Из раза в раз убеждаемся, что обсудить комиксную индустрию желающие всегда найдутся. Но мы, конечно, не забываем, что у нас на сайте первоочередная задача — обсуждать сами комиксы. Кажется, все, кому не лень высказались об обложке Batgirl, но мало кто потрудился объяснить или понять, что же это за комикс и почему он так важен для читателей. Что ж, нам не трудно — отчеты предоставили Николай Лехин и Ольга Щербинина. Алексей Замский в свою очередь проверил, есть ли в Monster Motors: The Curse of Minivan Helsing что-то кроме очевидных шуток, а также трезво оценил первые выпуски серии Howard the Duck и нового проекта Алеша Кота — The Surface. Я же взялся за Chrononauts, во многом чтобы наконец облечь в текст свои впечатления от рисунка Шона Гордона Мерфи. Приятного чтения!
Алан Мур неоднократно жалел, что его работы, призванные освободить комиксы и разрушить невидимые границы, открыв будущим поколениям авторов свободу творить что угодно, стали непреодолимым препятствием на пути развития комиксов. Кирпичи Marvelman, Watchmen и Killing Joke сложились в высокую стену, наткнувшись на которую супергеройские комиксы замерли в недоумении, почесали головы, и, рассудив, что лезть как-то уж больно высоко, да и темнеет уже, разбили лагерь и устроились жить под стеной на неопределенный срок. Вскоре лагерь разросся до города, развилась инфраструктура, и все как-то позабыли, что нужно лезть через какую-то там стену, рядом с которой жить так удобно, спокойно и безопасно. И вообще, этим всегда можно заняться завтра. Или послезавтра. Стена, в конце концов, никуда не убежит.
Злая ирония — бородатый волшебник всего-то хотел сделать мир чуточку лучше, вдохнув новую жизнь в старые концепты, но заклинание вышло из-под контроля, сковав воображение множества авторов на много лет вперед. Завороженные мраком, цинизмом и гнетущей атмосферой комиксов Мура, все незамедлительно бросились копировать именно эти аспекты, проигнорировав как моменты искреннего оптимизма, так и его главный принцип «жизнь не делится на жанры». Гримдарковый реализм стал базовым подходом к написанию супергеройского комикса, а «суровый травмированный мститель» — образцом супергероя. Особенно сильно этот сдвиг затронул DC, которое искренне уверовало, что все комиксы на свете должны быть похожи на Watchmen, а все герои в обязательном порядке должны быть роршахами, и до такой степени зафорсило гримдарк в качестве фундаментальной эстетики своих комиксов, что многие люди начали не менее искренне верить в идею «комиксы должны быть суровыми и мрачными, а уж комиксы DC — тем более». Снять заклинание, казалось, было невозможно.
До сегодняшнего дня.
Явление Ms Marvel знаменовало новый большой сдвиг в комиксах в сторону яркой, не ограниченной никакими рамками эстетики (конечно, не стоит забывать про Hawkeye, но тот был скорее предвестником перемен, нежели сдвигом), которая воплощает наконец желание Мура из 80-х увидеть поток свежих, оригинальных работ и соответствует его главному принципу. Комиксы наконец начали пытаться даже не перелезть через стену, но вообще пробурить в ней огромную дыру и выйти на другую сторону — туда, где царит неизвестность и безграничный потенциал новых идей и историй. В DC, заметив сдвиг (и провал New 52, ага), решили по мере возможностей присоединиться к процессу бурения и сделать свой аналог Ms Marvel, взяв на роль Камалы Хан Барбару Гордон — героиню, к которой даже Гейл Симон за 34 выпуска не смогла придумать свежий, отличный от гримдарковости, подход.
О новой Batgirl довольно сложно говорить: комикс принимает идею «истории обладают силой воздействовать на реальность» всерьёз и открыто ставит целью быть инструментом положительного социального изменения; сознательно сотворенным заклинанием, меняющим реальный мир через изменение персональной истории Барбары Гордон. Идеальным комиксом про Бэтгерл — веселым, ярким и написанным однозначно не для меня лично, и уж тем более не для аудитории New 52. Контекст поэтому становится частью истории: за каждым шагом авторов комикса про мир социальных сетей и твиттеров следят через те самые социальные сети и твиттеры, каждое решение и каждая ошибка становится предметом дискуссии, раскрывающей те или иные проблемы современного американского общества. И это прекрасно. Вызывать оживленное обсуждение, пытаться делать что-то полезное, спотыкаться о подводные камни и указывать другим людям на их расположение — одна из ключевых задач фикшена. Деятельность Стюарта, Флетчер и Бабс Тарр однозначно полезна для комиксного дискурса. Вопрос лишь в том, сработал ли их главный трюк. Смогли ли они сотворить заклинание, способное перебить магию Мура.
