RSS
Рекомендуем

Манга: Oyasumi Punpun

20.03.2018, 16:00 — Андрей Терехов 18565 2
Теги: Манга

Внимание, в статье могут содержаться спойлеры.

Сначала я хотел начать эту рецензию с лирического отступления и описания мелодии, срывающейся со струн виолончели. Потом я раздумывал над тем, а не попробовать ли написать текст в стиле самой манги и сильно уйти в пространную и жестокую философию, часто срывающуюся на повышенные тона (капсом, то бишь). Потом были ещё какие-то идеи, но всё это не то. Мне хотелось, чтобы вы прониклись атмосферой манги, ещё даже не начав её читать. Но надо ли это? Должен ли я вкладывать в рецензию эмоции, или это просто текст, который расскажет вам, что к чему?

Ладно.

Давайте без лишнего приступим к манге Oyasumi Punpun (англ. «Goodnight Punpun», рус. «Спокойной ночи, Пунпун») авторства Инио Асано.

В первую очередь, стоит сказать, что это манга в жанре «slice of life», то есть так сказать «срез жизни». Для непосвящённых (если такие вдруг есть) — это когда произведение просто повествует о жизни людей, без приключений, сверхъестественного и тому подобного. Просто жизнь.

Как правило, в такой манге нет сюжета. Это верно и для «Пунпуна». Здесь ничего не происходит, никто ни за чем не гонится, ничего не ищет, не спасается от злодея, не тикает таймер на бомбе. В основном всё, что происходит в манге, — это персонаж А встречает персонажа В, и они идут в место С и разговаривают. Мы просто наблюдаем за жизнью, почти такой же, как наша. Хотя я искренне надеюсь, что ваша жизнь не такая.

Чем же тогда привлекает «Пунпун», если там нет сюжета? Скорее всего, вы правильно ответили. Есть два момента: во-первых, это персонажи, а во-вторых, это рисунок.

Когда говоришь, что в каком-то произведении интересные персонажи, часто это означает, что это невероятно интересные герои, харизматичные, влюбляющие в себя с первых страниц, с удивительной химией, которая связывает их с другими героями, давая истинное наслаждение от межперсонажных диалогов. В «Пунпуне» всё совершенно не так.

Онодера Пунпун — младшеклассник, учащийся в обычной школе со своими друзьями. И поначалу за всем мы будем следить именно с его перспективы. Манга охватывает десять лет его жизни — безусловно, с периодическими таймпскипами. По прошествии времени, нарратив переключается с Пунпуна на других героев, которых он встречает на жизненном пути.

Так вот, о героях.

Я не знаю, как подвести к этому, так что не буду подводить. Практически все персонажи манги — это жалкие, запутавшиеся в себе и в жизни люди. Слово «жалкие» подходит лучше всего. Они все несчастны, каждый по-своему. Мы встретим и мать, не любящую своих детей; и полусумасшедшего мальчика, который видит над городом летающие тарелки; и мужчину, которого соблазнила школьница; и непонятного городского юродивого, толкующего о конце света; и девочку, которую избивает собственная мать. И, конечно же, сам Пунпун. Самый несчастный, самый жалкий из всех героев. Может быть, мне не хватило мозгов, или в манге это действительно не прописано, но я до конца так и не понял, почему Пунпун такой, какой он есть. Непрекращающаяся рефлексия и постоянные мысли о жизни прошлой и будущей медленно, но верно, ведут Пунпуна на самое дно. На его примере это видно особенно чётко, но этим же страдают и другие. Ни у кого не происходит ни одного светлого события, всё обязательно станет ещё хуже. Не как в «Игре престолов», когда ты только начал радоваться за персонажа, как с ним что-то происходит. В «Пунпуне» ты не успеваешь начать радоваться — а всё уже плохо.

Герои копошатся в грязи собственного самоуничижения и тонут всё глубже и глубже. А дальше — только ад. Некоторые пытаются вылезти наружу и что-то предпринять, но большинство давно уже махнули рукой и тонут без всякого сопротивления. Я не буду рассказывать про финал, но могу сказать, что он достаточно неожиданный для этого произведения в целом.

Рисунок в манге, как вы видите на примерах страниц, невероятно скрупулёзный. Фоны города и пейзажи — это обработанные реальные фотографии, переведённые в рисунок с особым тщанием. Как и интерьеры домов. Такая детальность тянет нас вниз, к земле. Люди же нарисованы почти в гиперреализме. Правда, не таком, который бывает в хоррорных мангах. Всё-таки в «Пунпуне» герои гораздо симпатичнее и привлекательней, чем среднестатистический человек. Но это и не классическая анимешность с глазами на пол-лица и микроскопическим ротиком.

Стоит уже заметить слона в комнате, я думаю. Пунпун и вся его семья (отец, мать и дядя) нарисованы совсем не так, как другие герои. Это — простенькие скетчевые птички. Так они выглядят только для нас, для персонажей манги — они обычные люди, как и все остальные. Возможно, автор хотел таким образом дать нам возможность отождествить себя с главным героем манги. Может быть, это ход, чтобы показать нам, что Пунпун всё-таки сильно отличается от других в своём духовном мире. Или всё наоборот — это способ сделать его безликим и простым, как эта нарисованная птичка.

В процессе взросления Пунпун будет претерпевать различные метаморфозы и становиться то пирамидкой, то отращивать рожки, но получать настоящее, человеческое тело.

Стоит отметить, что за всю мангу голос Пунпуна мы слышим лишь один раз — почти в самом конце. До этого ни одна реплика не сказана им напрямую, в стандартном «пузыре». Слова Пунпуна либо пропускаются, и диалог строится так, словно он уже сказал это, либо они написаны в чёрных кадрах, вместе с текстом рассказчика.

Несмотря на всю слайсовость, в манге происходит множество удивительных вещей. Поначалу их даже больше, потому что пока герои — дети, они активно фантазируют. Многие метафоры легко читаются: например «бог», которого Пунпун может вызывать маленьким стишком, и этот «бог» говорит ему чудовищные и ужасные вещи. Но другие загадки не так-то просто раскусить. Сам автор пишет, что «манга представляет собой смесь вещей, что имеют смысл или совершенно не имеют». Возможно, он сам лукавит, а может быть, какие-то детали и вправду были созданы лишь для привнесения большей безумности в общую картину и не несут какого-то глубокого значения.

В этом произведении есть ещё миллион вещей, о которых я бы хотел вам рассказать. Но будет лучше, если вы попробуете сами окунуться в этот мрачный и неприятный мир, попробовать разгадать загадки, спрятанные на страницах комикса, и пройти сложный путь взросления главного героя вместе с ним. От начала и до конца. Потому что это — одно из лучших произведений в своём жанре, если вообще не в манге в принципе.

P.S. Манга, кстати, 18+. Там есть и жестокость, и насилие, и обнажёнка.

P.P.S. Под эту мангу невероятно прекрасно ложатся меланхоличные композиции на виолончели. Можете найти что-то своё в этом духе или попробовать послушать ребят из 2Cellos с альбомом Celloverse, состоящим из виолончельных каверов на популярные псени.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34490 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33435 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26737 103