RSS
Рекомендуем

Кирби — 100. Часть 8

06.09.2017, 17:00 — Алексей Волков 3587 0

Весь период работы Кирби в Marvel в Серебряном Веке — это одна большая легенда. Никакой авторский дуэт в мире комиксов не порождал такого количества культовых персонажей и прорывных сюжетов. Разумеется, творцами Эпохи Marvel были не только Ли и Кирби, но именно они стали архитекторами новой вселенной.

Творцы Эпохи Marvel

Фантастическая Четвёрка, Халк, Тор, Железный Человек, первый состав Людей Икс, Магнето, Доктор Дум, Нелюди, Черная Пантера... Это далеко не полный перечень персонажей, к созданию которых приложил руку Джек Кирби. В эпоху, когда словом «фэнтези» в комиксах называли хоррор, он создавал Tales of Asgard, приложение к основным приключениям Тора. Во время, когда хэппи-энд был непременной составляющей любой супергеройской истории, он нарисовал This Man... This Monster! («Этот Человек... Это Чудовище!») (в журнале «Fantastic Four #51»), великолепную историю о злодействе, героизме и уважении.

Но главной темой творчества Кирби стали Боги-Из-Других-Миров. Круче всего он применил её в Marvel (кроме переработанной скандинавской мифологии в историях про Тора) в знаменитой The Galactus Trilogy («Трилогия Галактуса») в «Fantastic Four #48-50», истории об исполинском пожирателе миров, ставшей основой для всех последующих «больших событий» в супергероике как у Marvel, так и у DC. У большинства людей, занимающихся искусством, рано или поздно появляется свой конёк. Да что там люди искусства, у большей части мужчин после тридцати образуется нечто подобное, своеобразный «бзик», от стандартных и одобряемых обществом типа рыбалки или нумизматики до подростковой фигни типа ухода в лес и поклонения пням. Всякое бывает. Мы не психологи и уж тем более не психиатры, чтобы ставить какие-то диагнозы, но такая вот вещь имеет место быть. Иногда это развитие каких-то подростковых увлечений, иногда — просто следование каким-то трендам. Собственно, тренд на «тарелочки» был общим местом среди комиксистов старой закалки. Причём начался он задолго до начала космической гонки СССР и США.

Редактор культового журнала Amazing Stories Рэй Палмер (в его честь, кстати, получил своё имя Атом Серебряного Века) начал получать письма от некого Ричарда Шарпа Шейвера, который утверждал, что под землёй проживают всякие жуткие чудища, обладающие фантастическими технологиями. Одной из них были бесшумные летающий корабли... те самые летающие тарелки. До конца непонятно, верил ли сам Палмер во всё это, или просто решил заработать денег на Шейвере, но факт остаётся фактом — долгие годы он всячески продвигал так называемую «Shaver Mystery», мир, возникший в фантазии Шейвера (которого врачи, кажется, признали в своё время вменяемым).

Шейвер и Палмер

Разумеется, и «полая Земля», и подземные цивилизации (морлоки, как минимум, никуда не исчезали из массовой культуры) были выдуманы до Шейвера, но написанное им и отредактированное Палмером огромное количество историй оказало нехилое влияние на круг фантастов того времени, а где фантасты — там и комиксисты. Схожие моменты можно разглядеть и в легенде о нацистском «обществе Врил», закрепившейся в поп-культуре с выходом знаменитой книги «Утро магов».

«К нам ведёт Оккультный Рейх Аббадон, гремя цепями»

Кроме того, никуда не уходила гипотеза палеоконтакта, дошедшая до широкой американской аудитории с выходом «Колесниц Богов» Эриха фон Дэникена в 1968 году (когда Кирби уже вовсю работал над концепцией Новых Богов). Впрочем, истории о пришельцах-божествах встречались ещё в монстр-комиксах, нарисованных Кирби. Боги-Из-Других-Миров были на слуху, это была такая же обсуждаемая тема как сейчас, к примеру, криптовалюты. Джек старался не выпадать из времени, в котором жил и творил, и именно благодаря этому был успешен как создатель произведений, которые могли заинтересовать огромное количество читателей. Он много читал и смотрел телевизор. Кроме того, его сын Нил частенько тусовался рядом, пока Джек работал в своём «Подземелье», а это означало практически мгновенную проверку эффекта созданных историй на представителе читательской аудитории. Стэн Ли сформулировал принцип успеха Marvel: приземлённый реализм плюс самые невероятные события. И Кирби был вернейшим последователем этого принципа. И бытовых деталей, и невероятных (взять хотя бы его потрясающие фотоколлажи) в его творчестве было с избытком.

