RSS
Рекомендуем

Манга: Ужасы

31.10.2018, 16:00 — Андрей Терехов 18185 2
Теги: Манга

Я же могу выделить японский ужастик в отдельный жанр? Спасибо.

Так вот, японский ужастик — единственное, что вселяет страх в моё зачерствевшее сердце. Полный сюрреализма и безысходности, с чуждыми привычной культуре существами, он нагнетает ужас как ничто другое. Все попытки перенести японский хоррор на американскую почву заканчиваются, на мой взгляд, полной потерей оригинальной атмосферы. Ну, серьёзно, сравните японский «Звонок» с голливудским ремейком.

Именно мангу в жанре ужаса я сегодня вам и посоветую в этот прекрасно подходящий день. И не одну, а сразу несколько штук, чтобы жизнь мёдом уж точно не казалась. Хотя, заранее оговорюсь, что не вся представленная манга будет в чисто хоррорном ключе.


Внимание, данный материал может содержать спойлеры!

 

Fuan no Tane и Fuan no Tane+
(англ. Seeds of Anxiety, рус. Семя Страха)

Начнём с чего-то более лёгкого (ха!), а именно с антологий Накаяма Масааки. Обе манги (а «Плюс» является продолжением самого «Семени») представляют из себя сборник очень коротких хоррорных историй. В каждой главе описаны примерно четыре происшествия, которые якобы происходили в Японии. Говорят, что некоторые истории произошли в реальности и их автору присылают его читатели. Но так или иначе, почти все истории это так называемые «городские легенды», которые пользуются большой популярностью в Японии. Каждая история внутри главы состоит всего из нескольких страниц, некоторые побольше, некоторые поменьше, некоторые вообще на одну страницу. В основном они повествуют о том, как простые люди сталкиваются с различными японскими призраками. Здесь нет сюжета и истории в привычном понимании. Дети собираются на школьное групповое фото, а потом учитель видит на фотографии, что у всех чудовищно искажённые лица. Или парень стоит на лестнице и видит нечто жуткое, когда выключает свет. И всё. Никто никого не убивает, заживо не ест. Всё по одной формуле: место действия, простые граждане, зловещее лицо.

Трудно сказать, что все они прямо дико страшные. За несколько страниц мангака не всегда успевает создать необходимый саспенс, некоторые истории вообще выбиваются из колеи (например, про постер с qr-кодом, просканировав который ты теряешь все данные на своём телефоне. Или это нео-хоррор, кошмар милленеала?). Но вчитываясь дальше и дальше в мангу, нужная атмосфера начинает создаваться. В некоторых историях «зловещее лицо» и фактор его появления действительно очень сильно вгоняют в страх, прямо до мурашек.

Рисунок весьма стандартный. Нет, не так. Рисунок стандартен для обычной манги, но не для хоррорной. Всё-таки самый жемчуг жанра ужасов обычно рисуется в гораздо более реалистичном стиле. С таким же рисунком как здесь , это вполне могла быть и очередная история про романтику, и даже может быть какая-то баттл-манга. Но «зловещие лица» у автора получаются действительно очень неплохо.

В общем, Fuan no Tane — это не самое страшное, что вы читали в своей жизни, но очень неплохо оформленный альманах этаких японских крипи-паст. И мой вам совет, читайте сразу всё за один присест. Если это дробить на несколько подходов прочтения, то вся атмосфера легко улетучится.

 

Kaitai Zanafu
(англ. Zanuff the Butcher, рус. Мясник Зануфф)

А вот теперь мы разбавим накопившийся ужас очень неплохим ван-шотом. Произведение Дзёямы Юи встречает нас совсем пасторально-мангашным стилем, с миленькими большеглазыми девочками. Хотя уже на третьей странице видно, что все не так-то здесь будет пасторально, до этого ещё надо добраться.

Фабула очень проста: даже самый жуткий человек на свете может открыть в себе светлое, доброе и вечное. Главное найти к этому подход. В центре истории здесь маньяк-убийца Зануфф, который работает в мясной лавке и маленькая девочка, которую он решил приютить у себя.

Под конец повествования манга всё-таки выдаёт несколько жутковатых сцен, которые отлично контрастируют с представленным стилем. А поскольку творящаяся жестокость продолжает быть нарисована в подобном стиле — это вносит некоторый диссонанс в голову читателя. Диссонанс в положительном смысле. Такое мне как раз понравилось в своё время в манге Shinsekai Yori (про которую здесь уже бы материал). И «Мясник» пользуется тем же самым.

В заключение хотел сказать, что единственный недостаток этого ван-шота лишь в том, что мангака не понял когда нужно остановится. Когда вы будете его читать, до дойдёте до той точки, после которой подумаете: «О, боги. Вот это конец». И это будет высший эмоциональный пик. Можно даже всплакнуть (не, правда, слезодавилка та ещё). А потом... окажется что есть ещё страницы, которые зачем-то разжёвывают для совсем уже тупых читателей что произошло. А может у автора был ТЗ с фиксированным количеством страниц, кто знает...

Тем не менее «Мясник Зануфф» — прекрасный драматичный ван-шот с элементом хоррора, на который стоит обратить внимание.

 

Misumisou
(англ. Hepatica Nobilis, рус. Перелеска)

От трогательной манги с элементом ужастика, перейдём к драматической за авторством Осикири Рэнсукэ. На очереди у нас произведение, вскрывающее социальный нарыв именуемый «буллингом» или попросту «травлей». А сюжет, по сути, — это классическая история мести.

