RSS
Рекомендуем

Галопом по Европам: Жан Ван Хамме

12.11.2015, 13:00 — Игорь Булыгин 7166 2

Единственным легальным образом, которым рядовой житель России мог познакомиться с творчеством Жана Ван Хамме, было погружение в видеоигру «XIII» в то незапамятное время, когда в приличном обществе ещё не стыдно было признаться, что поигрываешь на досуге в игры «Ubisoft». Детище геймдевов, понятное дело, несколько переиначивало и упрощало сюжетную линию, дабы она стройно смотрелась на фоне геймплея, но основную атмосферу материнского произведения передавала достаточно чётко: злоключения шпиона-киллера-инфильтратора с подвернувшейся-так-не-кстати-ретроградной амнезией на фоне настоящего конспирологического рая в виде глобального правительственного заговора, целящегося осуществить пресловутый coup d’état. Игра включала в себя прослушку, убийства, проникновения со взломом, попытки вспомнить всё и пару-тройку шокирующих откровений. Бельгийский первоисточник же был ещё более богат на клиффхэнгеры, действующие лица и в целом на разнообразность действа, не скованного гемплейными рамками.

Всё-то в нём было сделано на высшем уровне: образцовый «шпионский» сценарий с 5-ю плот-твистами на 50 страниц; на 100% отработанный сюжетный леверидж амнезии, при чём ещё до (80-е) эпохи полного и повсеместного опошления приёма; очаровательная стилистика полусерьёзного триллера с рефлексией крейговского Бонда и мегаломаньяками-интриганами в броских костюмах Бонда Коннери; потрясающе стабильная и стабильно потрясающая визуализация, наконец, эксклюзивно на протяжении всех 23-х лет обеспечиваемая Уильямом Вэнсом, с единственным значительным вторжением в виде самого дедушки Мёбиуса на спецвыпуск.

И всё было бы прекрасно, да было одно значительное НО — вся основная завязка эпопеи про злых генералов и нумерованных заговорщиков была начисто «списана» у Роберта Ладлэма и его «Тайны личности Борна» — амнезия, ключ от банковской ячейки, охота за главным героем, ФБР, харизматичные киллеры, подставы, подлоги, ложные личности, пластические хирургии, словом, всё. И, что самое страшное, при пристальном рассмотрении творчества Ван Хамме, с первого взгляда крайне талантливого и плодовитого автора трёх самых успешных комикс-франшиз франко-бельгийского производства («XIII», «Largo Winch», «Thorgal»), чьи работы встают в очередь друг за другом, чтобы быть адаптированными для более популярных медиумов, раскрывается интрига похлеще тех, что в «Тринадцатом» — почти все труды хитрого бельгийца так или иначе являются адаптациями и пересказами успешных формул, причём данная оказия самим деятелем отрицается денно и нощно чуть ли не с пеной у рта.

«Шнинкель и великая сила», поданный папой как толкиенистический «Новый Завет» на поверку оказывался пугающе похожим на картину «Тёмный Кристалл», которую вероятно помнят читатели постарше. Жанровые творения триктстера из Бельгии — комикс «Вестерн» и долгоиграющая эпопея скандинавского фэнтези «Торгал» — априори неоригинальны с точки зрения стилистики, но злые языки даже в них нашли идейные копирования известных лент и рукописей. С этими словами можно было бы и закрыть некролог словами «Не читайте плохого дядю Жана», но и здесь не всё так просто. Если отбросить в сторону скепсис и попытаться найти положительные моменты в библиографии Ван Хамме, выясняется, что это совсем несложно. Для начала — в поимённо каждом творении его сопровождает европейская печать качества визуализации, будь то сражение на мечах «Торгала», перестрелка «Тринадцатого», погоня на лошадях «Вестерна» или светские беседы «Ларго Винча».

Это Европа, бэби, — здесь не терпят художников-посредственностей. Сам же господин Ван Хамме, помимо того, что искусно лжёт, пишет тоже очень даже недурственно. «Торгал» — скандинавский «Конан» по-европейски — со временем перерастает свой архетип, добавляя где-то научной фантастики, где-то традиционной европейской «сказочности», где-то приземлённого быта. «Вестерн» по-своему увлекает как раз не сеттингом и мастерски бежево-приглушённой цветовой гаммой, а сторителлингом, умением подать историю. Наконец, есть «Ларго Винч», двадцатисерийные приключения невольного наследника милиардного состояния по сохранению этого состояния от посягательств злых бизнесменов и роковых дам — единственное творение героя статьи, оригинальность и качество которого оспаривать никто не берётся — нет, конечно же, все всё равно больше любят готичного миллиардера-ночного садиста из другой страны, но если каким-то странным личностям отчаянно хотелось бы видеть его без шизофрении, фетишизма и гомоэротизма, то вот он, их шанс — безупречно гетеросексуальный плейбой югославского происхождения, ведущий борьбу со злыми магнатами и предпринимателями, носит деловые костюмы и футболки, периодически соблазняет женщин, попеременно играет в детектива, бизнесмена и героя, ситуации предпочитает решать трезво-здравомыслящим путём. Будь у этого парня пара успешных экранизаций, он бы сейчас конкурировал по популярности с 007 и Железным Человеком, но, кто, знает, может быть, ещё всё впереди.

В завершение, возвращаясь к центральному, самому популярному и самому бессовестно неоригинальному созданию мистера Ван Хамме — «XIII», испытываешь последнее откровение — если перетерпеть режущие глаза параллели с «Борном» в первых двух главах, очень скоро Стив Роулэнд, он же Джейсон Флай, он же Джейсон МакЛейн, он же Келли Брайан и его шпионские эскапады трансформируются из наглого рип-оффа в самобытную вселенную, которая заигрывает со своими темами (глобальный заговор американских иллюминатов) в своей песочнице (правительство США), и делает это таким образом, что невольно начинает вызывать уважение.

Ответ на вопрос, кто же такой Жан Ван Хамме — великий комбинатор или истинное дарование, в конечном итоге каждый решит для себя сам, но, если достаточно пристально вглядеться сквозь двухслойную пелену неоднозначности, окружающую этого человека, перед взором предстанет скорее не гадкий Аранофски от комиксов, а добрый бельгийский Александр Мелентьевич Волков.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34543 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33486 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26804 103