Конец шестидесятых мог бы стать одним из самых интересных периодов в творчестве Кирби. Его прогресс, как художника, более, чем успешная работа в дуэте с Ли, огромная скорость работы, неукротимая фантазия, большой жизненный опыт и внушительный багаж прочитанных книг, просмотренных фильмов и телепередач. Но грянул 1968 год, когда Гудману удалось преодолеть ограничение на количество выпускаемых в месяц журналов. Были установлены новые правила в Marvel, которые едва не похоронили издательство в начале семидесятых. Строжайший режим экономии, сольные журналы для всех подряд, обязательная «видимость перемен». Стараниями неутомимого Стэна Ли герои Marvel становились героями мультфильмов и должны были вот-вот шагнуть на большой экран, и Гудман решил, что новые читатели должны увидеть именно таких героев, каких видели на экране, без серьёзных изменений. Кроме того, крайне нежелательной по мнению издателя стала одна из главнейших фишек Marvel — длинные истории на несколько выпусков, до них практиковавшаяся крайне редко. В своё время они стали пионерами в этом направлении, ещё в Золотом Веке создав историю о противостоянии Нэмора и Человека-Факела, а достойными продолжателями новой традиции были разве что Fawcett, выпустившие ещё в Золотом Веке многочастную историю о Капитане Марвеле Monster Society of Evil. Теперь же нужно было возвращаться к устаревшим схемам.

Более того, в 1968, увидев, что Капитан Америка приносит Marvel неплохие деньги, Джо Саймон вдруг вспомнил, что имеет право потребовать свой кусок пирога. В 1954 году они с Кирби в ответ на снова выходящие комиксы про Кэпа придумали комикс Fighting American, надеясь побороть популярность своего предыдущего творения. Теперь же Саймон решил действовать попроще. Через суд. Самое забавное в этом то, что Кирби принял сторону Marvel, поскольку сам с легкой руки отдал им Кэпа, получив за это право делать журналы с его участием и получать за это деньги. К тому же Джек ревниво относился к тому, что Стэн Ли стал публичной персоной, рекламирующей продукцию Марвел абсолютно везде. Вполне возможно, что не обошлось без давления со стороны жены (Кирби в интервью говорил вещи вроде: «Вот ты всё работаешь-работаешь, а почему Стэн Ли везде, а ты нигде»). Доходило до смешного. Однажды Кирби через свою жену (!) закатил Ли истерику за то, что в одном газетном интервью слишком много реплик Стэна и слишком мало его. Масла в огонь подливала история со сбрендившим Дитко, которому, после прочтения книжонок Айн Рэнд, стало угодно видеть причину всех своих несчастий и творческих неудач в «ужасном эксплуататоре великого таланта», Стэне Ли. И теперь Дитко вновь работал на Charlton, самое прижимистое, выдающее самые плохие по качеству печати журналы издательство... зато с творческой свободой.

Стив Дитко. Великий талант не гарантирует наличие здравого рассудка

Замыслы Кирби касательно его любимой команды, Нелюдей, и завершения историй о Торе Рагнароком, в котором гибнут Старые Боги и появляются Новые, не могли быть реализованы в новых условиях. Последний год в Marvel он, казалось, работал по инерции. Это были, конечно, замечательные работы, но больше похожие на пересказы любимых фильмов Кирби, нежели на оригинальное творчество, принесшее ему славу. В это же время редактором DC стал художник Кармайн Инфантино, которого Стэн Ли тщетно пытался переманить в Marvel в середине шестидесятых. Руководство Инфантино стало началом новой эры для DC, издательства, потерявшего многих своих замечательных авторов в ходе малоизвестной «забастовки сценаристов», когда люди вроде Билла Фингера, Отто Биндера и Арнольда Дрейка возмутились тем, что их работы активно перепечатывают и не платят роялти и, что ещё хуже, не обеспечивают их страховкой, без которой система здравоохранения была готова разорить уже немолодых сценаристов. Прежнее руководство плевать хотело на своих авторов. При Инфантино начались перемены к лучшему, но издательству требовалось не возвращение старых художников и сценаристов, нужны были новые. И, естественно, Инфантино предложил работу главной звезде Marvel, Джеку Кирби.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34490 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33436 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26738 103