Для начала посмотрим отдельно на выпуски 35-39. За основу комикса взята модифицированная формула Нэнси Дрю. Барбаре выдают окружение очаровательных персонажей, тусуясь с которыми она натыкается на загадки и преступления. Комикс, воспевающий современный информационный мир, сам состоит из множества потоков информации, закодированной как в диалогах, так и через визуальную составляющую. В воздухе летают смски и обрывки новостных заголовков, важные сюжетные данные выдаются одновременно на основном плане и на фоне (ещё один привет Алану Муру). Флетчер, Стюарт и Тарр от месяца к месяцу стараются изобретательно использовать уникальные возможности медиума, придумывая интересные трюки с композицией кадров и смешивая стили и жанры — на одной странице происходит аниме, на другой хай-тек сайфай, на третьей бэтменовский детективный комикс, а на четвертой и вовсе подростковая комедия. Каждый выпуск — относительно законченная история с небольшими зацепками к туманному большому сюжету. Злодеи, с которыми сражается Барбара, воплощают вполне конкретные идеи — мизогиния, самовлюбленность, слава, безответственность. Периодически тут и там всплывают образы из Killing Joke. Наблюдать за этими кусками мозаики, конечно, очень здорово и интересно, но долгое время было все-таки не совсем понятно, в чем именно заключается магичеcкий трюк и когда Флетчер и Стюарт наконец вытащат кролика из шляпы.
Кролика вытащили в 39 выпуске — и им оказалась сама Барбара Гордон. Конечно же Барбара Гордон. Кто еще мог быть главным врагом новой Бэтгерл, как не она сама из прошлого? Какой ещё трюк могли провернуть Флетчер и Стюарт кроме этого? И ребята сыграли максимально честно: на последних страницах первого выпуска рана расположена ключевая подсказка — сообщение таинственного злодея подписано «Batgirl», а если пройтись по номерам второй раз с лупой, то можно без особого труда заметить множество ключей к разгадке (некоторые люди в интернетах, к слову, так и сделали, предсказав большую часть событий финальных выпусков). Бэтгерл сражается с Бэтгерл. С кибер-версией себя, разумным алгоритмом предсказания и предотвращения преступлений до факта совершения. Со злой версией Машины из сериала Person of Interest. How cool is that? Торжество безграничных возможностей нового направления в комиксах.
И в последней истории перед Конвергенцией, Ghost in the Cowl, картинка складывается воедино и все элементы мозаики становятся на свои места. Первый арк новой Бэтгерл — реконструкция жизни Барбары Гордон, где все сюжетные линии, все расследования и все тайны ведут к неизбежному столкновению с прошлым. С самой собой. Кибер-версия Барбары — Лжеоракул, мотивируемая ненавистью и болью. Существо из гримдаркового мира, случайно созданного Аланом Муром в 1986 году. Мира, где «Batgirl should be feared» и спасение лежит в разрушении. Но Барбара Гордон больше не принадлежит этому миру. Её мотивация лежит в противоположной плоскости, не ограничивается травмой из прошлого. Бэтгерл Бернсайда теперь живет в мире за пределами стены, где у неё есть верные друзья и соратники, с помощью которых она побеждает свою темную сущность — и наконец расстается с темным прошлым, закрывая эту главу своей жизни. Комикс выдает простую мораль о значении дружбы и заканчивается грандиозным празднованием победы — как и все хорошие истории.
Но вдруг здесь сокрыто нечто большее?
В конце концов, супергерои и их истории — всего лишь набор букв и изображений на бумаге. Символы. Идеи. И Барбара Гордон в этой истории раз за разом сражалась с идеями. Так какая же идея стоит за её главным противником?
Грант Моррисон совершенно неправ, когда говорит, что старая killing joke Мура в том, что Бэтмен убивает своего врага на последней странице, и комикс становится последней историей о Бэтмене и Джокере на свете. Нет, killing joke в том, что комиксы бесконечны, и противостояние двух равнозначных по силе, невероятно популярных идей Бэтмена и Джокера никогда не закончится, потому что они, да, они слишком популярны — и из-за этого не способны измениться. Джокер всегда будет сбегать. Бэтмен всегда будет ловить. Nothing ends, Adrian. Nothing ever ends.
