороший темп).

Мангака считает, что время, когда страницу манги насыщали мелкими фреймами, ушло (при всем уважении к величию мангак прошлого поколения, которые работали в таком ключе). Современному читателю необходима зрелищность и читабельность, поэтому в Rin превалируют страницы с небольшим количеством фреймов, с завидной регулярностью появляются одно- и двухфреймовые страницы, позволяющие отразить драматичность момента во всей красе.

И ведь никак нельзя заподозрить Харольда в халтуре, что, мол, он специально разрежает фреймы, искусственно увеличивая количество страниц. Конечно же нет. Вообще, если наблюдать, как эволюционируют мангаки, то обычно достижение мастерства заключается в том, что история течет настолько плавно и бесшовно, что мозг перестает замечать таймскип фреймов, идеально заполняя происходящее логичными движениями. Можно смело утверждать, что Харольд если не достиг, то максимально приблизился к высочайшему мастерству. История Rin идет настолько максимально плавно, насколько это вообще возможно для комикса.

Вторая особенность Сакуси-сэнсея в том, что он пишет донельзя реалистичные диалоги, почти всегда сопровождая это разнообразным крупным планом. Знаете, когда много читаешь мангу, то начинаешь привыкать, что персонажи либо герои, либо фрики, либо ещё кто-то ещё с нарочито гипертрофированной речью. А тут диалоги настолько живые и приближенные к реальности, что создается удивительное чувство, словно это ты сам хотел сказать, но автор ловко снял фразу у тебя с языка.

Rin — гармоничный сплав романтики, мистики и реализма, сюжетно опирающийся на индустрию манги в Японии. Если вы знаете, что такое Bakuman, то это вот почти про то же самое, только в более взрослой и реалистичной обертке и с реальными автобиографическими отсылками.

Фанатам «Бакумана» может показаться, что Харольд нагло тырит идеи Обаты и Обы. Ничего подобного. Манга про мангак хоть и не частый, но довольно стабильный сюжетный фундамент, и не одним «Бакуманом» в Японии живы. Например, из этого же стана есть просто уморительный Gekkan Shoujo Nozaki-kun. Совсем недавно появилась новинка Kakukaku Shikajika, которая успела даже выиграть важную награду в этом году. Есть космически прекрасный Billy Bat, который более чем полностью посвящен манге. И фундаментальный Gekiga Hyouryuu, о котором я писал ранее здесь.

Так что Rin никак не плагиат «Бакумана», а самостоятельное мощное произведение. Как я уже говорил выше, Харольд никогда не скрывал, что его главная задача — развлечь читателя, но самое крутое это то, что в Rin мангака РАССКАЗЫВАЕТ, к каким способам прибегают издатели и мангаки, чтобы удержать внимание читателя. И тут же сразу после этого, совершенно не стесняясь, Харольд встраивает этот же самый способ в сюжет манги. Тем самым создается дичайшее восхитительное понимание, что тебя дурят, но ты просишь делать это ещё и ещё. Плюс происходит постоянный слом четвертой стены. Такого я ещё не видел нигде. Так что Харольду мои самые громкие аплодисменты.

При всей простоте идеи (манга про начинающего мангаку) Сакуси-сэнсэй умудрился начинить сюжетный пирог просто дичайшим количеством самых разнообразных и трудносвязанных между собою элементов. Тут и мистика, и якудза, и шокирующая загадка в стиле манги Billy Bat, и нежная трогательная романтика, и спокон, и слайв оф лайф про школьные будни, и по-настоящему трагичные вкрапления жизненных трудностей. Мангака ловко балансирует огромным диапазоном тональностей, создавая воистину обширное, красивое и при всём этом реалистичное полотно. Лично у меня захватывает дух от масштаба.

Харольду всегда (слышите ВСЕГДА) удаются женские персонажи. Я не знаю, как он это делает, но он заставляет по-настоящему влюбляться в них, заселяя в ваши сердца щемящую тоску по неразделенной любви.

Что Махо из Beck, что Рин — все моменты с ними наполнены высшей трогательностью и романтизмом. Причем именно мужским романтизмом, что делает мангу особенно ценной для мужской аудитории (логично, учитывая целевую аудиторию журнала, где она выходит).

Но при всей расчетной логике бить точно в целевую аудиторию надо признать главное: Харольд Сакуси прямо здесь и сейчас является главным японским мангаромантиком начала XXI века, и у вас есть все шансы открыть для себя его великолепные работы, наполненные чарующей тоской по совершенству.

 

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33498 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26819 103