Порой трудно поверить, но мы никогда специально не договариваемся о том, чтобы все или большинство комиксов в МЖДЗ подходили под одну общую тему. Так получается, это магия (или просто у нас часто совпадают вкусы и интересы). Сегодня мы будем путешествовать во времени и пространстве с Доктором и Иваром, узнаем о тайном прошлом и слетаем в космос в комиксе Letter 44 и заглянем в пространство в голове Грега Раки. Для Спайдермедии это всего лишь еще один вторник.
Секрет долголетия Doctor Who в том, что он может приспособиться к любому жанру и медиуму, к любой сюжетной схеме и формуле. Телевидение, литература, аудио, комиксы — нет места, где не могла бы материализоваться синяя будка. Доктор путешествует не столько сквозь реальные пространство и время, сколько между историями, и его основная сверхспособность заключается в том, что, попадая в чужие рассказы — в те или иные сюжетные формулы, он выворачивает их наизнанку одним своим присутствием. Конечно, не всегда, но в свои лучшие моменты Doctor Who занят именно этим: исследованием историй, которые мы рассказываем друг другу с начала времен, и превращением старых, отживших своё нарративов в новые — уникальные и необычные. В худшие моменты, однако, инструментарий «Доктора Кто» попадает в руки людей, заинтересованных исключительно в воспроизведении формул со всеми полагающимися проблемами — и мы получаем, скажем, печально известную эру Эрика Саварда, которую не пнул только ленивый, эпизоды Тоби Уитхауса, в общем-то довольно приличного сценариста хорроров, который никак не может расстаться с любовью к пустым однотипным деконструкциям всего и вся, и порой комиксы от каких-то непонятных людей.
Например, The Ninth Doctor #1. Как верно заметил Олег в одном из выпускоы ДНК, у совершенно замечательного Девятого Доктора преступно мало историй — Кристофер Экклстон ушел из сериала очень рано, отчего мы вынуждены довольствоваться тринадцатью часами телевизионных приключений и стрипами в Doctor Who Magazine. При том эти тринадцать часов — весьма линейное повествование, где практически нет белых пятен. Что подводит к первой фундаментальной проблеме потенциального онгоинга Девятого: место для новых историй сильно ограничено — хочешь не хочешь, а в любом случае придется насильно расширять пространство между телевизионными эпизодами, и механистичность процесса расширения лично мне режет глаз. Сериям про остальных Докторов живется спокойнее — там и места достаточно, и можно выдумывать новых интересных компаньонов для Докторов Смита и Теннанта. У Девятого есть только Роуз, а про Роуз, как ни старайся, уже ничего нового не скажешь: её арк в сериале давно написан и разыгран одним из самых талантливых сценаристов на телевидении. Состязаться с Расселом Т. Дэвисом в умении работать с персонажами, да ещё на его же поле — гиблое дело.
Вторая проблема комикса — история, которую предлагает Каван Скотт, банально не слишком интересна. Самая остроумная идея во всем выпуске — очаровательное название «Weapons of Past Destruction», за которым скрывается скучный б-муви сюжет, где Доктор, Роуз и капитан Джек Харкнесс вынуждены бегать туда-сюда по космическому кораблю от враждебно настроенных роботов инопланетян. Или инопланетян-роботов. Whatever. Эти герои слишком хороши для разыгранной столь прямолинейно формулы б-муви. Не играет на руку комиксу и расположение приключения между The Doctor Dances Стивена Моффата, торжественным гимном сексуальной свободе, замаскированным под псевдоисторический научно-фантастический хоррор, и Boom Town Дэвиса, критикой этического кодекса сериала, в свою очередь замаскированной под маленький бюджетный bottle episode — историями, которые прекрасно показывают, на что способен Doctor Who в руках талантливых людей. И уж тем более комиксу совсем не помогает одновременное существование с блестящим The Eleventh Doctor Эла Юинга, образцово-показательным комиксом по «Доктору Кто», способным выдерживать сравнение с работами лучших сценаристов сериала.
Тем не менее история только начинается, и на этом основании серии можно дать поблажку. Возвращаясь к единственному плюсу выпуска, название все-таки обещает как минимум забавное продолжение, и возможно Каван Скотт скрывает пару козырей в рукаве — неожиданный переворот премизма вверх ногами и превращение б-муви в что-то другое очень приветствуются. Диалоги у него получаются вполне неплохо, разве что внедрение в разговоры «технической» сюжетной информации сделано грубовато, отчего шестеренки повествовательного механизма становятся слишком заметны.
The Ninth Doctor #1 — более-менее приемлемый приключенческий комикс. Но «Доктор Кто» способен на гораздо большее.