RSS
Рекомендуем

Кирби — 100. Часть 13

13.09.2017, 17:00 — Кирилл Кутузов 5764 2

С работниками индустрии комиксов никто никогда не обращался хорошо. Тот же Уилл Айснер, прекрасно знавший, как много приходится работать художнику, чтобы хоть как-то прокормиться, платил сотрудникам «Eisner & Iger» гроши. Даже если персонаж, придуманный автором-фрилансером, получал оглушительную популярность, на толщине кошелька создателя это обычно не отражалось. Бедных и голодных авторов в индустрии хватало, так что заменить художника, заломившего высокую цену за свои услуги, не составляло труда, а о таком чуде, как права на собственных персонажей, слышали считанные единицы.

Уилл Айснер, Джек и Роуз Кирби

Ситуация очень понемногу начала меняться в пятидесятые-шестидесятые: у бывших фрилансеров появилась возможность заключать постоянные договоры, самые талантливые/лояльные/усидчивые авторы могли рассчитывать на постоянное место редактора с постоянной зарплатой. У наиболее расторопных и лояльных была возможность даже сделать себе карьеру. При этом расторопность и лояльность порой не исключали талант, но это только «порой»... Тем не менее, для большинства художников ничего не изменилось. Единственным способом зарабатывать больше для художников было больше работать.

Перелом наступил в середине семидесятых. DC и Marvel, несмотря на серьезное сопротивление изнутри, стали возвращать своим художникам оригинальные рисунки. В то время, когда коллекционирование комиксов стало набирать обороты, а авторы постепенно начали становиться звездами, возможность продать свои работы, растиражированные в журналах, стала отличным подспорьем для художников. К тому же косвенно эта мера еще и мотивировала работников — чем популярнее твой комикс, тем выше цена на его оригинальные страницы. Парадоксально, но именно возвращение художникам оригинальных рисунков спровоцировало первый открытый конфликт между Marvel и Джеком Кирби. Ну, вы знаете — благими намерениями...

Будучи работником Marvel, Джек исправно получал обратно страницы «Devil Dinosaur», «Captain America» и прочих своих комиксов. Вот только стоимость оригинальных рисунков семидесятых годов никак не могла сравниться с ценой на страницы журналов шестидесятых. Разменявшему же седьмой десяток Королю деньги были нужны как никогда — Кирби знал, что его здоровье подорвано, и не мог позволить себе оставить семью без средств к существованию. Начиная с 1978 года, Marvel атаковали адвокаты Джека, требовавшие вернуть Королю все его оригинальные работы, число которых превышало десять тысяч. Проблема заключалась в том, что к своим архивам издательство относилось просто безобразно и большую часть рисунков Кирби было невозможно вернуть хотя бы потому, что их было невозможно найти, часть их была разворована, часть — просто выброшена. Кирби сам прекрасно знал об этом — на конвентах его не раз просили поставить автограф на хорошо знакомых ему рисунках — но своих требований он не смягчал. Более того, чем больше у Кирби становилось сторонников, тем жестче были его условия. А защитников у Кирби хватало — слишком многим авторам хотелось сделать себе имя, прикрывая грудью легенду, пострадавшую от произвола корпорации.

Джек Кирби, подбиваемый толпой родственников, желающих поживиться за счет «дедушки, который придумал Мстителей», оказался идеальным символом благородной борьбы за права авторов комиксов.

Но вот «врагом № 1» для защитников Кирби стали не функционеры и начальники, а Стэн Ли, которого Джек до последнего дня винил в своих неудачах. То факт, что Стэн, как и Джек, не владел правами ни на одного из созданных им персонажей, защитников Короля не беспокоил. Второй по важности мишенью для нападок авторов и фанатов стал Джим Шутер — шеф-редактор Marvel, на свою голову решивший платить работникам роялти и надбавки за персонажей, созданных для издательства. Дело в том, что все эти выплаты не имели обратной силы и, как следствие, не распространялись на Кирби.

Джим Шутер и Стэн Ли

Именно Шутеру приходилось выслушивать все новые и новые требования от адвокатов Короля. К примеру, когда в середине восьмидесятых Marvel все-таки подготовили для Джека собрание всех уцелевших оригинальных рисунков, Кирби передал через адвокатов условия, на которых он был готов эти рисунки принять. Условия были, мягко скажем, невыполнимыми и больше походили на обыкновенное вымогательство — Marvel должны были признать Джека Кирби единственным автором всех персонажей, созданных им в соавторстве со Стэном Ли. Более того, адвокаты требовали еще и признания за Джеком авторства Человека-Паука (в восьмидесятые Джек заявлял, что к созданию Человека-Паука не имеет отношения не только Ли, но и Стив Дитко — он, Кирби, просто подкинул талантливому художнику идею для доработки).

Когда Джиму Шутеру удалось наконец поговорить с Кирби один на один, то оказалось, что на самом деле по отношению к Ли и Дитко Король настроен гораздо мягче, нежели его адвокаты. Джек даже признал, что вклад Стэна Ли тоже достоин упоминания. В итоге Джек согласился принять несколько тысяч своих рисунков.

На излете восьмидесятых всем было уже глубоко наплевать на изначальные причины конфликта Кирби и Marvel. Никого не волновал тот факт, что все найденные рисунки Кирби возвращены художнику, а на документы, подтверждавшие продажу прав на персонажей, придуманных Кирби, подписанные самим Джеком и найденные в архивах издательства, защитники Кирби и вовсе закрывали глаза. Во всей этой некрасивой истории Джек перестал быть пострадавшим, он стал живым знаменем. Что ж, это даже кажется справедливым — первую громкую славу Джеку принесло создание персонажа, одетого в цвета флага. В конце жизни флагом сделали самого Короля...

Но не стоит думать, что после ухода из Marvel Джек занимался исключительно судами. Работу никто не отменял. На какие творения Кирби позднего периода стоит обратить внимание, мы расскажем далее.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34545 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33489 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26812 103