Харуки Нозака вместе со своей семьёй переезжает из Токио в захолустный городишко. И детям, которые учатся с ней в классе, она очень не по нраву. Потому что новенькая, потому что из богатого города, потому что «слишком красивая». Одноклассники начинают травить её, как могут это делать только жестокие, озлобленные дети в маленьких и гнилых провинциальных городках. Потому что таких вот детей воспитывают такие же как они родители, а потом колесо сансары даёт оборот. Всё осложняется ещё и тем, что школу закрывают из-за демографической ямы, и это будет последний выпускной. Учительница в классе Нозоки не хочет выносить сор из избы, мол, «не будем создавать скандал в последние дни», хотя на самом деле и сама учительница страшно боится и ненавидит своих учеников, поскольку сама была на месте Харуки в своё время.

В общем итоге, запертые в маленьком и прогнившем мирке города, в котором даже парикмахерской нет, воспитываемые смирившимися, безамбициозными родителями, которым плевать на своих детей, ученики забавляются с Харукой и, в конце концов, переходят всякие границы дозволенного. После этого финального штриха Нозока не находит ничего лучшего как отомстить всем своим обидчикам, по сути, скатываясь до их уровня. Если говорить простым и крайне приземлённым языком, то в принципе Misumisou — это «Пунпун» на минималках с расчлененкой.

Собственно хоррор здесь слешерного пошиба (это если не считать ужасом творящееся в головах у детей). То есть, в общем, это кровища, поножовщина, вываливающиеся кишки и прочая и прочая. Может быть для автора во главе угла и было препарирование психологии детей, но, тем не менее, моменты с убийствами здесь весьма, как говорится, жирные.

Отдельно хочется поговорить про рисунок. Арт-составляющая манги выполнена в минималистичном стиле, который на первый взгляд похож на то, будто рисовать-то мангака и не умеет. Умеет, и ещё как. Но этот гротескный стиль прекрасно передаёт сгущающуюся атмосферу беспросветного ужаса, а особенно то, насколько уродливы (духовно, само собой) все окружающие люди, . Особенно впечатляет внезапно крайне динамичный экшен и развороты со сплеш-пейджами (в манге вообще есть такой термин? anyone?).

Вероятно было немного неправильно вставлять Misumisou в эту подборку. Хэллоуин-то всё-таки развлекательно-пугающий праздник, а я вам тут пихаю книжки с картинками про морально разложившихся детей. Но, что сделано, то сделано.

 

Ma no Kakera
(англ. The Shard of Evil, рус. Осколок Зла)

И перейдём к заключительной части этого материала. А на закуску у нас безусловный мастер японского ужаса и просто классик классикович Ито Дзюндзи со своим альманахом жутких историй.

Можно было бы сказать, что это сборник похож на «Семя Страха», но всё наоборот. Масааки вдохновлялся именно работами Дзюндзи, при написании своей манги.

В общем у нас здесь восемь разных зарисовок выполненных в классическом жанре японского ужаса. То есть максимально сюрреалистично, непонятно и безысходно. Истории не слишком короткие, в среднем более 30 страниц на каждую,но в отличии от «Семени» они гораздо более проработаны и гораздо сильнее погружают в атмосферу. А уж какое безумие тут творится! Тут и девушка, которая хочет чтобы её вскрыли патологоанатомы, и странная птица кормящая человеческой плотью других людей, и женщина со странным случаем «домофилии» и так далее и тому подобное. Любопытно например, что глава под названием «Затянувшееся прощание» — это хоррор другого пошиба, более мелодраматический и милый.

Для создания своей атмосферы Дзюндзи использует стандартный приём для подобного жанра — объяснений тут почти нету. Происходит что-то чудовищное и безумное, но конкретно ничего объясняться не будет. Оно просто происходит. Это нельзя победить, этому нельзя противостоять, ты можешь просто (в лучшем случае) сбежать, но зло останется навсегда и навсегда будет неведомым. Подобный фатализм крайне характерен для японского ужастика в целом и для работ Дзюндзи в частности.

Рисунок здесь весьма стандартен для жанра (наконец-то, среди всех сегодняшних манг только одна с классическим стилем), но мастерство Дзюндзи просто феноменальное. Никакого гротеска в лицах героев, никаких гипертрофированных эмоций — всё нарисовано просто потрясающе и крайне реалистично. Ну... за исключением того, когда всё становится нереалистично. Полотна с чудовищами и сюрреалистичными трипами от Ито-сенсея можно вешать на стену, настолько они прекрасно и пугающе сделаны. Ужас берёт, даже если просто смотреть на них в отрыве от всего сюжета и вне контекста.

На самом деле я не рекомендую вешать их на стену.

В общем на подобную работу трудно писать рецензию. В ней хорошо практически всё. Почему практически? Потому что на мой взгляд последняя история крайне слаба в сюжетном плане. Финальный твист настолько надуман и нелеп, что становится грустно от того, что именно этим и заканчивается сборник. Но это не повод не читать «Осколок Зла». Ведь кроме последней там есть ещё семь других жутких историй.

* * *

Итак, сегодня мы познакомились с японскими городскими легендами, увидели добро в чёрном сердце, узнали проблемах психологии детей, но главным образом мы испугались. Ну, я надеюсь на это, по крайней мере. Счастливого Хэллоуина всем!

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34487 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33429 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26732 103