RSS
Рекомендуем

Рецензия: Magi

18.12.2017, 17:00 — Андрей Терехов 1874 7
Теги: Манга

Как вы могли заметить, освещение манги у нас снова ушло в заморозку — к сожалению, на нашем сайте некому заниматься им в полную силу. Но нам хочется! Пожалуй, один из наших New Year’s Resolutions — это продолжить писать про мангу с определенной регулярностью. Как следить за российским рынком, так и просто делать рецензии. Андрей Терехов оказался тем энтузиастом, который периодически будет рассказывать про японские комиксы, заслуживающие вашего внимания. А что делать с отечественными изданиями, мы пока решаем. Надеемся, в следующем году эта тема снова будет достойно раскрываться.

Внимание, в статье возможны спойлеры!

За что я люблю мангу? Американский мейнстримный комикс — это, как ни крути, тяжкий труд по изучению лора и связей в континьюти. Вечные отсылки к старым сюжетам, гест-стары и кроссоверы. В свою очередь, манга не кроссоверится, не имеет гест-старов, её номера-главы гораздо короче обычного комикса, и начать читать мангу с самого начала во многом проще, чем среднестатистический комикс. Конечно, можете со мной не согласиться.

Но не из-за этого я люблю мангу.

Мангу я люблю за то, что всегда можно найти, что почитать под данное конкретное настроение. Вот хочешь ты почитать про подростковую романтику в школе — пожалуйста. Хочешь добавить туда клубнички — вот тебе килотонны этти. Хочешь про эпичные и прямолинейные битвы роботов, пыщ пыщ трансформация вызываем мегазорда — держи, их есть у нас. И таких примеров множество.

Но тут мы переходим ко второму пункту причин моей любви к манге. И, самое забавное, он является полной противоположностью сказанному в абзаце выше.

Манга может сильно удивить. Потому что как-то раз я взялся читать нечто про парня, который обладает суперсилой вызывать к себе сексуальное влечение у представительниц противоположного пола. И знаете, к чему это привело? К невероятно тяжёлым рассуждениям о том, может ли он использовать эти способности, и насколько сильно он травмирует этим окружающих девушек. То есть в результате я получил не весёлый недо-хентайчик, каким мне показались первые номера, а глубокую личностную драму ищущего любви человека.

И вот теперь мы можем перейти к теме этого материала. К манге «Маги».

Я взял «Маги» (авторства Отаку Шинобу) с желанием прочесть классический сёнен. Как «Наруто», «Блич», «Ван Пис» и иже с ними. И поначалу я его и получил.

Итак, в некоем царстве-государстве, сильно косплеящем архаичный сказочный Восток, жил да был мальчик по имени Аладдин. У него была волшебная дудочка, из которой вылезал здоровенный и очень сильный джинн. А ещё Аладдин, как истинный герой манги, обладал скрытой, но невероятно мощной способностью заводить друзей. Чем он и занимался с первых же глав истории. Автор типичным и банальным способом раскрывает нам лор этого мира с помощью того, что Аладдин совсем недавно тут оказался, ничего не понимает, и остальным героям приходится ему всё разжёвывать.

И вот проходят первые сюжет-на-номер главы, затем первая арка. Герои с гиканьем и улюлюканьем карают злодеев, проходят испытания в таинственном подземелье, где хранится металлический сосуд с другим джинном. А потом...

А потом ты начинаешь медленно понимать, что это явно не та манга, которую ты начал читать. Что это не простой клишированный сёнен о суперсилах, их прокачке и пафосных превозмоганиях. Мангака часто уводит свой взгляд от главных героев, чтобы рассказать нам всё больше и больше о созданном мире. И тогда на первый план начинает выступать политика.

Львиная доля первой половины манги (состоящей, к слову, из 369 глав) рассказывает нам о государствах, их правителях и их взаимоотношениях. И все арки начинают вращаться вокруг идей правления, о значимости правителя в жизни страны, о решениях, которые должен принимать тот, кто взял на себя бремя царствования. Конечно, как и в любой другой манге, здесь нет загадки мировоззрений героев. Они четко и ясно проговаривают свои мысли и причины поступков как друг другу, так и читателю.

Иногда разговоров о политике так много, что даже немного устаёшь

На мой взгляд, апофеозом интересных мыслей на эту тему является арка, повествующая о городе-стране волшебников Магноштадт. В ней автор в итоге заставляет нас сопереживать персонажу, который, говоря терминами современных мемов, литералли Хитлар. Будучи могущественным волшебником и правителем Магноштадта, он загоняет всех маглов (здесь их называют «гои») в подземелья, относится к ним как к животным и выкачивает из них магическую жизненную энергию для поддержания утопического мира на поверхности. Всё это он делает из искренней и бесконечной любви к своему народу (вернее, его части, представленной волшебниками).

Да, мы видим флэшбеки и знаем, почему и как произошёл надлом его личности. Но ведь сейчас он устроил в своём государстве сегрегацию и фактически узаконил рабовладение — а тебе, чёрт подери, его жаль и, в некотором, роде ты можешь даже оправдать его поступки.

Под конец же манга снова делает стремительный поворот к новой веренице рассуждений мангаки. И они уже не связаны с бременем правления и проблемами контроля империи. С макро-уровня автор переходит на микро-уровень. И прямо со страниц манги героям (и нам) задают вопросы о том, как же жить человеку в этом непостоянном и изменчивом мире. Должен ли он опираться на других и сам вершить свою судьбу? Да и что такое эта судьба? Бороться ли с ней, или смириться?

