Четырнадцатая «КомМиссия» в этом году проходит в Москве с 1 по 12 мая и условно разделилась на две части: первые и вторые выходные. Мне достались первые, «профессиональные» дни и, добравшись наконец-то до ArtPlay и самого здания, в котором расположился фестиваль, я была неприятно поражена практически полному отсутствию посетителей. Кажется, больше половины (если не все) из присутствующих были участниками. Это продавцы магазинов, авторы, приглашенная пресса и т.д.
Часть экспозиции, разбросанной по трем помещениям, можно было посмотреть и без входного билета, но чтобы попасть к средоточию всего, туда, где расположилась ярмарка, требовалось заплатить определенную сумму. Не поймите меня превратно, это не те деньги, которые можно пожалеть, но за них посетители получали не так уж много интересного. Стоит ли право пройти к магазинам, послушать кое-какие лекции и презентации и осмотреть экспозицию участников конкурса 450 рублей (и даже меньше, если покупать билет заранее)? Думаю, ответ у каждого будет свой, лично я бы не пожалела, но для человека стороннего это весьма спорный момент. Было очень грустно, когда на моих глазах люди, узнав, что проход на этот праздник жизни платный, просто разворачивались и уходили.
В первый и, судя по всему, самый активный, день (который я, к сожалению, пропустила) посетителей порадовали презентациями издательств «Рамона» и «Бумкнига», а также встречей с художником Артемом Трахановым. 2 мая прошли встречи с главным редактором «Ашет Коллекции» Наталией Нестеровой, редакцией журнала Big Name Fan: Weekly, немецким автором Оливером Куглером и художниками издательства «Тиен». Параллельно в зале воркшопов читал лекции о комиксах Михаил Заславский. И, конечно, нововведение этого года — аллея авторов, где российские художники и сценаристы комиков подписывали книги, продавали скетчи, открытки и прочие милые фанатскому сердцу вещицы. Звучит очень даже неплохо, но при всем желании организаторов (а желание устроить прекрасное мероприятие, несомненно, было огромным) люди не пришли.
Несмотря на «профессиональную» направленность, «КомМиссия» все равно задумывалась, как мероприятие, которое сможет привлечь внимание и постороннего человека. Не смогла. По крайней мере, в первые два дня. Да и, судя по отзывам с третьего дня, он прошел так же грустно, хотя там и была презентация новой книги издательства «Комильфо» «Аврора: другая история», день косплея и стимпанка и другие активности. Лично мне повезло встретить на фестивале нескольких людей, в беседе с которыми и прошла большая часть времени. Но, знаете, ради междусобойчиков и последующих афтерпати не нужно было устраивать здоровенный фестиваль, все бы и сами справились.
Осмелюсь предложить несколько простых решений проблемы: не назначать фестиваль на первые майские выходные, когда все уезжают из города; существенно сократить площадь, чтобы все происходящее находилось в одном помещении или хотя бы так, чтобы можно было зайти в соседнюю комнату и попасть на параллельную секцию; сократить всю программу до 2-3 дней, не больше. Грустно было наблюдать за приунывшими посетителями, радостно – за теми, кто встретил знакомых и приятелей (но их было меньшинство). Жалко было и тех, кто приехал на фестиваль работать и зарабатывать, а в итоге просто скучал и меланхолично смотрел в окно. А обиднее всего за людей, которые организуют «КомМиссию». Что ж, одна надежда на вторые выходные, Брайана Болланда и другие интересные мероприятия, запланированные на 9-11 мая.