Бесконечность комиксов в сочетании с отсутствием изменения порождает застой. Все меняется и одновременно не меняется. Все истории лишь круги на воде. Будущее всегда заканчивается, вымышленные миры всегда умирают, кризисы всегда финальные. Лжеоракул — воплощение этого стазиса; идеи, что все в мире статично. Немыслимо даже представить, что высеченное в камне будущее можно переписать. Что собравшиеся на концерте люди, которых Лжеоракул приговорила к уничтожению, навесив клеймо будущих злодеев, могут измениться. Что мир можно менять посредством манипуляции словами и изображениями на бумаге.
И чтобы победить идею, Барбара сама становится идеей — антитезисом застоя, воплощением всей идеологии своего комикса. Живым примером возможности изменения. Уверенно заявляет, что она и её комикс окончательно и бесповоротно изменились, и больше не скованы прошлым. И конечно же она побеждает Лжеоракула парадоксом эстетик, заметив, что её план спасения Готэма на самом деле злодейство. Дилемма Озимандиаса. «To save Gotham you must destroy the people.» Существо гримдарковой эстетики, оказавшись в веселом, ярком комиксе нового направления, теряет козырь «I did it 35 minutes ago», и, будучи всё ещё Бэтгерл — пусть и травмированной, но Бэтгерл; супергероиней, не злодейкой — дизинтегрирует саму себя. А вместе с ней исчезает и фиксация времени. Пророчества остаются пророчествами — информацией, с помощью которой можно менять будущее... Символами, которыми можно манипулировать для достижения положительного эффекта. Барбара и её друзья становятся магами — а вместе с ними и мы, читатели.
И в этом заключается заклинание: Batgirl возвращает меркуриальность в комиксы, напоминая, что каждый может использовать эти журналы с историями про героев и злодеев, чтобы менять себя — и реальность — в лучшую сторону. Демонстрирует, что оптимизм и радость побеждают боль и ненависть, обещая лучшее будущее.
Разве не для этого нужны супергерои?
Закончилась первая арка посвежевшей Batgirl от новой креативной команды. И что мы имеем? Мир, полный надежд. Барбаре 21 год, она снова здорова, полна жизни, переезжает в пригород Готэма, поступает в колледж, заводит новых друзей, парня, да и костюм обновляет. Мисс Гордон готова к труду и обороне, и новый таинственный враг не заставляет себя ждать. Кто-то активно пытается испортить репутацию Барбары, крадет ее ноутбук, организует нелепую выставку и т.д. Антураж серии очень современный: район а-ля Бруклин, соевый кофе, хипстеры, стартапы, приложения для знакомств, инстаграм, современное искусство. Не знаю, подойдет ли этот подход для того, чтобы комикс остался актуальным «на все времена», но в данный момент мы все так или иначе варимся в чем-то подобном, так что волну авторы поймали. Проблема популярности и поддержки некоего социального статуса (в том числе и в соцсетях), как я думаю, весьма актуальна для молодых людей (особенно девушек) 16-23 лет, а ведь именно на эту возрастную и гендерную аудиторию рассчитан комикс.
Нам, конечно, не откроют Америку, но лишнее напоминание о том, что то, что внутри, главнее внешнего лоска, не помешает. В то же время не стоит закрываться в раковине. Основной посыл тоже довольно прост, но важен: ты — твой главный враг, нужно уметь переступать свое прошлое, каким бы неприятным оно не было. Не забывать, но стараться жить дальше, искать новые пути, новые перспективы, взрослеть. Этот посыл относится, кстати, не только к главной героине. Например, Дина Лэнс тоже получит порцию добра, ну и вишенка на торте — в конце жизнь еще одного персонажа круто изменится. Кажется, мы получим нового Оракула. Хорошее обновление для персонажа.
Отдельно про рисунок, конечно. Три слова: динамично, ярко, современно. Новый костюм замечательный, а в движении смотрится еще лучше. Яркие краски и слегка мультяшные персонажи, которых не ожидаешь от истории о Готэме, лишний раз подчеркивают смену направления (ок, технически это уже и не Готэм). Да и сама Барбара очень симпатичная. Авторы проделали отличную работу по внесению свежести в серию, так что