RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Метабароны»

08.02.2018, 16:00 — Александр Кириллов 8643 5

Как это обычно бывает, после декабрьского бума новинок за январь практически ничего не вышло. Но, к счастью, у меня остался последний «хвост» с прошлого года — комикс, не написать про который было бы преступлением. Без лишних предисловий — «Метабароны», которые наконец-таки вышли на русском благодаря издательству Fanzon.

Выход «Метабаронов» в России, да ещё и в виде двух томов полного издания, да ещё и с небольшим временным промежутком между их выпуском — это воистину знаковое событие. Знаковое для всех, кто читал этот комикс и знает, что он из себя представляет. Для нечитавших же — это прекрасная возможность приобщиться к великому. В 2013 году «Метабароны» уже выходили в России — когда ныне почившее издательство Talking Head выпустило первый том — на том всё и закончилось. Но, несмотря на то, что в то время продолжение «Метабаронов» я так и не прочитал, своё дело они сделали: наряду с изданными в России комиксами Энки Билала, работа Ходоровски и Хименеса привила мне безграничную любовь и уважение к европейской школе.

Сразу сделаю небольшую ремарку: я вряд ли смогу сказать что-то новое для людей, которые читали «Метабаронов». И вряд ли смогу глубоко рассуждать о комиксе, который старше, чем я сам. Моя рецензия будет направлена на тех, кто про «Метабаронов» слышал только из новостей магазинов комиксов и, не став разбираться в содержимом, прошёл мимо. Или же для тех, кому интересны детали издания (вам тогда в самый конец статьи).

Сравнение старого и нового издания

Родилась идея «Метабаронов» из персонажа, появившегося в серии комиксов «Инкал», которую в 80-е Ходоровски делал совместно с известным художником Мёбиусом. Метабарон настолько понравился Ходоровски, что он решил написать про него отдельную историю. После нескольких лет поиска художника для реализации задуманного, Ходоровски смог привлечь к сотрудничеству Хуана Хименеса, который затем на протяжении 12 лет (с 1992 по 2003) воплощал в жизнь сагу о метабаронах. За эти годы свет увидели 8 томов (альбомов, если точнее). А после завершения основной истории были выпущены несколько спин-оффов, и двухтомный приквел, рассказывающий о происхождении рода Кастака (из которого берёт начало клан метабаронов). Правда, художники у этих историй были уже другие — в силу занятости Хименеса на других проектах.

Инициация последнего метабарона в исполнении Мёбиуса. Впоследствии была перерисована Хименесом в первом томе

«Так о чём же, собственно, „Метабароны“?» — вопрошает нетерпеливый читатель, которому не интересны сухие цифры и факты прошлого. «Метабароны» — это история не о «чём», а о «ком». Если очень сильно вкратце — это космическая сага о клане великих воинов — метабаронах — могущественных настолько, что их жизнь изменила историю всей галактики. А если подробнее, то эта история в жанре классической научной фантастики, которую «в сердце неприступного метабункера, парящего над оживлённым городом-колодцем» один робот — Тонто — рассказывает другому — Лотару. Именно от лица Тонто, который служил метабаронам с самого основания касты, мы узнаём, подробно и в хронологическом порядке, о жизни и смерти, сражениях и любви династии непобедимых воителей. В восьми томах он, периодически прерываясь на язвительные перебранки с Лотаром, рассказывает историю пяти поколений метабаронов, от Отона — прапрадеда, до последнего метабарона, у которого нет имени. Чего только нет в этой истории! Это и масштабные космические баталии, и огромные биомеханические корабли, и путешествия в параллельные измерения, и уродливые чудища всевозможных видов, и прекрасные пейзажи космоса. Это синтез магии и техники, постядерного вооружения и клинкового оружия, технократии и религии. Это история о бесконечном стремлении к совершенству, о попытке человека стать богом. Это история о беспощадных воинах, уничтожавших целые галактики, но падающих на колени перед одной-единственной женщиной. Это огромный, населённый многочисленными обитателями, зиждущийся на противоречивых законах, опасный, древний и несравненно прекрасный мир, вышедший из-под пера Ходоровски. Это грандиозная история, которая подарила мне бурю эмоций при чтении, и я абсолютно уверен, что она никого не оставит равнодушным.