Если честно, то у меня сложилось впечатление, что мангака вложил все имеющиеся у него мысли в одно произведение. Да, есть ещё спин-офф-приквел про одного из героев (честно, я его не читал, ибо по каким-то причинам не люблю приквелы как класс). Вероятно, и там всё не так просто, как может показаться. Но «Маги» оставляют впечатление абсолютного магнум опус автора.

Страницы с иллюстрацией мыслей персонажей в этой манге смотрятся лучше всего

Другой интерес заключается в главных героях. Нет, с главными-главными героями всё в порядке: Аладдин, его друг Алибаба и сильная независимая девушка Моргианна — все они классические герои сёнена. Кристально белые, идущие только к правильному выбору единственно верным путём (а если путь и не верный, то всё равно всё вырулит к добру и позитиву) и старающиеся решить конфликт мирно. Я говорю о втором плане героев, особенно о правителях местных государств (их три: крупных местный Рим — Рейм, местный Китай — империя Коу и местная Индия — Синдрия). Вот тут выходит любопытный момент. Ни один из них не является положительным или отрицательным. «Что в этом любопытного?» — спросите вы. — «Это называется выпуклый персонаж». И будете правы. Но не в сёнене. В такой манге уже привычно, что есть чёрные персонажи, есть белые, а главзлодей в итоге окажется непонятым с тяжёлым детством. В «Маги» же выходит, что вроде бы злые персонажи на самом-то деле не очень злые. А добрые — например, правитель Синдрии Синдбад, не такие уж и пушистые. Тот же Синдбад, который поначалу представляется как воплощение идеального царя, потом совершает некие поступки, которые ставят под сомнение его положительность. В частности фраза: «Ради своей страны я готов на любые грязные поступки», на фоне безгранично светлых главных героев, оставляет читателю ряд вопросов.

А вот и Синдбад (он слева)

К вопросу о главзлодеях. Внезапно тут, по сути, такого нет. Любой из плеяды второстепенных героев может вдруг стать противником на арку. Обычно это происходит из-за того, что философия жизни или правления страной вдруг резко входит в разрез с таковой у остальных персонажей. А потом, в следующей арке, этот герой снова будет сражаться на стороне хороших с другим, так сказать, новообращённым злодеем, который раньше был всеобщим другом. А потом и он... и так далее. Герои не сидят на месте, они заключают союзы, начинают войны, а потом переворачивают всё с ног на голову, и вот уже вчерашние союзники друг с другом на острие меча. Волшебного меча. Волшебного меча с джинном. И всё это показывает, что персонажи действительно развиваются, меняют своё мировоззрение, совершают ошибки, а потом способны их признать.

Отдельно заострять своё внимание на рисунке я бы не хотел. Манга прекрасно нарисована, хотя многих может оттолкнуть, что почти все мужчины здесь невероятно смазливы и вообще больше похожи на женщин. Видно, что мангака тратит уйму времени на прорисовку костюмов и предметов украшений, которых на всех героях невероятное количество (естественно, они же «а ля восточные», а какой же «а ля Восток», без килограммов перстней, браслетов, заколок и ожерелий).

К вопросу о деталях на костюмах

Главная проблема, как мне показалось, это сцены сражений. Безусловно, они очень динамичные, но в этой динамике иногда трудно понять, что происходит. Образы, например, нескольких принцесс из империи Коу очень похожи, и в гуще сражений трудно понять, кто выстрелил этим ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ЗАКЛИНАНИЕМ — Хакуэй Рен или Коугиоуку Рен.

Другой проблемой в битвах является то, что автор периодически вываливает на поле боя кучу третьестепенных персонажей, которых мы видели два с половиной раза и, естественно, не запомнили ни их имён, ни способностей. И после этого сражение превращается в абсолютный винегрет. Впрочем, это совершенно не отвращает от прочтения. Напротив, если плюнуть на периодическую неразбериху и смириться с тем, что не можешь отличить одного генерала от другого, то на самом-то деле битвы очень масштабны и эпичны и даже кровавы. Головы и конечности отрубаются, тела разрубаются, мозги разлетаются. Конечно, по законам стандартной боевой манги любая массовая потасовка всё равно превращается в сражение один на один прокачанных волшебством героев. Но не за этим ли изначально мы берём читать мангу этого жанра?

При всём при том эпика в батальных сценах не занимать

Подводя итог, я повторю ещё раз, что «Маги», поначалу показавшаяся мне типичным сёненом, внезапно трансформируется в нечто иное. И именно за это я люблю мангу. Потому что, открыв простую сказку о мальчике с волшебной дудочкой, я в итоге получаю сложную и комплексную историю о трудной жизни правителя, о нелёгком выборе между благом государства и благом народа, и даже о взаимоотношениях человека со своим создателем. Нет, конечно, здесь есть место и для дурацкого юмора, в том числе и пошловатого (однако нету ни одного панцушота), и для небольшой романтической линии, и для экшона с кровищей. Но в своём ядре «Маги» — это нечто большее, чем просто сёнен.

P.S. Манга странным образом отлично читается под последний альбом The Killers — Wonderful Wonderful.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
21550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
21296 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
16089 103