RSS
Рекомендуем

Кирби — 100. Часть 10

08.09.2017, 16:07 — Кирилл Кутузов 1245 1

Все любят жалеть непризнанных гениев. Был не понят, опередила свое время, родился не в той стране, промахнулись эпохой — и всех пронзительно жалко. Вот попадись они нам сейчас — мы бы их так признали, так признали, мама не горюй! В этот заочно обласканный клуб непризнанных иногда заносят и Джека Кирби, признанного Короля Комиксов, имя которого делило обложки журналов с логотипами супергероев, когда такое еще не было принято. Почему? Из-за «Четвертого Мира», корпуса авторских журналов, выпущенных Кирби в DC (и во время выхода так не называвшихся), но не пришедшихся покупателям по сердцу и в итоге поставивших крест на возможности Короля творить что ему вздумается за приличные деньги.

Оказавшись на новом рабочем месте после ухода из Marvel, Кирби решил, что настала пора воплотить те задумки, которые по тем или иным причинам не удалось протолкнуть в шестидесятые. Что-то пришлось оставить в Marvel, без собственного журнала и крепкого статуса (читай — Нелюдей), а что-то удалось утащить с собой, наверняка дико радуясь тому, что эти идеи зарезал или Стэн, или руководство повыше. Среди такого зарезанного была давно вынашиваемая Кирби идея комикса о новых богах, явившихся после гибели старых. По изначальной задумке натуральной гибелью богов должны были кончиться «Tales of Asgard», но кто ж даст пускать на фарш кучу потенциально важных персонажей скандинавского пантеона, которым так славно находится применение во вселенной Marvel? Затаил обиду, ушел к конкурентам — эти-то ни в каких богах кровно не заинтересованы, им маленький деицид не повредит. И в самом деле, в DC могли ревностно поклоняться форме носа Кларка Кента, но на богов там всем было плевать. Поэтому первый номер одной из самых важных в наследии Короля серии «New Gods» — «Новые Боги» начинается с эпилога. Старые боги в рогатых шлемах, с булавами и летающими змиями гибнут, давая дорогу молодым. И у этих молодых и шлемы будут изящнее, и средства передвижения — экстравагантнее.

Вот, кстати, важное слово для понимания того, каким был «Четвертый Мир» в своей самой первой инкарнации — экстравагантным. Воплощающим все чаяния Кирби, все его комплексы, страсти, его своеобразный раблезианский юмор, его зачарованность идеей бога, его вера в то, что ни один по-настоящему добрый и милосердный бог в одном замысле с нами существовать попросту не может. Слишком экстравагантные идеи для супергеройского (технически) комикса начала семидесятых? Само собой. Зато и выглядят они экстравагантно. И имеют все данные, чтобы задать дотянувшимся до этого комикса пацанам и девчонкам новый канон крутости. Какой? Космический лыжник! Космические сани! Космическое Кресло! Куда уж экстравагантнее!

«Новые Боги» рассказывали о противостоянии жителей Нового Генезиса и правителя жуткого Апоколипса, возможного источника вдохновения для создателей Звезды Смерти. У Стэна Ли за время работы в Marvel Кирби «нахватался Шекспира», а поэтому в декорациях войны богов он представляет нам настоящую драму, в театральном смысле. Его герои — как актеры императорского театра на сцене, а художник по костюмам у них — модный архитектор-футурист, решивший одеть господ-актеров в одежды будущего. Слишком претенциозно для супергеройского (ну, по идее) комикса? Да само собой. Но это же супергеройский комикс «написанный, снятый и смонтированный» Королем! Звезда, предвещающая рассвет авторских комиксов! Он должен отличаться от того, что было раньше!

— Кого лепишь? — Пожарника! — А из чего? — Из глины! — А чего не из...

Журналы линейки «Четвертого Мира» рекламировались как новое слово в мире комиксов. Вместо колонки писем — рассказ Марва Вулфмена о том, кто такой Джек Кирби, и с какими великолепными идеями он пришел (то есть — вернулся, вернулся в National — это подчеркивалось особо, в новых журналах даже архивные комиксы Кирби перепечатывались).

Журналы должны были привлечь новое поколение хипповых чуваков. «Forever People» и «Mister Miracle» — Вечные Люди и Мистер Чудо должны были стать кумирами молодежи, как почти десять лет назад Человек-Паук. Ведь что Паук? — ну появились у супергероя обычные, земные проблемы! У современной молодежи проблемы — вселенские. Раньше ее кумиры пели «Слушай, хочешь расскажу секретик», а теперь — «Сатана сидит, смеется». Пришла пора хайратых Вечных Людей на Суперцикле! Пришло время Биг Барды — сильной женщины во всех смыслах слова, то закованной в броню по уши, то носящей цензурный минимум одежды, потому что пусть кто-нибудь попробует ей поуказывать, как одеваться!

В общем, новая эра. Вот только остальные комиксы, не настолько радикально авторские никто не отменял. И Кирби все это время аккуратно пытались напомнить о том, что неплохо бы использовать и других персонажей издательства. Кармайн Инфантино знал Кирби не первый год и делал это аккуратно. «Джек, у нас совсем плохи дела с комиксами о Мертвеце, засунь его в какой-нибудь свой журнал, они же все такие популярные!». Джек соглашался нехотя, и трудно сказать, что им двигало в первую очередь — гордыня или этика (не буду трогать чужих персонажей, их же не я придумал — не имею права!).

Свобода действий, возможность высмеивать в комиксах своих реальных и мнимых врагов — Кирби работал в каком-то комиксном раю! Вот только комиксный рай от Кирби был не в восторге. Нельзя сказать, что «Четвертый Мир» продавался плохо — нет, он продавался нормально, не лучше и не хуже других журналов. Но ведь от Короля ждали революции (или что там устраивают короли — реставрации?), а существенно ничего не изменилось. Таких продаж можно добиваться и не вынося имена авторов на обложку, и заставляя этих самых авторов не отрываться от прочей продукции компании.

«Четвертый Мир» в своем самом первом воплощении произвел на читателей мощное впечатление, но он не перевернул индустрию с ног на голову, не возглавил список бестселлеров, не обратил на себя внимания критиков из мира большой литературы. Он просто позволил одному человеку быть несколько лет довольно счастливым, и свел с ума кучу людей, которые будут переворачивать индустрию потом. Считать ли из-за этого Кирби непризнанным гением? Не знаю. Наверное, в той же мере можно считать непризнанным гений Леонардо да Винчи, ставшего при жизни востребованным художником, но так и не собравшим изобретенный им танк.

Продолжение следует...

Ещё много интересного
20.09.2017, 16:48 — Алексей Замский
Нет никакого дня новых комиксов, это всё фикция.
1319 8
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
16608 271
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
17187 142