Говорить о рисунке Хименеса хочется капсом и исключительно эпитетами. К сожалению, издательство Fanzon не опубликовывало превью в хорошем разрешении, поэтому по единственным найденным мной страницам, которые я привёл выше, оценить рисунок, конечно, можно, но с трудом. Но если вы возьмёте в магазине этот комикс и полистаете его, — о, вы поймёте, отчего мне сейчас так трудно подобрать слова. Потому что рисунок Хименеса — это квинтэссенция великолепия европейского стиля, это удивительная точность графики, потрясающий цвет, великолепная работа с тенью и грандиозная детализация. Весь комикс, естественно, выполнен традиционными художественными инструментами — ни о какой компьютерной графике в те годы ещё не знали. Естественно, такой подход влияет на сроки выхода — на каждую страницу у Хуана, по его словам, уходило около пяти дней. Кроме великолепных навыков живописца, Хименес ещё и удивительно точно чувствует ритм повествования и задаёт его с помощью простых, но элегантных композиционных решений. Да, в «Метабаронах» нет безумных заигрываний с композицией и кадрами — абсолютно все они имеют аккуратные прямые границы, вычерченные по линейке. Но и безо всяких ухищрений Хименес с лёгкостью завладевает вниманием читателя, направляет его с помощью умело расставленных акцентов и не отпускает, пока не закончится глава.

Красивейший разворот из пятого тома

Я не уверен, что стоит отдельно останавливаться на моих впечатлениях — думаю, из вышенаписанного очевидно, что я был в полном восторге. Ещё бы — наконец-то добраться до продолжения истории, начало которой я прочитал ещё четыре года назад, и узнать, что тот первый том был всего лишь прелюдией к чему-то поистине грандиозному. Комиксов такого масштаба и полёта мысли я уже давненько не встречал, если и встречал когда-либо вовсе. Заряда эмоций, которые он преподнёс, мне хватит ещё надолго.

Конечно же, я не обделю вниманием русскоязычное издание. «Метабаронов» у нас издали в двух солидных хардах, на отличной бумаге — держать эти книги в руках очень приятно. Правда, при первом же беглом взгляде на них я заметил странный момент: у двух томов разного типа корешки — выгнутый у первого и строго прямоугольный у второго. С чем это связано — непонятно, но в принципе у стоящих на полке книг это не сильно бросается в глаза. И раз уж я начал с недостатков — давайте-ка я быстро пробегусь по оставшимся, и закончим с ними. На самом деле, единственный крупный промах, который я заметил, — это отсутствие пробелов в одной строке из примечаний переводчика к первому тому. Кроме этого я заметил ещё несколько пропущенных пробелов и кавычек, но всё это было либо в выходных данных, либо в тексте из дополнительных материалов. В самом комиксе я ничего не заметил, впрочем, не особо-то я и искал — был слишком увлечён чтением.

В первый том вошли с 1 по 5 тома оригинального издания с небольшими комментариями от переводчика. А вот во второй, кроме финальных с 6 по 8 томов, вошли две дополнительных истории: «Татуировка клана Кастака» и «Сон об Инкале», а также обширное приложение по миру метабаронов с многочисленными комментариями Ходоровски и Хименеса. Перевод у «Метабаронов» просто прекрасный — чувствуется, что его делал человек неравнодушный, который в своей работе уделял большое внимание деталям и точности перевода всех имён на русский, с соблюдением фонетических норм тех языков, из которых эти имена были позаимствованы. Да, мы поистине получили отличное издание «Метабаронов» на русском. Для полного счастья не хватает, ну разве что, ещё одной книги со всеми спин-оффами и приквелом. И «Инкала» на русском, но это уже мечты... Впрочем, я надеюсь, что когда-нибудь дождусь издания и этих книг, возможно, от того же Fanzon.

Подводя итог: на русском издан один из величайших комиксов, безусловно оставивший свой след в культуре. Я бы, конечно, не хотел насильно навязывать кому-то свои вкусы, но если вы дочитали досюда — то вам как минимум небезынтересен этот жанр, а значит, я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы сагитировать вас этот комикс купить и прочитать — во имя дальнейшего выхода подобной европейской классики на русском.

Книги для обзора любезно предоставлены издательством Fanzon.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33501 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26822 103